Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вести (Украина): семейный бизнес Эрдогана на Украине. Зачем туркам покупать «Мотор Сич»

Турция стала одним из претендентов на покупку украинского гиганта машиностроения

© CC BY-SA 1.0 / Igor Bubin / Перейти в фотобанкДвигатель производства компании «Мотор Сич»
Двигатель производства компании «Мотор Сич» - ИноСМИ, 1920, 03.11.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Представителям турецких компаний предложили купить 50% акций «Мотор Сич». Все бы ничего, вот только де-факто акции уже принадлежат китайским инвесторам, сообщает «Вести». Что этим хотел сказать Киев? Между тем Турции этот завод позволил бы наладить производство дронов – одних их самых востребованных товаров на рынке вооружений.

Vesti. ua уже неоднократно писали о ситуации, сложившейся вокруг отечественного предприятия «Мотор Сич». Де-факто украинский гигант отечественного машиностроения оказался заложником противостояния США и Китая в бескомпромиссной борьбе за глобальное технологическое превосходство.

Однако в этом патовом геополитическом треугольнике появилась еще одна заинтересованная сторона в лице Турции.

Проблематика «токсичности» украино-китайского кейса

Напомним, что с 2016 года Украина последовательно блокирует попытки приобрести акции «Мотор Сич» китайскими инвесторами и их украинскими партнерами. В сентябре 2020 года китайские инвесторы уведомили Министерство юстиции Украины о возможности подачи иска в международные арбитражные инстанции о взыскании с Украины 3,5 миллиарда долларов убытков, нанесенных блокированием деловых сделок между частными хозяйствующими субъектами Украины и Китая.

Помимо технических трудностей с согласованием Антимонопольным комитетом Украины покупки акций «Мотор Сич» китайскими инвесторами, существуют также проблемы в юридической плоскости. Речь идет об уголовном производстве, которое возбудила Служба безопасности Украины в отношении сделки о приобретении контрольного пакета акций украинского предприятия. По ходатайству СБУ Шевченковский суд Киева наложил арест на акции, приобретенные пулом компаний во главе с китайской Skyrizon Aircraft Holdings Limited.

В последних числах октября должно было состояться заседание Киевского апелляционного суда по делу о снятии ареста с акций. По заявлению адвоката юридической фирмы Arzinger Алексея Задоенко, представляющего интересы одной из компаний-акционеров предприятия. Истец потребовал проведения открытого судебного заседания. Это и стало причиной переноса слушания.

«На сегодняшний день наша апелляционная жалоба соответствует всем требованиям, она принята судом, назначено судебное заседание, но по техническим причинам перенесено судебное заседание на 11 ноября, поскольку мы желаем гласности, открытости и прозрачности при рассмотрении нашего апелляционного обжалования. По этой причине мы подали ходатайство об осуществлении онлайн-видеотрансляции судебного заседания в сети Интернет», — отметил Задоенко в комментарии СМИ 27 октября.

Грубо говоря, уголовное производство в исполнении СБУ, кроме решения АМКУ, стало одним из «тормозов» общей сделки по приобретению китайскими компаниями акций «Мотор Сич». Очевидно, что хозяйственные и юридические проблемы, возникшие в процессе приобретения китайцами украинского предприятия, вовсе не случайны. Их главной функцией было создание официальным Киевом видимости формальной «деполитизации» вопроса.

Вполне очевидно, что без политической воли Киева невозможно решить все создавшиеся противоречия. И, как недавно отметил в своем интервью глава Министерства иностранных Дмитрий Кулеба, у украинской стороны этой политической воли нет. Более того, ее возникновение не предвидится.

«История с „Мотор Сич" уже стала токсичной, но она деполитизированная, то есть не является предметом регулярных консультаций или разговоров между китайским и украинским МИД. Там есть частный инвестор, он вложил деньги, привлек частного украинского инвестора, и теперь борется за свою инвестицию. Эта история стала настолько сложной и токсичной, что я, если честно, не знаю никого, кто бы реально хотел ее разруливать», — отметил Кулеба в интервью «Интерфаксу» от 28 октября.

Де-факто глава украинского МИД указал, что официальный Киев никак не будет способствовать решению проблем с приобретением «Мотор Сич» китайцами. Это достаточно четкий сигнал о том, что КНР может забыть о покупке украинского машиностроительного предприятия.

Закулисные торги Уруского

Судя по всему, разруливание темы с «Мотор Сич» сейчас находится в ведении команды вице-премьера — министра по вопросам стратегических отраслей промышленности Олега Уруского. Фактически Уруский также вполне отчетливо дал понять, что Китай не будет инвестором в запорожское предприятие.

Комментируя тему «Мотор Сич», 23 октября вице-премьер отметил, что ситуация с предприятием находится под пристальным вниманием Кабмина и Украина не может допустить потерю стратегически важного предприятия.

В отношении сделки о приобретении компании китайцами Уруский традиционно сослался на АМКУ: «Сейчас рассматривается антимонопольным комитетом процесс концентрации… потому что фактически одна компания сконцентрировала это в себе. Этот вопрос в плоскости АМКУ, проверяют на соответствие закону».

При этом профильный вице-премьер добавил, что для развития предприятия нужен инвестор, и правительство продолжает заниматься его поисками.

На Украине 28 октября широко растиражировали материал издания Times Of Middle East. В публикации указывалось, что еще в августе текущего года Олег Уруский предлагал представителям турецких компаний купить 50% акций компании «Мотор Сич» для реализации украино-турецкого сотрудничества в сфере авиационного двигателестроения.

Подчеркивая важность визита президента Владимира Зеленского в Турцию, журналисты Times Of Middle East отмечают, что Украина становится главным партнером Турции в перечне важных военно-морских разработок. В том числе по таким направлениям, как: турбовинтовые и дизельные двигатели, авионика, производство военных беспилотников, противокорабельные и крылатые ракеты, радары и технологии наблюдения, робототехника, ракетные двигатели и т. д.

«Технологическое сотрудничество между двумя сторонами резко возросло за последние два года, заложив основу для научно-технического альянса с далеко идущими последствиями для геополитической стабильности в бассейне Черного моря», — указано в материале.

Скандальность переговоров Киева и Анкары о приобретении контрольного пакета «Мотор Сич» заключается в том, что акции де-факто уже принадлежат группе китайских инвесторов. Таким образом, украинский вице-премьер либо умышленно вводил в заблуждение турецкую сторону, либо Украина пытается оформить схему по окончательному отсечению китайских инвесторов от запорожского предприятия в проект, под приобретение которого в КНР уже вложили около миллиарда долларов.

Перспективы ведения бизнеса с Эрдоганом

Автор материала в Times Of Middle East, весьма точно указывает на ряд событий-маркеров последнего времени, которые обозначили углубление военно-технического сотрудничества Украины и Турции в области производства боевых дронов.

После очередного раунда переговоров между Киевом и Анкарой об углублении торгово-экономического сотрудничества в январе, в феврале Украину с официальным визитом посетит турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган. В ходе визита было подписано соглашение о предоставлении Украине военной помощи в размере 200 миллионов турецких лир, или 36 миллионов долларов. По данным журналистов Times Of Middle East, эти средства были направлены на усовершенствование разработок в области двигателестроения.

Украинская и турецкая сторона весьма четко обозначили обоюдные интересы в развитии сотрудничества по производству беспилотников. Базисом сотрудничества стала сделка в 2018 году по приобретению Украиной турецких беспилотников «Bayraktar TB2» производства компании Baykar Makina.

Сейчас Турция утверждается в роли одного из ключевых производителей беспилотников, конкурируя с израильскими производителями. Украина, а точнее, мощности «Мотор Сич» интересны туркам с точки зрения решения технического вопроса комплексирования своих дронов двигателями. Запорожское предприятие уже обеспечивает турецкого производителя движками для беспилотных аппаратов.

Покупка «Мотор Сич» позволит Турции в технологическом плане сосредоточить вполне самодостаточный производственный цикл создания дронов, которые являются одним из самых востребованных товаров на рынке вооружений.

Вопрос развития компании Baykar Makina и направления производства беспилотников, кроме реализации национальных интересов Турции, имеет еще и стимул в виде личных бизнес-интересов президента Турции. Дело в том, что дочь турецкого лидера Сумейи Эрдоган является женой главы компании Baykar Makina Сельчука Байрактара.

Планируя дальнейшее развитие взаимоотношений Украины и Турции в плане общих проектов по созданию беспилотников, официальному Киеву стоит учитывать фактор личной заинтересованности Эрдогана в данном направлении. И не только этот фактор.

Сжечь мосты с Поднебесной, разгневать Вашингтон

Подтверждением реализации сценария по продаже «Мотор Сич» турецким инвесторам является факт переговоров между Киевом и Анкарой о создании совместного предприятия (СП) по производству беспилотников на территории Украины.

«Известно, что мы поставляем двигатели для турецких БПЛА, и Турция очень заинтересована в этом. Турки смотрят в сторону создания совместного предприятия по этому направлению сотрудничества. А мы со своей стороны заинтересованы в тех беспилотниках, которые производятся на сегодняшний день в Турции», — заявил вице-премьер Олег Уруский в интервью «РБК-Украина» от 29 октября.

Уруский также добавил, что СП Украины и Турции юридически уже было создано, и на данном этапе идет речь о технических деталях.

«Турецкая сторона высказала свое видение: она готова инвестировать в строительство производственных мощностей на территории Украины и соответственно просит определенные преференции от правительства Украины, а именно — предоставление земельного участка и налоговых льгот», — указал вице-премьер.

Вполне возможно, что «Мотор Сич» может стать базой для СП Киева и Анкары. Перспективы такой реализации потенциала запорожского машиностроительного гиганта представляются вполне рациональными, с учетом размещения турецких производственных мощностей и создания предпосылок для развития отечественного сегмента двигателестроения.

Вопрос только в том, насколько выгодное и всеобъемлющее вовлечение «Мотор Сич» в производственные цепочки Турции, с учетом всего потенциала нашего предприятия. Не менее важен и вопрос, так сказать, тянет ли турецкий вариант кооперации на статус стратегического партнерства. Выбрав Турцию в качестве ключевого акционера, Украина, таким образом, нивелирует возможности реализации потенциала «Мотор Сич» в отношении работы в других направлениях с другими партнерами.

Очень важным также является вопрос урегулирования конфликта с Китаем. Фактор «сепаратных» переговоров и дальнейшее определение правительством судьбы «Мотор Сич» в кооперации с Турцией, мягко говоря, создает конфликтный прецедент в отношениях с Поднебесной. При этом, решая вопрос предприятия на правительственном уровне, официальный Киев ломает видимость «деполитизированного» отношения к будущему «Мотор Сич» в кейсе с китайскими инвесторами.

Более того, не совсем понятно, как формату «турецкого гамбита» в исполнении Украины в отношении «Мотор Сич» отреагирует США. Отношения между Вашингтоном и Анкарой весьма прохладные, хотя в целом личное отношение действующего главы Белого дома Дональда Трампа к Эрдогану неплохое.

В случае же победы на выборах демократа Джо Байдена вероятность того, что Киев будут «вразумлять» по поводу дружбы с Турцией, вырастает в разы. У турецкого режима и истеблишмента Демпартии США своя «холодная война», обострившаяся после попытки военного переворота в Турции в 2016 году. Эрдоган обвинил демократов в инициировании заговора против себя, а также укрывании лидера неудавшегося переворота — проповедника и идеолога исламского пантюркизма Фетхуллаха Гюлена.

Киев, застрявший по вопросу дальнейшей судьбы «Мотор Сич» между Вашингтоном и Пекином, вполне вероятно видит здравую инициативу в лице Анкары. Но стоит со всей серьезностью учитывать клубок проблем и противоречий, которые создаются в результате принятия такого альтернативного решения. Кто во властной команде обладает достаточным уровнем компетентности, чтобы «разрулить» эту сложную ситуацию (в дипломатической терминологии главы МИД Кулебы) — большой вопрос.