После ожесточенных боевых действий Армения и Азербайджан при посредничестве России объявили о заключении мирного соглашения в Нагорном Карабахе. Оно вступило в силу 10 ноября и предусматривает возвращение Азербайджану территорий, оккупированных Арменией в августе 1993 года.

Соглашение было подписано после того, как азербайджанские войска взяли под контроль значительную часть региона и подошли к его столице, и предусматривает развертывание российских миротворческих сил в попытке положить конец любым пограничным столкновениями между двумя странами.

Как сообщили российские СМИ, 9 ноября президент Азербайджана Ильхам Алиев, премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Российской Федерации Владимир Путин подписали соглашение, предусматривающее всеобъемлющее прекращение огня и всех военных операций в зоне конфликта с полуночи 10 ноября по московскому времени.

Столь беспрецедентное развитие ситуации, благодаря которому Азербайджану удалось вернуть часть своей территории, оккупированной армянами более четверти века назад, произошло после вмешательства Анкары в конфликт. Турция оказала азербайджанцам военно-политическую поддержку в противостоянии армянской агрессии, что изменило баланс сил, несмотря на многоуровневую поддержку Еревана со стороны Москвы.

В результате боевых действий в 1993 году Армения оккупировала почти 20% азербайджанской территории, и хотя Совет Безопасности принял множество резолюций, призывающих к выводу армянских войск из этого региона, на протяжении трех десятилетий Ереван не предпринимал никаких действий на данном направлении. В связи с этим возникает следующий вопрос: как Турция смогла изменить региональное уравнение?

Тяжелая сделка для армян

Премьер-министр Армении назвал решение объявить о прекращении войны болезненным для своего народа и себя лично, отметив, что после значительных успехов Азербайджана на военной арене и приближения его войск к столице НКР у него не было другого выбора, кроме как подписать мирное соглашение.

Обращаясь к гражданам, Пашинян отметил, что это решение не было принято в одностороннем порядке и он учел мнение военных и других экспертов. По его словам, это лучшее решение в нынешней ситуации, когда баланс сил явно склоняется в пользу азербайджанской стороны. В ближайшие дни глава правительства Армении должен выступить с обращением к нации.

Через несколько минут после его заявления десятки людей собрались перед зданием правительства в столице Армении, осудив решение прекратить войну и потребовав отставки Пашиняна. Некоторые протестующие называли его предателем, так как оценивают прекращение огня и возвращение ряда оккупированных деревень Азербайджану как явное поражение армянского правительства.

Победа Азербайджана

Как считает президент Азербайджана Ильхам Алиев, подписанное соглашение означает капитуляцию Армении после десятилетий оккупации и правонарушений на азербайджанской территории.

Во время выступления Алиев был тверд и полон энтузиазма: «Он подпишет подло и трусливо в каком-то скрытом, закрытом месте, подальше от камер. Он не подписывает это по доброй воле. Подписывает под железным кулаком!»

По словам азербайджанского лидера, в ходе военных действий последних 50 дней (с 27 сентября до вечера 9 ноября) были освобождены 300 жилых районов и десятки деревень, оккупированных армянами. Он напомнил: «Я говорил вам, что мы выгоним их из наших земель, как собак, и мы сделали это».

Кроме того, по соглашению Азербайджан вернет себе 3 района вокруг Нагорного Карабаха в соответствии с установленными сроками: Кельбаджарский район до 15 ноября, Агдамский район не позднее 20 ноября и Лачинский до 1 декабря. Также в регионе на пятилетний период будет дислоцирован российский миротворческий контингент, и в случае необходимости этот срок будет продлен. Хотя ни одна из подписавших соглашение сторон не возражала против этого, некоторые СМИ сообщили о возможном участии Турции или Ирана в миротворческой миссии.

По словам Путина, азербайджанские и армянские силы останутся на занятых позициях, а российские миротворцы будут размещены вдоль коридора, связывающего Нагорный Карабах и Армению. Тем временем Министерство обороны России объявило об отправке в регион 1960 российских солдат, что также предусмотрено в трехстороннем соглашении. Отмечается, что в распоряжении российских военных будут примерно 90 единиц бронетехники.

Президент Азербайджана поблагодарил своего коллегу Реджепа Тайипа Эрдогана за активное участие в политическом урегулировании конфликта, высоко оценив роль Турции в достижении нынешней точки — прекращении кровопролития в регионе и установлении стабильности после долгих лет противостояния, жертвами которого стали тысячи человек.

Турция меняет баланс сил

Хотя пограничные столкновения сторон продолжались более 25 лет, за столь длительный период азербайджанская сторона не смогла добиться значительного прогресса и вернуть свою территорию. Однако сегодня ситуация кардинально изменилась.

Ключевую роль сыграла Турция и ее вмешательство в конфликт на стороне азербайджанской армии. Без этой поддержки Азербайджан не смог бы прорваться через армянские укрепления на оккупированных территориях.

Когда азербайджанская армия начала крупномасштабную военную операцию против армян, турецкая сторона оказала ей значительное военно-техническое содействие, что позволило азербайджанцам впервые за 26 лет добиться ощутимых результатов.

Военная помощь Турции стала не единственной причиной превосходства азербайджанской армии в недавних сражениях. Речь идет также о материально-технических и политических усилиях, благодаря которым Баку смог заручиться региональной и международной поддержкой. Это помогало сдерживать любые внешнеполитические действия, которые могли бы склонить чашу весов в пользу близкой к Европе Армении.

Победы, одержанные Азербайджаном, стали ударом для армян, что побудило их активизировать дипломатические усилия на региональной арене. Это попытки вовлечь Организацию Договора о коллективной безопасности (основана в 1992 году, в нее входят 6 стран бывшего Советского Союза: Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Армения) с целью изолировать Азербайджан, а также возложить на него ответственность за нарушение режима прекращения огня.

Однако ввиду хороших отношений с Азербайджаном организация решила не участвовать в конфликте и ограничилась призывом ко всем сторонам о прекращении огня и начале переговоров. В то же время ОДКБ не оказывала никакого давления с целью остановить продвижение азербайджанской армии.

Каковы причины вмешательства Анкары?

Турецкое вмешательство на стороне Азербайджана обусловлено целым рядом факторов этно-конфессионального и исторического характера, а также экономическими и политическими интересами. В первую очередь мы говорим о таких объединяющих две страны факторах, как язык, религия и этническая принадлежность, о чем свидетельствует известный политический лозунг лидеров двух государств: «Один народ — два государства».

Стоит отметить и историческое измерение этих отношений, так как позиция Анкары проистекает из моральной/исторической ответственности перед азербайджанским народом, обусловленной историей Османской империи, а также стратегическим положением страны. Для Турции, окруженной такими соперниками, как Россия, Иран и Армения, Азербайджан — окно в мир.

Кроме того, для Анкары Баку представляет собой рычаг для изменения регионального уравнения в отношениях с Арменией. Мы говорим об открытой вражде двух стран после событий 1915 года, которые Армения называет Холокостом, пытаясь заручиться региональной и международной поддержкой и обеспечить большее влияние в спорном регионе Нагорного Карабаха. Что касается политики Турции в отношении Балкан и Кавказа, то армяне напрямую ограничивают ее эффективность в Адриатическом и Каспийском морях.

В этом уравнении также крайне заметен экономический аспект. Так, энергетическая безопасность Турции существенно зависит от Азербайджана, который является одним из крупнейших экспортеров природного газа. Тем самым Анкара пытается диверсифицировать энергоисточники и снизить импорт иранского и российского газа. Азербайджан стал основным экспортером энергоносителей в Турцию после сокращения зависимости от российского газа примерно до 42% вместо 58% к 2015 году. Также в 2019 году был запущен проект, соединяющий Трансанатолийский газопровод (TANAP), пролегающий из Азербайджана, с Трансадриатическим газопроводом (TAP) возле турецко-европейской границы. Новый проект должен стать одной из важнейших артерий для снабжения газом энергетических рынков Европы.

Есть и другие общие проекты двух стран, наиболее крупным из которых являются линия электропередачи «Баку-Джейхан» и железнодорожная ветка (Баку-Карс). Как следствие, любые нападения на Азербайджан наносят удар по турецким интересам.

Наконец, не стоит забывать о двустороннем сотрудничестве в области обороны, которое включает подготовку азербайджанских кадров в турецких военных училищах.

Турция является одной из главных экономических партнеров Азербайджана. Торговый оборот между ними в 2015 году достиг почти 3,5 миллиарда долларов. Помимо прочего, в страну инвестируют более 2665 турецких компаний, и с 2004 года азербайджанская сторона получила 320 миллионов долларов для своих проектов.

Армянское упрямство

Недавние шаги Азербайджана были не чем иным, как естественным следствием целой серии неудачных переговоров и дипломатических усилий по возвращению захваченной армянами территории. Как известно, 23 августа 1993 года армянские войска оккупировали Джебраильский район, в результате чего погибло 362 азербайджанца, а во время захвата Физулинского района погибли 1100 человек.

Общие потери за годы армянской оккупации Нагорного Карабаха — это более 20 тысяч погибших азербайджанцев и более 100 тысяч раненых. Еще полтора миллиона граждан были вынуждены уехать за пределы страны, так как большая часть инфраструктуры была разрушена. Это 7 тысяч государственных учреждений, 750 школ, 680 медицинских учреждений и более миллиона гектаров сельскохозяйственных угодий.

Военное вторжение не только разрушило инфраструктуру и парализовало местную экономику, но и имело своей целью уничтожить культурное и историческое наследие азербайджанцев. Так, были разрушены 950 библиотек, 44 храма и 9 мечетей, не говоря уже о других ежедневных посягательствах на культурное наследие этой страны.

Столкнувшись с данной ситуацией, в 1993 году Совет Безопасности ООН принял 4 резолюции (резолюции 822, 853, 874 и 884), призывающие Армению вывести вооруженные силы из Нагорного Карабаха и ряда прилегающих к нему территорий и вернуть их под контроль Азербайджана. Однако Ереван не выполнил требования и продолжал свои военные операции на протяжении четверти века.

Пока еще слишком рано говорить о степени приверженности азербайджанцев и армян соглашению о мире, вступившему в силу во вторник, поскольку граждане Армении широко осудили решение премьер-министра подписать его. Тем не менее это важный шаг на пути к стабилизации ситуации в данном стратегическом регионе и закономерный результат фундаментальных изменений в уравнении вследствие турецкого вмешательства. В ближайшие дни мы сможем оценить последствия этого шага.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.