В украденных данных, распространенных впоследствии в дарквебе, говорится о давлении, с которым столкнулось агентство при утверждении вакцины Pfizer-BioNTech.
Конфиденциальные документы, украденные в Европейском агентстве лекарственных средств (ЕАЛС) 9 декабря 2020 года, всплыли в дарквебе. «Ле Монд» удалось получить доступ к некоторым из них, письма изучила команда европейских журналистов.
Папка состоит из 20 частей, в основном имеющих отношение к досье утверждения вакцины Pfizer-BioNTech. Среди документов есть 19 писем, отправленных в период с 10 по 25 ноября разными ответственными сотрудниками агентства. Некоторыми из писем, согласно коммюнике ЕАЛС от 15 января, «манипулировали» хакеры. Тем не менее, в беседе с «Ле Монд» агентство признает, что «преданные огласке электронные письма отражают имевшие место проблемы и дискуссии».
Пять из электронных писем со множеством адресатов (что, следовательно, снижает вероятность того, что они были объектами манипуляций), позволяют судить о давлении, оказывавшемся на агентство для ускорения процесса утверждения первой вакцины от covid-19.
В переписке от 12 ноября один из сотрудников ЕАЛС рассказывает, к примеру, о беседе с комиссаром ЕС по здравоохранению, Стеллой Кириакидес (Stella Kyriakides). Настаивая на том, «чтобы все европейские государства получили вакцину одновременно», Кириакидес также подчеркивала, насколько важно не «форсировать» странами применение национальных процедур, так как это может привести к задержкам в процессе официального утверждения препарата. Согласно директиве ЕС, в случае эпидемии государства имеют право использовать лекарственные средства, не получившие одобрения ЕАЛС.
19 ноября один из высокопоставленных сотрудников ЕАЛС упоминает селекторное совещание с Европейской комиссией, проводившееся в «довольно напряженной атмосфере, временами даже неприятной. Атмосфера дает представление о том, с чем может столкнуться ЕАЛС, если ожидания не оправдаются, вне зависимости от того, реалистичны они или нет».
На следующий день в переписке с Датским агентством лекарственных средств тот же самый чиновник признал, что для него стало неожиданностью заявление председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen), «четко назвавшей две вакцины, которые смогут получить одобрение до конца года [Pfizer-BioNTech и Moderna]. С обоими препаратами до сих пор имеются проблемы», — подчеркнул сотрудник.
Именно об этих «проблемах» и идет речь в остальных документах, украденных в декабре 2020 года. В связи с ними у агентства не возникает подозрений в манипуляциях. В частности, речь идет о проблемах, связанных с вакциной Pfizer-BioNTech.
Так, установлено, что в ноябре европейское агентство сформулировало три «основных возражения» против этой вакцины:
- отсутствие одобрения в отношении некоторых производственных площадок;
- нехватку данных о коммерческих партиях вакцины;
- и, самое главное, факт выявления качественных различий между коммерческими партиями и теми, которые применялись в ходе клинических испытаний.
Именно последний пункт вызывал наибольшее беспокойство исследователей, занимавшихся оценкой качества вакцины.
«Камень преткновения»
Действительно, при переходе от стадии клинических испытаний к стадии коммерческого производства пришлось изменить процесс производства, а также вложиться в новые заводы и другие мощности. Все эти изменения объясняют различия в точном составе вакцин, в частности снижение уровня целостности РНК — важнейшего элемента вакцины, способствующего после его введения в клетки выработке спайк-протеина вируса. Именно он "учит" иммунную систему распознавать этот патоген и нейтрализовывать его. Целостность РНК в вакцинах, использовавшихся в ходе клинических испытаний, составляла 69%-81%, то есть, это была полная цепочка, позволявшая сформировать спайк-протеин. В данных же, полученных из партий на новых производственных линиях, отражались более низкие показатели: в среднем, 59%. В некоторых партиях его содержание падало до 51%-52%. Это был «камень преткновения», сообщили в ЕАЛС 23 ноября.
Возникает вопрос, может ли более низкий уровень РНК повлиять не только на эффективность применения вакцины, но также и на ее безопасность. Ведь более низкий уровень целостности РНК может свидетельствовать о большем количестве примесей, главным образом, в виде усеченных РНК. «В этой продукции мы часто сталкивались с немного более короткими или немного более длинным РНК. Фильтрация происходит исходя из размера молекулы, но при больших объемах процесс затрудняется», — комментирует Стив Пасколо (Steve Pascolo), исследователь университетской больницы Цюриха, уже двадцать лет работающий над РНК-вакцинами. (Став соучредителем «КюрВак» (CureVac) в 2000 году, он покинул эту компанию и сегодня осуществляет проекты совместно с BioNTech). Эти усеченные РНК, очевидно, не могут способствовать формированию спайк-протеина. Тем не менее, данные, предоставленные компанией ЕАЛС, указывают, что белок вырабатывается при уровне РНК, равном 62%. «В ходе первых испытаний BioNTech иммунная реакция возникала при одном микрограмме РНК, — говорит Стив Пасколо. — В вакцине предполагается 30 микрограммов, значит, у них есть запас».
Той же точки зрения придерживается и американское Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов, с которым контактировало и ЕАЛС. «Вопрос о содержании РНК не расценивался как серьезная проблема» в Управлении, говорит чиновник ЕАЛС в электронном письме, датированном 23 ноября.
В действительности в этом сообщении говорится о том, что эти проблемы производства и контроля качества не касаются процедур срочного утверждения (осуществляемых в Соединенных Штатах, Канаде и Великобритании). Последние в действительности являются разрешением не на саму вакцину, а на временное ее применение. Временное разрешение на внедрение вакцины на рынок, которого добивалось ЕАЛС, представляет больше ограничений. Таким образом, возникает необходимость «согласования с общими требованиями» ЕАЛС, Управления по санитарному надзору и канадского агентства, «чтобы избежать вероятности, что один регион получит непригодный материал», — сообщалось спустя несколько дней в одном из электронных писем.
«Главное возражение»
26 ноября у компаний BioNTech и Pfizer появилась возможность ответить на возражения ЕАЛС. В их докладе сообщается о проведении проверок на различных производствах. Они также предлагают повысить минимальный уровень содержания РНК до 60% на начальных этапах производства во избежание его снижения до уровня ниже 50% в финальном продукте. Именно этот критерий, как представляется, был принят во всех документах, использованных при согласовании. В своем докладе производители вакцины под названием «Комирнати» (Comirnaty) утверждают, что различия в количестве РНК «не должны повлиять» ни на эффективность, ни на безопасность их продукции. Некоторые из этих партий уже применялись в ходе клинических испытаний.
Тем не менее, эти данные, как представляется, не убедили Европейское агентство, так как последние документы и доступные сообщения не позволяют снять с повестки «главное возражение». Это подтверждает снимок экрана с изображением электронной переписки от 30 ноября между ЕАЛС и производителями. «Эти проблемы рассматриваются как существенные, особенно в контексте инновационного характера этого типа продукции и ограниченного опыта. Поэтому следует применять более строгую стратегию контроля». Из одного из последних доступных докладов можно узнать, тем не менее, что корректировка производственных процессов позволяет восстановить уровень целостности примерно до 75%, что сопоставимо с образцами, использовавшимися в ходе клинических испытаний.
Три дня спустя, 3 декабря, газета «Уолл-Стрит Джорнал» (Wall Street Journal) опубликовала статью о проблеме с производством вакцины Pfizer. «В некоторых партиях качество сырья не соответствовало нормам. Мы устранили эту проблему, но нам не хватало времени на осуществление поставок, запланированных на этот год», — рассказывает «человек, принимающий непосредственное участие в разработке вакцины Pfizer.
Имеется ли здесь какая-то связь? Компания Pfizer отказалась от комментариев, сославшись лишь на продолжающееся расследование ЕАЛС о кибератаке. В пятницу, 15 января, BioNTech и Pfizer вновь заявили о задержке с поставками, сославшись на выполнение необходимых работ на бельгийском заводе в Пурсе.
В Европейском агентстве подтвердили, что впоследствии эту проблему качества удалось решить. «Компания смогла разрешить эти проблемы, а также предоставить информацию и необходимые данные, позволяющие ЕАЛС перейти к положительному решению по этой вакцине». Агентство заверяет также, что нынешние технические требования, касающиеся уровня РНК, «считаются научно обоснованными и приемлемыми».
Например, маловероятно, подчеркивает агентство, что усеченные молекулы РНК могут способствовать формированию протеина или пептида, вызывая таким образом нежелательные последствия. «Несмотря на срочность, во всем Евросоюзе всегда было понимание, что в вопросах высоких стандартов качества не может быть никаких компромиссов и любые рекомендации должны быть основаны исключительно на убедительных научных доказательствах, безопасности качества и эффективности вакцины», — настаивает ЕАЛС. В Европейской комиссии также ответили на наши вопросы, утверждая, что эти обсуждения «никогда не мешали независимости агентства и ни в коей мере не компрометировали беспристрастность решений ЕАЛС в вопросах оценки представленных на рассмотрение вакцин и других лекарственных средств».
Русский или русофильский след
До сих пор неизвестно, кто может стоять за последней хакерской атакой. Украденные данные появились на «Рутор», где «Ру» означает «Россия», а «тор» — веб-браузер, позволяющий осуществлять анонимный просмотр страниц в интернете (браузер Tor не связан с Россией и был разработан в ВМС США — прим.ред). Это может говорить в пользу версии, что хакер был из России или придерживался русофильских взглядов. «Подобная тактика взлома и кражи данных, за которыми следовал их слив, уже применялась российскими хакерами («Гуччифер 2.0», Guccifer 2.0), или дело Всемирного антидопингового агентства), — рассказывает Жан-Мишель Доан (Jean-Michel Doan), специалист компании «Секойя» (Sekoia), занимающейся вопросами кибербезопасности.
Кроме того, трудно исключить версию о промышленном кибершпионаже, тем более, учитывая, что при выборе документов преступники ориентировались именно на Pfizer. На это указывает и присвоенный файлу заголовок — «Доказательства масштабной аферы с данными по вакцине Pfizer. А что насчет группы противников прививок, пытавшейся дискредитировать вакцины? «Маловероятно, что хакер-противник вакцин будет публиковать данные на довольно малоизвестном сайте, специализирующемся на пиратстве», — комментирует Жан-Мишель Доан.
Вне зависимости от возможного прочтения этих документов факты таковы: вакцина Pfizer-BioNTech будет окончательно одобрена ЕАЛС 21 декабря 2020 года, через три недели после одобрения в Великобритании и через две недели после Соединенных Штатов. Это говорит о том, что Европейскому агентству потребовалось, несмотря ни на что, некоторое время на решение проблемы качества перед ее одобрением. Это промедление было расценено как «малоприемлемое Европейской комиссией», как следует из переписки между коллегами агентства от 19 ноября: «Что бы мы ни делали, ускоряя процесс согласования (с другими ведомствами) или проводя его в необходимые сроки для получения точных гарантий (…), ЕАЛС придется столкнуться с вопросами и критикой самых разных сторон (Европейской комиссии, государств-членов ЕС, Европейского парламента, СМИ и широкой общественности», — говорится в сообщении высокопоставленного чиновника агентства. Он не ожидал, что в дополнение ко всему этому агентство должно будет разбираться еще и с кибератакой.