«Разнообразие, представленность, заморские территории, Европа». Именно такой список задач (вторая их половина может показаться как минимум странной) был поставлен несколько месяцев назад перед главными редакторами французского телевидения France Télévisions, и именно от него теперь зависит часть их зарплаты. С разнообразием все абсолютно понятно, поскольку его явно не хватает как на государственных каналах, так и во многих изданиях. Что касается всего остального, поставленная перед руководством французских каналов редакционная политика удивляет куда больше.

Да, заморские территории и Европа обычно задвигаются на второй план в освещении новостей государственным холдингом, но почему руководство France Télévisions во главе с Дельфин Эрнотт решило финансово «мотивировать» представление европейских тем редакциями?

Брюссель ближе к Парижу, чем Бас-Тер или Фор-де-Франс, и именно там решается большая часть того, что впоследствии произойдет с французским законодательством. Как бы то ни было, нельзя не признать, что французское телевидение в целом мало интересуется происходящими там событиями. Вечерние выпуски новостей в значительной мере игнорируют европейскую тематику. По опубликованным в декабре 2019 года результатам исследования Фонда Жана Жореса, в 2018 году ЕС было посвящено всего 2,7% новостей, то есть столько же, сколько ООН.

Несколько секунд о назначении Урсулы фон дер Ляйен

Хотя на France 2 и France 3 дела обстоят несколько лучше, чем на TF1, хвастаться им все-таки нечем. Приведем один из многих примеров отсутствия у каналов интереса к Европе: когда евродепутаты подтвердили 16 июля 2019 года назначение главой Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен (бывший министр Ангелы Меркель и первая женщина на этом посту), в 8-часовом выпуске новостей на France 2 этому уделили всего несколько секунд в рамках «зарубежных новостей».

В эфире France Télévisions каждую неделю Европе посвящено 2,5 часа передач («Виновата Европа» и «Странная Европа»), и только там весной 2020 года вышел сериал «Парламент», который рассказывает о непростом начале карьеры молодого помощника французского евродепутата. Тем не менее во всех случаях эти программы выходят на платформе FranceInfo, которая обладает достаточно небольшой аудиторией.

Государственный министр по европейским делам Клеман Бон, которого сложно обвинить в нежелании продвигать Европу, судя по его активности во французских СМИ, регулярно критикует недостаточные усилия телевидения. «Нужно усилить механизмы, которые подталкивают наши государственные каналы к тому, чтобы больше говорить о Европе (…) Нужно найти все возможные средства принуждения или давления, чтобы добиться этого», — подчеркнул он на слушаниях в Национальном собрании 17 сентября 2020 года, упомянув «служебное обязательство».

В ходе рассмотрения законопроекта о телерадиовещании в начале 2020 года депутаты президентского большинства представили (и приняли) ряд поправок для того, чтобы подтолкнуть France Télévisions к расширению освещения европейской тематики. Порожденный covid-19 кризис остановил рассмотрение документа, но Клеман Бон все же рассчитывает представить новые предложения в ближайшее время.

Политический вопрос

Потому что, как он любит повторять, Европа — «не иностранные дела (…), а в высшей степени политический вопрос». Сам Эммануэль Макрон сделал его центральным в своей работе и намеревается опереться на успехи в Брюсселе, если вновь выставит свою кандидатуру в 2022 году. В такой перспективе французское председательство в Совете ЕС в первой половине этого предвыборного года должно позволить главе государства подтвердить свои обязательства и показать избирателям (при условии, что те будут достаточно проинформированы) продвижение Европы вперед. Во всяком случае, таковы планы Елисейского дворца.

Нужно признать, что слишком сложное и технократическое лицо Европы все еще не отличается телегеничностью. Тем не менее она начинает укреплять позиции в неожиданной сфере: художественной литературе. Так, главным героем романов «Флешка» 2019 года и «Эмоции» 2020 года Жана-Филиппа Туссена стал эксперт Еврокомиссии Жан Дертре. Точно так же в вышедших за последние два года «Капитале» Робера Менасса и «Компромиссах» Максима Каллигаро и Эрика Кардера Брюссель становится полем полицейских расследований.

«Нужно наполнить европейские представления, сформировать связанные образы. В культурном плане Европа фактически невозделанная целина», — считает Максим Каллигаро. Молодой писатель, который работает в Европарламенте в либеральной группе «Обновляя Европу» (в нее входят депутаты от партии Макрона), решительно настроен исправить ситуацию.

«Взгляните на успех книги Филиппа де Вилье! До этого момента привлечь интерес к Европе удавалось лишь популистам», — продолжает он. Они с соавтором также выступили сценаристами уже упоминавшегося сериала «Парламент». Отметим, что France Télévisions заказала второй сезон. Выход в эфир запланирован на первое полугодие 2022 года. Эммануэль Макрон определенно это оценит.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.