Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Обращение четырех премьер-министров к ЕС: «Европа должна укрепить свой цифровой суверенитет» (Handelsblatt, Германия)

Канцлер Ангела Меркель вместе с коллегами из Дании, Финляндии и Эстонии обращается в письме к главе Еврокомиссии

© AP Photo / Yves Herman, Pool Photo via APАнгела Меркель, Йозеп Боррель, Метте Фредериксен и Санна Марин
Ангела Меркель, Йозеп Боррель, Метте Фредериксен и Санна Марин - ИноСМИ, 1920, 02.03.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В своем письме главе Еврокомиссии властные дамы ЕС признают: «Цифровая добавленная стоимость и инновации теперь формируются за пределами Европы». А раз так, то надо защищаться — укреплять «цифровой суверенитет». Что ж, это право ЕС. Однако слова про «открытые рынки» и «всеобщее благо» в таком тексте попахивают демагогией.

То, что вы читаете, — это тревожный звонок на самом высоком уровне: он адресован континенту, который обеспокоен из-за своего будущего. Канцлер Ангела Меркель в совместном с премьер-министрами Эстонии, Дании и Финляндии обращении, опубликованном в издании Handelsblatt, призвала к активным действиям в целях укрепления цифрового суверенитета ЕС.

«Цифровая добавленная стоимость и цифровые инновации в значительном объеме формируются за пределами Европы», — написала Меркель вместе со своими коллегами в письме к главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен. — Зависимое положение и слабые стороны европейских цифровых мощностей, возможностей и технологий» становятся все более ярко выраженными».

Четыре премьер-министра своим призывом хотят поддержать усилия главы Еврокомиссии по устранению недостатков в цифровой сфере. Немка Ангела Меркель, эстонка Кая Каллас, финка Санна Марин и датчанка Метте Фредериксен предлагают в этой связи сформировать «план действий для развития цифрового суверенитета» и с помощью фонда восстановления после коронакризиса развивать проекты будущего.

Главы государств видят необходимость действий в таких областях, как искусственный интеллект и употребление квантовых компьютеров, облачные сервисы и новые сетевые технологии. Они поддерживают предложение Еврокомиссии ужесточить регулирование крупных платформ, таких как Facebook, Google и Amazon.

Для этого ЕС планирует принять два закона — Закон о цифровых услугах и Закон о цифровых рынках. Помимо этого, фон дер Ляйен объявила о начале «цифровой декады», призванной помочь наверстать отставание Европы. Уже в этом месяце глава Еврокомиссии планирует представить детали плана.

Будь то видеоконференции, офисное программное обеспечение или полупроводники — пандемия показала, насколько сильно экономика Европы зависит от зарубежных IT-компаний. В первую очередь, от американских технологических гигантов, но также все больше и от китайских компаний.

Альтернатива «цифровой диктатуре»

С приходом Джо Байдена к власти в США, в Берлине и Брюсселе растет интерес к технологическому сотрудничеству с США. Также и президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер в ходе мероприятия во Дворце Бельвю в понедельник затронул эту тему. Он описывает «конвергенцию дискуссий» об обуздании технологического сектора в США и Европе. По его словам, американцы также осознают риски необузданного капитализма в сфере данных и контроля.

Меркель вместе с коллегами обращают внимание на следующий факт. «Демократические основополагающие ценности в эпоху цифрового века по всему миру находятся под сильным давлением», — отмечают они. Штайнмайер, в свою очередь, говорит об «историческом шансе», возможности противопоставить «цифровой диктатуре» — весьма прозрачная отсылка к Китаю — «демократическую альтернативу».

В Вашингтоне это воспримут с радостью. Новое американское правительство намерено заручиться поддержкой европейцев для совместных технологических инициатив. Возможен ли в действительности трансатлантический технологический консенсус, это пока вопрос открытый. В любом случае, США с некоторым недоверием наблюдают за тем, как европейцы действуют в области регулирования технологической индустрии.

При помощи Закона о цифровых услугах и Закона о цифровом рынке ЕС намерен подчинить цифровой рынок новым правилам. Закон о цифровых услугах заново определяет права и обязанности поставщиков контента в интернете. В особенности, большие платформы, охват которых составляет более десяти процентов населения ЕС, должны подвергнуться намного более жесткому регулированию. При этом речь идет об удалении незаконного контента и поддержании свободы слова.

Закон о цифровом рынке призван адаптировать конкурентное право к экономике платформы — несмотря на имеющийся рыночный надзор, крупные провайдеры, такие как Google, Facebook и Amazon достигли большого влияния на рынок и выполняют теперь ведущую функцию. Это означает, что они предоставляют менее крупным компаниям доступ на рынок. Поэтому особенно важно, чтобы они обращались с этими компаниями честно и не ущемляли их права в сравнении с собственными продуктами.

Американские концерны, такие как Facebook, Google и Amazon пытаются ослабить обе законодательные инициативы. ЕС, в свою очередь, напротив, надеется подать пример всему западному миру. Потому что власть цифровых концернов обсуждается не только в Европе. Так, недавний конфликт между австралийским правительством и Facebook показал, что государства и концерны готовы к жестким мерам. И ЕС здесь готов прибегать к высоким штрафам. Нынешний проект Закона о цифровом рынке предполагает штрафы в размере до десяти процентов мирового годового оборота.

Письмо четырех премьер-министров Ангелы Меркель (Angela Merkel) Метте Фредериксен (Mette Frederiksen) Кайи Каллас (Kaja Kallas) Санны Марин (Sanna Marin) председателю Еврокомиссии

Уважаемая г-жа председатель, дорогая Урсула!

Цифровизация играет решающую роль в экономическом восстановлении в Европе — для ее благосостояния, безопасности, конкурентоспособности и блага наших обществ. За прошедшие месяцы совместными усилиями мы в Европе одобрили механизм восстановления и повышения устойчивости, чтобы с его помощью беспрепятственно содействовать масштабным дополнительным инвестициям в цифровые проекты, мы укрепили сотрудничество в области цифровой политики и способствовали развитию общей инициативы в сфере политики данных, искусственного интеллекта и регулирования платформ.

Вместе с тем, одновременно все более заметными становятся зависимое положение и слабые стороны европейских цифровых мощностей, возможностей и технологий. Цифровая добавленная стоимость и цифровые инновации в значительном объеме формируются за пределами Европы. Данные — это новая валюта, но они собираются и хранятся преимущественно за пределами Европы. А демократические основополагающие ценности в эпоху цифрового века по всему миру находятся под сильным давлением.

Поэтому настало время, когда Европа должна укрепить свой цифровой суверенитет. Мы должны укрепить цифровой внутренний рынок во всех его проекциях, чтобы развивать инновации и обеспечить свободный поток данных. Мы должны эффективно обеспечить конкуренцию и доступ к рынку в мире, которым движут данные. Критическая инфраструктура и технологии должны стать устойчивыми и безопасными. Настало время, когда правительства должны продвигаться вперед в области цифровизации для развития доверия и цифровых инноваций.

Мы хотим расширить наши мощности и способности в тех сферах, в которых мы хотим стать более самостоятельными — вместе с демократическими партнерами во всем мире и на основе сильных трансатлантических отношений. Одновременно мы хотим укрепить взаимное сотрудничество и расширить взаимодействие.

Цифровой суверенитет означает для нас возможность опираться на собственные сильные стороны и бороться с собственными стратегическими слабостями, не превращать в изгоев других и не действовать по-протекционистски. Мы являемся частью глобального мира с глобальными системами обеспечения, который мы хотим развивать во имя всеобщего блага. Мы выступаем за открытые рынки и свободную, честную и базирующуюся на правилах торговлю. Вот что для нас означает цифровой суверенитет.

Поэтому мы хотим, чтобы Европейский Союз возглавил «цифровой поворот», за что мы в октябре 2020 года и выступили в Европейском Совете. Мы убеждены, что Европа должна оживить свою цифровую трансформацию и проводить самостоятельную, открытую цифровую политику, лейтмотивом которой должен быть цифровой суверенитет. Такая цифровая политика охватывает в равной степени потребности общества, экономики и государства и играет благоприятную роль для перехода к «зеленой» экономике.

Поэтому мы призываем Европейскую комиссию выступить с необходимыми инициативами, чтобы укрепить цифровой суверенитет Европейского Союза. По нашему убеждению, для этого требуются следующие шаги:

Во-первых, Европейская комиссия должна определить критически важные технологии, а также стратегически важные сектора. Нам нужна ясность по поводу того, в чем заключаются сильные стороны Европы и, возможно, ее стратегически уязвимые места, какие у нее есть рискованные зависимости, способные привести к проблемам с обеспечением Европы и к рискам в сфере кибербезопасности. Решающее значение имеет при этом основательный анализ глобальных вызовов и потенциальных проблем с безопасностью, недостатка ресурсов и рыночных структур.

Этот процесс обязательно должен быть транспарентным, чтобы гарантировать доверие к нему со стороны граждан и экономических кругов. Необходимо определить долгосрочные цели, потому что «цифровой поворот» может привести к тому, что приоритеты наших обществ, наших экономик, наших граждан и нашей безопасности сместятся: некоторые области окажутся в центре внимания, тогда как значение некоторых других уменьшится.

Именно этим Европейская комиссия должна руководствоваться, выступая с предложением по объявлению «цифрового десятилетия» до 2030 года, и проводить мониторинг, к которому мы в октябре 2020 года призвали Европейский Совет.

Вторым шагом Европейского Союза должны стать активизация и усиление его политики в отношении критических технологий и систем, а также стратегических секторов. Чтобы избегать возникновения зависимостей, он должен обеспечить работу открытых рынков и систем обеспечения.

Если это окажется невозможным, то необходимо будет создать взаимные зависимости (то есть односторонние зависимости от монополистов или стран недопустимы). Если и это будет невозможно, то в качестве последней опции нужно будет активно развивать и расширять европейские мощности и способности.

В этом смысле в число политических инструментов цифровой политики должны входить политические меры в различных областях — как на общеевропейском, так и на национальном уровне: решающее значение будет иметь то, чтобы развитие осуществлялось во всех аспектах нашего внутреннего рынка (здравоохранение, энергетика, транспорт и т.д.).

Мы должны использовать всю политическую палитру и комбинировать инструменты промышленной, торговой и конкурентной политики, а также исследовательской и инновационной политики с применением долгосрочных инструментов финансирования и правил для «Важных проектов, представляющих общий европейский интерес» (IPCEI).

Мы должны расширять цифровой внутренний рынок, чтобы облегчить рост предприятий и способствовать развитию инноваций и инвестиций. Нам следует расширять способности и компетенции в отношении всего общества, особое внимание уделяя стратегическим секторам. Ведь цифровизация государства и управления должна стать одним из важных инновационных двигателей, который укреплял бы доверие людей к тестированию, реализации и распространению инноваций.

По всем этим поводам комиссия должна выступать с новыми инициативами и поддерживать старые. Нам нужны солидные рамочные условия для инновационной, ответственной и безопасной цифровой экономики с общеевропейской экосистемой для цифровой идентичности, с правовыми рамками для искусственного интеллекта, совершенного квантового компьютинга, базирующихся на территории ЕС облачных решений и европейским подходом к развитию визуализации коммуникационных сетей и новых технологий (openRAN).

Кроме того, мы выступаем за новую глобальную инициативу по регулировке платформ, в основе которой лежала бы наша внутренняя дискуссия по поводу законов ЕС о цифровых услугах (Digital Services Act) и о цифровых рынках (Digital Markets Act).

Европейской Комиссии следовало бы разработать на этой базе план действий по развитию цифрового суверенитета, по возможности, в рамках своей инициативы по провозглашению «европейского цифрового десятилетия», презентация которой назначена на март 2021 года. Чтобы предотвратить укоренение критических зависимостей, она должна включать в себя набор незамедлительных мер, которые позволили бы Европе укреплять свой цифровой суверенитет в критических областях.

Третьим шагом должно стать создание европейской мониторинговой системы — она необходима ввиду стремительного развития ситуации в цифровом мире. Этот мониторинг должен осуществляться регулярно, быть нацеленным на долгосрочную перспективу и опираться на широкую общественную, научную и экономическую базу. Тогда мы сможем предугадывать наиболее важные направления цифрового развития, распознавать наши собственные сильные и слабые стороны и определять соответствующие конкретные меры и инструменты. Мониторинг должен поддерживать инновации и развитие, чтобы Европа была и оставалась суверенной, безопасной и конкурентоспособной, а также играла ведущую роль в развитии цифровых технологий.

Цифровая трансформация представляет собой один из главных шансов и одновременно вызовов для европейского будущего. Она должна служить людям, нашим обществам и экономикам. Мы как европейцы стремимся к тому, чтобы и в цифровую эпоху поддерживать наши демократические ценности и правила — в Европе и во всем мире.

Одновременно мы хотим участвовать в определении цифровой «добавочной стоимости», чтобы в будущем гарантировать Европе высокий уровень благосостояния и вести наши общества вперед, в цифровую эпоху. Это будет возможно лишь в том случае, если бы будем последовательно идти по пути к цифровому суверенитету — уверенно и открыто.

Мы призываем вас поддержать это общее намерение, используя весь политический вес Европейской комиссии.

С уважением,

Ангела Меркель, федеральный канцлер Федеративной Республики Германии

Метте Фредериксен, премьер-министр Королевства Дании

Санна Марин, премьер-министр Республики Финляндии

Кая Каллас, премьер-министр Эстонской Республики