Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

The National Interest (США): как США могут одержать победу в Арктике

© РИА Новости Алексей Дружинин / Перейти в фотобанкПрезидент РФ Владимир Путин на форуме «Арктика - территория диалога»
Президент РФ Владимир Путин на форуме «Арктика - территория диалога» - ИноСМИ, 1920, 09.03.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Наступила эпоха «соперничества великих держав» в Арктике при участии США, России и КНР. Это соперничество носит острый характер, и авторы рисуют возможности усиления влияния Вашингтона там с помощью союзников. Главное — заставить Россию использовать Севморпуть в интересах США. И выдавить оттуда «неарктический» Китай.

Наступила эпоха «соперничества великих держав», и она разворачивается в Арктике при участии Соединенных Штатов, России и Китая. Этот жизненно важный регион имеет значение не только для стратегических торговых путей, которые открываются из-за изменения климата, но там еще располагаются и огромные запасы энергетических ресурсов, драгоценных металлов и месторождений редкоземельных элементов.

Хотя это соперничество носит острый характер, а расходы на оборону у всех трех этих стран растут, динамика там отличается от того, что можно видеть в других местах, включая Балтику, Южно-Китайское море и Восточно-Китайское море. Географические особенности и мультилатеральные структуры управления создают определенные возможности для Америки и ее союзников, однако использование существующих возможностей потребует проведения специальной дипломатии, а также постоянного присутствия в этом регионе.

Администрация Трампа сделала своим важным приоритетом задачу по повышению способности Соединенных Штатов соревноваться в Арктике. В 2019 году Министерство обороны опубликовало свою Арктическую стратегию (Arctic Strategy), в которой основное внимание было уделено вызовам, связанным с присутствием в этом регионе России и Китая. К концу 2019 году Военно-морские силы США восстановили свой Второй флот, в задачу которого входит проведение операций в Северной Атлантике и в Арктике. Этот шаг Военно-морских сил США позволяет усилить наблюдение за российскими подводными операциями, а также, в целом, повышает нашу ситуационную осведомленность об Арктическом регионе. Модернизация систем противоракетной обороны, способных следить за новым поколением ракет, направляемых через Северный полюс, также является критически важной задачей по защите нашей родины. Соответственно, администрация Трампа регулярно пыталась изыскать дополнительные средства для реализации указанных целей, а также опубликовала Обзор противоракетной обороны (missile defense review), в котором подчеркивалась острая необходимость увеличить инвестиции Америки в этот регион.

Для дальнейшего расширения американского присутствия в Арктике Совет национальной безопасности возглавил межведомственный процесс, целью которого стала аренда двух ледоколов для Береговой охраны США. Хотя Соединенные Штаты, как правило, не берут в аренду суда, этот шаг был необходим для того, чтобы заполнить промежуток в несколько лет до того момента, когда в рамках реализации Программы по созданию ледоколов для обеспечения безопасности в полярной зоне (Polar Security Cutter program) эта службы начнет получать новые корабли. Взятые в аренду ледоколы позволят нам в кризисные ситуации расширить доступ к радарам, к системам противоракетной обороны, удаленным военным заставам и местам хранения, а также позволят осуществлять свободу навигации и использовать разведывательные платформы на постоянной основе в мирное время. Мы также начали изучать вопрос о том, где лучше разместить эти корабли, а также те ледоколы, которые будут потроены в рамках Программы по созданию ледоколов для обеспечения безопасности в полярной зоне. Как представляется, Аляска является идеальным местом для этого. Размещение кораблей ближе к району их патрулирования делает их центром предпринимаемых действий, и в результате Береговая охрана сможет сэкономить время и деньги, а еще это позволит военнослужащим Береговой охраны США находится ближе к своим семьям.

Для поддержки подобных усилий администрация США проводила интенсивную дипломатию и контактировала с другими арктическими государствами. Наши отношения с Данией, Гренландией, ее конституционной территорией, Норвегией, Канадой, Исландией, Швеций и Финляндией по арктическим вопросам никогда еще не были столь прочными. Мы обменивались разведывательной информацией и аналитическими оценками с нашими союзниками относительно угроз в этом регионе, исходящих от России и Китая. В числе обсуждаемых тем был вопрос о ненадежности китайского телекоммуникационного оборудования, включая технологии компаний Huawei и ZTE, а также опасность, связанная с использованием волоконно-оптических кабелей, изготовленных в Китае и предназначенных для прокладки под водой.

Соединенные Штаты предприняли важный шаг и открыли консульство в Нууке для еще большего укрепления связей между американцами, гренландцами и датчанами. Затем мы провели виртуальный саммит с участием высокопоставленных руководителей для закрепления этого трехстороннего партнерства. Со стороны Соединенных Штатов в нем приняли участие Корпорация по финансированию международного развития (Development Finance Corporation), Экспортно-импортный банк и Агентство США по международному развитию (USAID). В партнерстве со штатом Аляска мы предложили, каким образом можно было бы модернизировать регуляторные рамки в Гренландии в области добычи природных ресурсов с использованием щадящих для окружающей среды методов, а также обеспечить защиту работающих в этой отрасли людей.

Помимо двусторонних усилий, успешная арктическая дипломатия требует многостороннего участия в рамках Арктического совета, где происходит ключевой процесс принятия региональных решений. Россия играет важную роль как член Арктического совета, тогда как Китай обладает лишь статусом наблюдателя. В октябре 2020 года мы встретились с нашими российскими визави в Женеве для обсуждения длинного списка вопросов. Хотя продвижение по обсуждению большинства относящихся к Арктике вопросов было медленным, мы тем не менее нашли общее понимание того, что существует «арктические государства» и «неарктические государства». Мы согласились с тем, что мнения таких неарктических стран, как Китай, могут представлять интерес, однако лишь арктические государства должны сидеть за столом, когда принимаются решения относительно этого региона. Один из российских участников переговоров подчеркнул эту точку зрения и сухо заметил, что «шелковый червь в Арктике не выживет».

Поскольку таяние льдов открывает новые морские пути, а также доступ к богатым природным ресурсам, мы можем ожидать продолжения российской и китайской военной и коммерческой активности в Арктике. Соединенные Штаты не могут и не должны исключать какие-то страны из этого региона. Однако мы можем сделать так, чтобы наши стратегические интересы были защищены. Кроме того, мы можем потребовать, чтобы другие государства играли по правилам дорожного движения, установленным Арктическим советом для предотвращения попыток устрашения, которые мы наблюдаем в таких местах как Южно-Китайское море. Администрация Байдена может добиться такого результата, сделав ставку на инвестиции в наше военное присутствие и развитие тех дипломатических шагов, которые были предприняты администрацией Трампа.

Роберт О'Брайен — 28-й по счету советник по национальной безопасности, работал в администрации президента с 2019 года по 2021 год.

Райан Талли в период с 2020 года по 2021 год был старшим директором по России и европейским делам Совета национальной безопасности.