Разумеется, по мнению экспертов, исключать возможность очередной аварии в будущем нельзя, но необходимо принять меры, чтобы избежать закрытия Суэцкого канала, как это произошло в случае с контейнеровозом Ever Given. В частности, речь идёт о подготовки оборудования на случай таких происшествий, особенно с учетом прогресса в производстве гигантских судов.

Вероятно, именно это имел в виду президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси, когда отметил необходимость извлечь урок из случившегося и ускорить закупку Управлением Суэцкого канала соответствующих оборудования и материалов.

Похоже, египетский лидер осознает масштаб опасений, вызванных временной блокировкой торговой артерии. В среду во время инспекции Суэцкого канала он указал на необходимость убедить мировое сообщество в безопасности местного судоходства и в скорейшем времени приобрести соответствующее оборудование, сколько бы оно ни стоило. Все это позволит идти в ногу со временем в период активного производства больших судов.

Потребность в таком оборудовании стала предельно очевидной, когда судовладелец обратился за помощью к голландской компании, специализирующейся на спасательных операциях. Именно она помогла снять судно с мели и спасти мир от торговой катастрофы и ещё больших убытков, которые в числе прочих понесло и египетское государство.

Расширение канала

По словам главы Управления Суэцкого канала Усамы Рабиа, Египет обещает изучить вопрос о расширении Суэцкого канала, чтобы избежать в будущем подобных инцидентов, особенно в южной части канала, где и произошла последняя авария.

При этом, как сказал Рабиа в прошлый четверг, необходимости в углублении канала нет. Как известно, в настоящее время его глубина составляет 24 метра.

Длина канала достигает 193 километра. На севере он состоит из двух параллельных артерий, в отличие от южной части, ширина которой составляет 345 метров. Именно там и село на мель судно Ever Given длиной 400 метров, шириной 59 метров и грузоподъёмностью 224 тысяч тонн.

До сих пор не известно, какие факторы способствовали блокировке канала гигантским судном, хотя в начале кризиса Управление Суэцкого канала официально заявило об отсутствии видимости и интенсивном ветре как главных причинах происшествия на маршруте, по которому за неделю проходит около 12% мирового товарооборота.

Египет получил множество предложений от Турции, России и Соединённых Штатов, желавших помочь снять с мели гигантский контейнеровоз, что подтверждает наличие у этих стран специального оборудования и ресурсов для действий в подобных условиях, даже несмотря на отсутствие у них таких стратегических объектов, как Суэцкий канал.

По мнению экспертов, обращение судовладельца к услугам голландской компании, специализирующейся на спасательных операциях, ускорило разблокировку канала, возобновление торговли и избавило мировое сообщество, и в частности Египет, от еще больших убытков.

Усвоение урока

Эксперт по вопросам энергетики Мамдух Салама отмечает: «Египту удалось решить проблему с контейнеровозом благодаря огромному опыту и имеющемуся в его распоряжении оборудованию. Тем не менее произошедшее преподало нам урок о том, как важно принимать меры предосторожности, когда речь идет об огромных судах подобного типа, чтобы не допустить технических ошибок и влияния человеческого фактора в случае сильного ветра и песчаных бурь».

В интервью Al Jazeera он пояснил: «Урок, извлеченный Управлением Суэцкого канала, состоит в необходимости обновить оборудование, инвестировать и закупить дополнительную технику, способную решать проблемы с такими судами в будущем, чтобы избегать неприятных последствий для экономики страны, мировой экономики и цен на нефть».

А консультант по стратегическому и кризисному менеджменту Мурад Али заявил: «Существует так называемая фаза предупреждения кризиса, или докризисная фаза, и она делится на четыре стадии. Первая — это анализ рисков и их вероятности, вторая — проработка сценариев для подготовки к таким рискам, третья — работа с аварийными сигналами для раннего реагирования на кризис. Наконец, четвёртый этап — обучение и подготовка квалифицированных кадров, готовых действовать в чрезвычайных ситуациях и имеющих необходимые для этого ресурсы».

Как отмечает эксперт, принятие подобных мер и процедур на раннем этапе позволило бы учесть риски и предотвратить кризис, не позволив судну войти в канал при плохих погодных условиях. Вхождение контейнеровоза в канал было ошибкой.

Али добавил: «Доходы Суэцкого канала составляют от 5 до 6 миллиардов долларов в год, в связи с чем возникает серьезный вопрос: почему Управление канала с его финансовыми и человеческими ресурсами не предоставило необходимое оборудование и соответственно обученные кадры, а вместо этого воспользовалось услугами экспертов из Нидерландов? Предполагалось, что у нас есть институты, специализирующиеся на подготовке таких специалистов и предоставлении подобных услуг за границей».

Плохой менеджмент

Бывший египетский парламентарий Мохамед Масад в свою очередь выразил уверенность, что Египет переживает кризис в области управления, и блокировка Суэцкого канала является тому подтверждением, так как оборудование и другие ресурсы отсутствовали.

В беседе с Al Jazeera он добавил: «В 2012 году у нас в парламенте состоялась встреча с представителями Управления Суэцкого канала, и обсуждалось развитие канала, его расширение, углубление и превращение в огромный логистический центр».

По словам Масада, большинство компаний, обслуживающих канал, убыточны, и Египет получает выгоду только от платы за трафик. В этом и заключается причина отсутствия каких-либо новых разработок и модернизации оборудования, за исключением открытия второго русла канала в 2015 году. На проект было потрачено более 64 миллиардов фунтов, но это не принесло значительной финансовой отдачи и не способствовало качественным изменениям в управлении каналом.

Голландская компания

В то же время некоторые пользователи социальных сетей раскритиковали СМИ и египетское государство за пренебрежение к роли голландской компании и ее экспертов в разблокировке одной из главных судоходных артерий в мире.

В многочисленных публикациях отмечается, что признание роли голландской компании никоим образом не умалит усилия египетских рабочих, экспертов и должностных лиц из Управления Суэцкого канала.

После двух дней безуспешных попыток снять судно с мели к спасательным работам присоединилось голландское судно, принадлежащее компании Smit Salvage. Последняя специализируется на спасении пострадавших судов.

Как сообщает газета Le Parisien со ссылкой на Сала Меркгальяно, профессора истории в американском Университете Кэмпбелла, голландская компания, основанная в 1842 году, имеет большой опыт работ в нефтяном секторе, где большие платформы требуют особых технических навыков.

Оценка ущерба

Согласно оценкам, от приостановки судоходства в Суэцком канале примерно на неделю следует ждать большого ущерба. По данным Fitch Ratings, аварии с участием крупных контейнеровозов могут приводить к искам на сумму более 1 миллиарда долларов. В основном это связано со спасением судов и их прибытием в конечный пункт назначения.

В отчете страховой компании Allianz говорится, что суточный перерыв в транспортировке товаров в результате прекращения судоходства по каналу обходится мировой торговле в 6-10 миллиардов долларов.

Как заявил ранее глава Управления Суэцкого канала генерал-лейтенант Усама Рабиа, власти оценили объём ущерба в 12-15 миллионов долларов в день. Ответственные за его компенсацию будут определены после завершения расследования инцидента.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.