Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Bloomberg (США): как сохранить мир, когда Арктика нагревается

© РИА Новости Илья Тимин / Перейти в фотобанкАрхипелаг Земля Франца-Иосифа
Архипелаг Земля Франца-Иосифа - ИноСМИ, 1920, 25.05.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Глобальное потепление обернулось активизацией деятельности человека в Арктике и подогрело интерес к ней со стороны Китая. Восемь арктических государств, включая США, Канаду и Россию, должны принять реальные меры, чтобы справиться с главной угрозой для этого региона.

В 1987 году советский лидер Михаил Горбачев призвал сделать Арктику «зоной мира», и долгое время она таковой и была. Но повышение средних температур привело к тому, что летом значительная часть Арктики освобождается ото льда, что в свою очередь открывает множество экономических возможностей — от добычи нефти и природного газа в богатых арктических месторождениях, до новых морских путей. Кроме того, в Арктике увеличивается и присутствие военных. Десятилетия гармоничной исключительности, вероятно, подходят к концу.

Тем не менее, у нас все еще есть возможность защитить этот регион от растущей напряженности. Для этого потребуется переосмыслить роли тех государств, которые не граничат с Арктикой, в том числе Китая, а также создать неформальный форум для ведения дискуссий, который включал бы в себя и Россию, в отношении которой сейчас действует множество санкций. Восемь арктических государств, включая Соединенные Штаты, Канаду и Россию, должны принять реальные меры для того, чтобы справиться с главной угрозой для этого региона, а именно с изменением климата. В заявлении, опубликованном после встречи Арктического совета, которая состоялась на этой неделе, глобальное потепление было упомянуто много раз, однако эти разговоры должны подкрепляться активными действиями отдельных государств.

Достичь баланса будет нелегко. Накануне встречи Арктического совета, в которой приняли участие министры арктических стран, министр иностранных дел России Сергей Лавров предостерег от посягательств на права России в Арктике. «Это наша земля и наши воды», — заявил он, прежде чем Москва официально заняла место председателя совета на ближайшие два года. Если превращать дискуссии в грубое соперничество, это никому не принесет пользы.

К счастью, у арктических государств уже есть опыт предметного сотрудничества. Концепция «гонки за ресурсами» преуменьшает реальную стоимость добычи нефти в Арктике, несмотря на часто упоминаемые оценки объемов нетронутых минеральных богатств. Новые морские пути, такие как Северный морской путь, пролегающий вдоль арктического побережья России, являются более быстрыми и имеют большое значение для добычи и транспортировки горючих ископаемых. Однако практические сложности, такие как повышенные расходы на топливо, необходимость укреплять корпусы кораблей и проводить специальное обучение экипажей, чтобы подготовить их к непредсказуемости Арктики, означают, что эти новые морские маршруты вряд ли в скором времени полностью вытеснят все остальные варианты.

Тем не менее, Арктика быстро меняется. За последние 50 лет температуры в Арктике выросли в три раза больше, чем в других регионах планеты, о чем сообщает Арктический совет. Таяние льда, вероятно, лишь усугубит ситуацию, потому что океан начинает поглощать все больше тепла. Таяние вечной мерзлоты уже обернулось одним из самых губительных разливов топлива в России. Серьезную угрозу представляют собой и патогенные микроорганизмы.

Рост интенсивности деятельности человека повышает риск возникновения непонимания и случайных столкновений. В Арктике появляется все больше военных и военной техники, потому что Россия начала наращивать свой военный потенциал в этом регионе, восстановив там советские базы. Соединенные Штаты восстановили Второй флот ВМС США, который отвечает за северную часть Атлантического океана, и постепенно наращивают число своих ледоколов. В феврале Дания заявила, что она вложит средства в беспилотники и радиолокационные системы, чтобы вести наблюдение в Арктике.

Сегодня Арктика сильно отличается от того региона, каким она была в 1996 году, когда был создан Арктический совет.

Что же нужно сделать? Во-первых, необходимо признать факт перемен. Никто не оспаривает права арктических государств, и радикального пересмотра существующей структуры, основанной на консенсусе, не произойдет. Но Арктика существует не в вакууме. Напыщенные заявления Пекина касательно его арктической политики не делают ему чести, однако бывший госсекретарь США Майк Помпео ошибся, когда сказал, что Китай — и, соответственно, все остальные неарктические государства — не имеют права «абсолютно ни на что».

Рост количества предметных договоренностей указывает на необходимость выработки более широкого подхода, хотя в его основе все равно должен лежать Арктический совет. Примечательно, что Лавров упомянул о необходимости «оценить» и «улучшить» систему взаимодействия со странами-наблюдателями, которая позволяет некоторым странам, не входящим в число арктических государств, принимать участие в дискуссиях, — хотя пока неясно, что именно Лавров имел в виду. Тем не менее, это необходимо сделать, если мы хотим укрепить позиции Арктического совета.

Россия не хотела предоставлять Китаю статус страны-наблюдателя в 2013 году, однако Пекин является ключевым инвестором в арктических проектах России, таких как «Ямал СПГ». Как сказала Элана Уилсон Роув (Elana Wilson Rowe) из Норвежского института международных дел, неясно, как именно Москва намеревается вести независимую политику в Арктике и держать Пекин на расстоянии вытянутой руки, если Китай станет неотъемлемым участником процесса развития Арктики.

Что касается безопасности, необходимо принять меры для укрепления диалога и для того, чтобы рост числа маневров вооруженных сил различных стран не обернулся конфронтацией. Военные вопросы не входят в сферу компетенции Арктического совета. Однако дискуссии между западными странами и Россией, которые проводились на полях встреч этого совета, прекратились после аннексии Крыма в 2014 году, а интенсивность деятельности военных в Арктике с тех пор только усиливается. Уже давно необходимо было начать проводить неформальные встречи и экспертные дискуссии — в таком формате, который не снимал бы с России ответственность за ее действия в других регионах, как сказал Мэтью Булег (Mathieu Boulègue) из Королевского института международных отношений. Кроме того, необходимо разработать нормы поведения в Арктике.

Наконец, чтобы арктические страны могли сохранить за собой статус главных хранителей Крайнего севера, им необходимо продемонстрировать, что они всерьез настроены противостоять глобальному потеплению, — несмотря на то, что не только они его провоцируют. При администрации Трампа Вашингтон нанес существенный ущерб, заблокировав текст финального заявления из-за формулировок касательно угрозы глобального потепления. В этом году это заявление звучит лучше, однако в его центре оказалась концепция адаптации.

России, чьи экономические ставки являются наибольшими, необходимо будет постараться найти баланс теперь, когда она принимает на себя председательство в Арктическом совете. По всей видимости, Москва намеревается уладить противоречия между ее низкими результатами в вопросе противостояния изменению климата и обещаниями уменьшить количество выбросов, разбив проблему на две части — скажем, изучая масштабы ущерба, наносимого вечной мерзлоте, и объемы выбросов метана отдельно друг от друга и избегая каких-либо всеобъемлющих обязательств.

Между тем тревожные сигналы продолжают поступать. Когда министры арктических государств встречались на этой неделе в Рейкьявике, Арктику накрыла аномальная тепловая волна.

Крайний Север долгое время был местом для международного сотрудничества. Необходимо принять меры, чтобы он таковым и остался.