Кольский залив, Россия — В прошлом году на одной из самых северных авиабаз в мире российские военные уложили последний участок железобетонной взлетно-посадочной полосы, которая позволит принимать современные реактивные истребители и стратегические бомбардировщики.

Благодаря последним штрихам авиабаза Нагурское на затертом во льдах архипелаге посреди Северного Ледовитого океана превратилась из заброшенного советского плацдарма в один из передовых форпостов России. И это лишь одна в ряду выстроенных с нуля и отремонтированных старых баз, чтобы удовлетворить кремлевские амбиции в богатой ресурсами Арктике.

В январе заполярные базы объединились в новый военный округ под командованием Северного флота, главной военно-морской силы России. Его штаб-квартира находится здесь, в Кольском заливе, недалеко от заполярного Мурманска, в 1 300 километрах к югу от Нагурского.

Российские МиГи-31 приземляются в Нагурском с прошлого года, и новый военный округ получит собственный парк истребителей-бомбардировщиков Су-34.

Цель — продемонстрировать российскую мощь в регионе, где Вашингтон отстает. Из Нагурского до самой северной военной базы США в Туле, Гренландия, меньше часа лету, а до Нью-Йорка — почти два часа.

«Россия пользуется Арктикой, чтобы вернуть себе статус великой державы, и при этом ее потенциальная угроза гораздо выше, чем за последние десятилетия», — сказала эксперт по Арктике из Военно-морского колледжа в Ньюпорте, штат Род-Айленд, Ребекка Пинкус (Rebecca Pincus).

Полярные льды отступают, запасы нефти и газа и морские пути становятся все доступнее, и Москва пытается укрепить контроль над регионом, который считает жизненно важным для своего экономического будущего. Для Москвы это последнее геополитическое поле битвы, где у нее есть преимущество перед Вашингтоном и Пекином, которые тоже пытаются там закрепиться.

При президенте Владимире Путине армия стала незаменимым инструментом внешней политики. В Арктике много нерешенных территориальных и юридических споров, и вооруженные силы пытаются раздвинуть границы российского контроля. Поскольку в ближайшие годы ожидается истощение нефтяных месторождений в Западной Сибири, Москва рассматривает Арктику как новый источник углеводородов.

В 2019 году среди тающих льдов Карского моря, где Москва ведет активную нефтеразведку, Северный флот обнаружил пять новых островов и объявил их российскими.

Военные отремонтировали ряд других аэродромов на северном побережье России и развернули там системы противовоздушной обороны С-400 и современные радары, чтобы затруднить потенциальное наступление стран НАТО. Новый класс атомных подводных лодок Северного флота в Кольском заливе призван обеспечить Москве преимущество под водой. Наконец, арктические воды скоро начнут бороздить новые военные ледоколы — в перспективе оснащенные крылатыми ракетами.

«Между сильнейшими странами мира крепнет соперничество за доступ к ресурсам Северного Ледовитого океана и транзитным маршрутам, — заявил в апреле министр обороны Сергей Шойгу. — Благодаря принятым мерам Северный флот способен эффективно противостоять имеющимся вызовам и угрозам России в Арктике».

В прошлом году Шойгу сказал, что вооруженные силы совершили экспедиции для сбора геологических свидетельств в поддержку территориальных претензий Москвы на континентальный шельф, предположительно богатый нефтью и газом. Решить, кому принадлежит подводный хребет Ломоносова, России, Дании или Канаде, предстоит Организации Объединенных Наций.

«Россия явно придает этим резервам решающее значение для национальной безопасности», — сказал генерал в отставке Чарльз Джейкоби (Charles Jacoby), бывший глава Северного командования США и Североамериканского командования воздушно-космической обороны.

США пересмотрели собственную арктическую стратегию, выдвинув планы разместить на Аляске больше истребителей пятого поколения, чем в остальных частях страны, чтобы подавить угрозу со стороны средств ПВО России.

Бывший президент Дональд Трамп распорядился о строительстве флота военных ледоколов к 2029 году и велел определить минимум два международных пункта базирования судов.

С повышением температуры тают арктические льды и повышается напряженность. США стремятся расширить свое присутствие в новооткрывшихся водах. Но есть загвоздка: торговые, энергетические и военные амбиции России и Китая тоже крепнут.

За годы холодной войны Вашингтон разработал план действий на случай непредвиденных обстоятельств, если советские самолеты пролетят над Северным полюсом для бомбардировки США, — но позже переключил внимание на другие страны. Когда Путин только пришел к власти в 2000 году, катастрофа с «Курском», когда при взрыве на подводной лодки в ледяных водах Баренцевого моря погибли 118 моряков, стала символом упадка российской военной мощи.

Однако с 2010 года Россия бросила на укрепление вооруженных сил миллиарды долларов, и США пытаются наверстать упущенное.

На берегах Кольского залива в российском Заполярье находятся закрытые военные городки, где базируются подводные лодки Северного флота и расположены специализированные доки для ремонта судов. Единственный в России авианосец «Адмирал Кузнецов» стоит на приколе в ожидании ремонта.

По словам российского министерства обороны, в этом году флот получил первую из пяти атомных подлодок «Ясень-М», оснащенную крылатыми ракетами. Ожидается, что эти суда малой заметности позволят лучше изучить морское дно Северной Атлантики и Арктики.

Для России контроль растущего судоходства в арктических водах — один из приоритетов национальной безопасности, и ее новые военные ледоколы наряду с флотом истребителей-бомбардировщиков Су-34 как раз предназначены для наблюдения за маршрутом, которому прочат глобальное значение.

Москва рассчитывает, что так называемый Северный морской путь соединит будущие нефтегазовые месторождения в Арктике напрямую с потребителями и почти вдвое сократит путь из Азии в Европу. В прошлом году по маршруту прошли более 1 000 судов со сжиженным природным газом или грузами — на 25% больше, чем в 2019 году.

В конце прошлого года с палубы 150-метрового атомного ледокола, который может преодолевать трехметровый лед, — Москва рекламирует его как крупнейший в мире, — Путин отметил, что ответ на вопрос, сохранит ли Россия свое превосходство в Арктике или нет, зависит от того, сможет ли она контролировать водные пути Крайнего Севера.

Путин заявил, что поскольку маршрут пролегает в российских водах, Кремль должен иметь возможность регулировать судоходство — если придется, силой. Однако США и Китай считают, что эти воды международные, а значит, должны быть открыты для всех.

Это готовит почву для потенциального конфликта с Китаем, который уже участвует в многомиллиардных проектах по освоению газа в российской Арктике. Пекин заинтересован в Северном морском пути, видя в нем альтернативу политически напряженным акваториям Южно-Китайского моря.

Кремль опасается, что Китай, провозгласив себя «арктическим государством», может посягнуть на его интересы. Пекин планирует строительство собственных атомных ледоколов, которые смогут ходить по Северному морскому пути — в том числе и без российского разрешения.

По словам осведомленных источников, Россия уже предприняла шаги, чтобы не дать китайцам закрепиться слишком глубоко, в частности, сорвала их планы строительства глубоководного порта в северном городе Архангельске.

«Россия пытается нащупать баланс между присутствием китайцев, но без ущерба для собственных прав и суверенитета в Арктике, — заявил эксперт по российско-китайским отношениям московской Высшей школы экономики Василий Кашин. — И она надеется, что их вооруженные силы, — а они все еще опережают Пекин, — обеспечат этот баланс и впредь».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.