Президент США Джо Байден на этой неделе совершит первую с момента вступления в должность зарубежную поездку. Британские политики вздохнули с облегчением, когда Байден выбрал их страну в качестве первой остановки в своем европейском турне. Многие политики опасались, что близкие отношения премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона с предшественником Байдена, Дональдом Трампом, повлияют на отношения двух стран после проигрыша Трампа на президентских выборах. Однако «особые исторические отношения» между США и Соединенным Королевством оказались сильнее, чем влияние политиков, которые ненадолго задержались у власти. Сообщается, что королева Елизавета II впервые примет лидера иностранного государства после смерти ее мужа, принца Филиппа.
Встреча монарха и американского лидера состоится во время визита последнего в Великобританию в рамках саммита G7 — группы стран, которые в значительной степени определяют политику Запада. Байден встретится с лидерами семи государств, в том числе с президентом Франции Эммануэлем Макроном и канцлером Германии Ангелой Меркель, а затем он отправится в Бельгию для участия в саммите НАТО. Ожидается, что он встретится там с рядом зарубежных лидеров, включая президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
Эти встречи призваны восстановить роль США в руководстве НАТО и G7 после многих лет неразберихи и хаоса, вызванных руководством бывших президентов США Дональда Трампа и Барака Обамы. Последний, в свою очередь, также хотел, чтобы американцы ушли от роли глобального лидера. Следует отметить, что эти встречи, несмотря на их важность, предшествуют исторической встрече президента США и его российского коллеги Владимира Путина, запланированной на 16 июня 2021 года. Эта встреча покажет мировому сообществу, как Байден намеревается поступать с оппонентами, особенно с крупными державами, которые не поддерживают идею о единоличном лидерстве и гегемонии США в мире.
Сразу после победы на президентских выборах Байден громко провозгласил, что «Америка вернулась», имея в виду отказ от изоляционистской политики Дональда Трампа. Он пообещал наладить сотрудничество с американскими союзниками, особенно с европейцами, наиболее близкими к его политике и образу мышления. Среди шагов, предпринятых Байденом, цель которых состояла в том, чтобы продемонстрировать серьезность его слов о возвращении на международную арену, — его заявление о возвращении США в такие международные организации, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР).
Европейские союзники находятся в ожидании перемен, которые могут произойти после визитов Байдена в Великобританию, Бельгию и Швейцарию, где он встретится со своим российским коллегой Владимиром Путиным.
Выбор нейтральной Женевы для проведения предстоящей встречи указывает на уровень напряженности в отношениях двух стран и говорит о том, что ни один из двух лидеров не пошел на уступки. Они продемонстрировали стойкость и силу после обмена пламенными посланиями несколько месяцев назад. Первая личная встреча Байдена и Путина откроет дверь для «диалога» по вопросам, представляющим взаимный интерес. Конечно, борьба с пандемией covid-19 и преодоление ее последствий — одна из приоритетных задач, но есть и традиционные вопросы, в том числе безопасность Европы и рынок энергоносителей.
Женевский саммит пройдет спустя полвека после исторической встречи тогдашнего президента США Джона Ф. Кеннеди и советского лидера Никиты Хрущева. 4 июня 1961 года они встретились в Вене в разгар холодной войны, и это была их первая и последняя встреча. Никита Хрущев, опытный советский политик, познакомился с молодым политиком из США Джоном Ф. Кеннеди, который находился у власти всего несколько месяцев, и поэтому он решил оказать на него давление. Эта встреча считается одной из политических неудач Кеннеди, так как он не смог противостоять советскому лидеру.
Пятьдесят лет спустя все изменилось. Советский Союз распался, и на этом закончилась эпоха холодной войны. Байден гораздо более опытный политик, чем покойный Кеннеди. Он долгие годы возглавлял комитет Сената по международным отношениям и был вице-президентом Барака Обамы. Но сегодня российское влияние в Восточной Европе больше, чем когда-либо после распада Советского Союза. Кроме того, Москва заключает альянсы с разными мировыми державами, включая некоторые арабские государства.
Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил в интервью Axios, что США «предпочли бы иметь более стабильные и предсказуемые отношения с Россией, мы ясно дали это понять. Но мы в равной степени ясно дали понять, что, если Россия решит действовать агрессивно или безрассудно по отношению к нам, нашим партнерам или союзникам, мы ответим». Он назвал встречу двух президентов лицом к лицу лучшим способом для достижения «стратегической стабильности» в американо-российских отношениях. В свою очередь, глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев заявил в интервью CNBC, что между странами есть «реальные разногласия, требующие возобновления диалога». Кстати говоря, в то время как Россия стремится ослабить влияние американских санкций, введенных против нее, Соединенные Штаты пытаются продемонстрировать свою способность ослабить напряженность в таких странах, как Украина и Белоруссия, что лишь подтверждает заявление Байдена о том, что «Америка вернулась».
Что касается ближневосточных файлов, то все не так просто. Во-первых, есть сирийский кризис, в отношении которого обе стороны расходятся во мнениях. Москва твердо поддерживает власть президента Сирии Башара Асада, а Вашингтон настойчиво выступает за отстранение сирийского лидера от власти. Во-вторых, существует иранская проблема. США и Россия хотят добиться заключения нового ядерного соглашения, но американцы нуждаются в нем больше. Именно Байден снова и снова говорит о своем желании заключить это соглашение. Россия же продолжает развивать свои отношения с Тегераном, независимо от ядерных договоренностей. Что касается других арабских файлов, таких как Палестина, Йемен и Ливия, Россия продолжает свои односторонние действия, направленные на урегулирование ситуации в вышеупомянутых странах, в то время как американцы лишь делают заявления, не предпринимая при этом никаких эффективных шагов.
Возможно, единственный файл, по которому Байден и Путин сходятся во мнении, — это Афганистан. Напомним, что американцы готовятся вывести свои войска из Афганистана после двадцати лет военных действий. Как СССР не удалось расширить контроль над этой непростой страной, так и США не удалось достичь поставленных целей, несмотря на то, что они значительно уменьшили влияние «Аль-Каиды» (террористическая организация, запрещена в РФ, прим. ред.). «Афганское досье» — один из немногих файлов, работа над которым может принести пользу всему миру. Но если американо-российское сотрудничество не будет плодотворным, то соседние с Афганистаном страны вновь будут объяты пламенем войны.
Каким будет «возвращение» Вашингтона на международную арену и как к этому отнесется Москва? Все мировое сообщество замерло в ожидании ответов на эти и многие другие вопросы, в том числе Китай, который незаметно за всем наблюдает и вынашивает собственные планы.