12 июля Владимир Зеленский в Германии встретился с Ангелой Меркель.
И это только начало больших дипломатических маневров.
Уже на этой неделе (в четверг) Ангела Меркель отправится в Вашингтон, где встретится с американским президентом Джо Байденом.
Накануне на Банковой решили пролоббировать в Берлине болезненные для себя вопросы — в первую очередь, противодействие Северному потоку — 2 и компенсации за его запуск.
Но по итогу о компенсациях потерь Украины от запуска СП-2 так никто ничего и не сказал. Прозвучало лишь туманное обещание Меркель обсудить этот вопрос на встрече с Байденом. Об остановке же строительства трубопровода, на чем постоянно настаивал Зеленский, Меркель тем более не говорила. А федеральное правительство накануне заявило, что позиция Германии по Северному потоку неизменна, и Украине она хорошо известна. Как бы показав, что вопрос закрыт.
«Страна» анализирует, как прошел визит Зе в ФРГ.
Что Зеленский поехал просить у Берлина
Накануне визита в Киеве говорили, что Зеленский везет в Берлин некие аргументы для Германии об остановке Северного потока — 2.
Но немецкое издание «Шпигель» опубликовало статью, в которой утверждалось, что Киев требует от Берлина уже не столько остановки строительства (что мало реально), сколько компенсации за запуск трубопровода.
По данным издания, для начала у Зеленского хотели бы получить 2-3 миллиарда евро. Далее — кредитную линию от ЕС еще на 5 миллиардов евро. И как вишенка на торте — пролонгацию газового контракта с Россией на транзит газа еще на десять лет.
Запросы, мягко говоря, нереалистичные, учитывая, что немцы, собственно, ни по каким договорам и контрактам ничего Украине за запуск Северного потока — 2 не должны. Судя по утечкам в немецких СМИ, Германия готова обсуждать некие компенсации (тем более, что на этом настаиваться и американцы), но в тех размерах, которые определят сами немцы.
Что касается десятилетнего контракта на транзит газа с Газпромом, то тут вообще влияние Германии может быть лишь крайне опосредованным (хотя немецкие лидеры раз за разом повторяют дежурную фразу о необходимости сохранения транзита через Украину даже после запуска СП-2, очевидно, что заставить Россию качать газ после истечения контракта Берлин не может, только как-то уговорить).
Из-за этой статьи Офис президента на протяжении дня вынужден был оправдываться. Первым выступил новый пресс-секретарь Сергей Никифоров. Он сказал, что под «компенсациями» понимаются не деньги, а гарантии возвращения Крыма и Донбасса.
«Президент Владимир Зеленский пытается остановить строительство Северного потока — 2. Если же не удастся это сделать, то компенсации, опять же, не говорим о компенсациях, говорим об определенных гарантиях, гарантиях безопасности, скорее всего, если речь пойдет о них, то эти гарантии будут касаться возвращения тем или иным образом временно оккупированных территорий», — сказал пресс-секретарь президента.
Каким образом и кто может гарантировать возврат территорий, пресс-секретарь не уточнил.
Вслед за Никифоровым высказался советник главы Офиса президента Михаил Подоляк — в комментарии «Стране» он заявил, что некорректно увязывать переговоры по Северному потоку — 2 только с возможностью денежной компенсации.
«Это вопрос гораздо шире — поэтому и странно выглядят публикации, которые сводятся только к компенсаторным деньгам. Это, мягко говоря, инфантильно. Разве можно купить безопасность? Экономические потери не только Украины, но, например, и Польши от запуска Северного потока — 2 — это лишь один из аспектов резкого ухудшения общей ситуации в Восточной Европе из-за действий России. Цель Нордстрима-2 как проекта в том, чтобы облегчить руководству России давление на Украину и другие государства региона. Всё больше европейских политиков — в том числе и в самой Германии — с этим соглашаются», — считает Подоляк.
Также, по его словам, переговорная позиция Украины основывается не просто на разговоре о компенсациях, а о конкретных гарантиях безопасности Украины и о продолжении транзита через нашу территорию.
«Мы прекрасно осознаем, что ни у кого не может быть причин доверять слову России по этой теме. Чтобы они ни говорили о продолжении транзита — это может быть ими же нарушено в любой момент. Поэтому нужно четкое решение Германии и США, нужно применение к Газпрому актуальных европейских энергетических правил, нужна реальная демонополизация поставок газа в Европу с восточного направления. Но, конечно, и компенсаторные механизмы могут быть применены — лишь как часть общей системы реального обеспечения безопасности», — заявил Михаил Подоляк.
Но, что характерно, уже сегодня Зеленский, комментируя свои переговоры с Меркель, фактически подтвердил, что украинские власти поставили перед Германией вопрос чисто финансовых компенсаций по запуску Северного потока — 2.
Он сказал, что Украина в случае запуска СП-2 потеряет 2 миллиарда за транзит газа. Кроме того, столкнётся с дефицитом газа и с ростом его цены на внутреннем рынке.
«Поэтому Украина должна иметь гарантии поставок газа ещё на 10-15 лет», — сказал Зеленский.
При этом он не уточнил — встретил ли он понимание в этом вопросе у Меркель (но об этом подробнее мы расскажем ниже).
Отмененная встреча с министром обороны
Еще один скандал был связан с отменой встречи Зеленского с министром обороны Германии.
Сведения об этом появились в СМИ днем в понедельник.
И затем были категорически опровергнуты в Офисе президента Украины, где заявили, что Зеленский и не планировал встречаться с министром обороны.
«Известно, что в глобальной политической культуре всегда действует правило соответствия: какие встречи возможны на уровне глав государств, какие — на уровне глав правительств, а какие — на уровне министров. В исключительных случаях эти правила могут игнорироваться — но очевидно, что нынешний визит президента Украины не является таким исключительным случаем и не требует прямого контакта между президентом нашего государства и каким-либо министром Германии. Зачем? Владимир Александрович приехал для встречи только с первыми лицами нашего западного партнера», — заявил «Стране» Михаил Подоляк.
В то же время, издание «Немецкая волна» подтверждает, что встреча планировалась, но была отменена. Причем по инициативе украинской стороны.
«После скорее протокольного визита к президенту ФРГ Франку-Вальтеру Штайнмайеру (Frank-Walter Steinmeier), у которого в Германии нет реальных полномочий власти, гость из Украины собирался побывать в министерстве обороны ФРГ и провести „рабочие переговоры" с его главой Аннегрет Крамп-Карренбауэр (Annegret Kramp-Karenbauer).
Нетрудно догадаться, о чем пошла бы речь: Киев давно и настойчиво добивается согласия Берлина на закупку немецких — хотя бы оборонительных — вооружений для украинской армии, но вынужден довольствоваться двустволками для охотников и спортивными пистолетами. Правительство Германии столь же настойчиво отвечает отказом, ссылаясь на немецкую доктрину экспорта вооружений, согласно которой боевая техника любого назначения не продается в страны, охваченные войнами и конфликтами, а также вообще в кризисные регионы. Исключение делается для одной-единственной страны — Израиля: в силу исторической ответственности Германии за Холокост.
Возможно, что на подобное исключение надеялись и в Киеве — в силу исторической ответственности Германии перед Украиной. Когда же в ходе согласования деталей визита стало ясно, что Берлин на это не пойдет, вести переговоры в немецком министерстве обороны стало излишним делом. В пользу такой версии говорит и тот факт, что, вопреки первоначальному планированию, с Зеленским в Берлин не полетел министр обороны Украины Андрей Таран», — пишет «Немецкая волна».
Как прошли встречи с Лашетом и Меркель
Первым во время визита в Германию еще вчера Владимир Зеленский встретился с Армином Лашетом — главой Христианско-демократического Союза. В случае победы ХДС на ближайших выборах он — главный кандидат на пост канцлера Германии.
Основной акцент в беседе с Лашетом Зеленский сделал на Северном потоке — 2. Из отчета на сайте ОП следует, что он назвал ввод трубопровода в эксплуатацию «прямой угрозой энергетической безопасности стран ЕС».
Тема общения с Лашетом № 2 — НАТО. Зеленский сказал о «важности поддержки Украины следующим федеральным правительством Германии по вопросу восстановления суверенитета и территориальной целостности, способствованию единству Евросоюза по европейской интеграции и членства Украины в НАТО».
Также Зе поднял тему вакцинации — попросил Германию способствовать обеспечению вакцинами населения Украины. И отдельно напомнил о том, что вдоль украинской границы Киев наблюдает концентрацию российских войск.
Ангела Меркель приняла Зеленского вечером на ужин. Перед началом их переговоров состоялся брифинг. Меркель заявила о заинтересованности в том, чтобы Украина продолжила быть транзитной страной для российского газа, в том числе после запуска Северного потока — 2.
Зеленский добавил, что Северный поток — 2 считает не экономическим проектом, а вопросом безопасности всей Европы и Украины. «Подтверждением тому — концентрация российских войск. Поэтому я сказал канцлеру Меркель, что мы должны этот вопрос рассматривать», — сказал Зе.
Далее украинский президент перешел на вопрос Донбасса.
По словам Зе, что кластеры по Донбассу Украина поддержала, «они сейчас находятся в России, и только Россия их не поддержала». «Мы сейчас должны давить на Россию, чтобы состоялись переговоры в нормандском формате и наконец-то завершилась война на Донбассе», — отметил украинский лидер.
Заявление достаточно удивительное, поскольку план «Кластеров» предусматривает проведение выборов до передачи Украине границы. Что Зеленский отказывается делать.
Впрочем, нельзя исключать, что Зеленский просто не совсем понимает, о чем идет речь в кластерах, а потому упомянул их просто, чтоб показать, что он солидарен с позицией Франции и Германии.
Он в который раз высказал мысль, что неплохо бы привлечь Байдена к «Нормандии».
«О привлечении президента Байдена к нормандскому формату. Мы даже не успели об этом говорить [c Меркель]. И я действительно хотел бы, чтобы Соединенные Штаты помогали нам в решении мирного урегулирования и деоккупации. Будет ли это в рамках нормандского формата? Если участники нормандского формата будут „за", Украина точно поддерживает. Или же это будет в другом формате — думаю, это вопрос переговоров и госпожи Меркель [c Байденом], и у меня тоже будет встреча, я тоже буду поднимать с ним этот вопрос», — сказал Зеленский.
Напомним, что с этой темой Зеленский выступает уже давно, однако другие участники «четверки» ни разу пригласить США к переговорам не соглашались.
Хотя, на самом деле, американцы могут войти в Нормандский формат только с одной целью — побудить теми или иными методами Украину выполнить политическую часть Минских соглашений.
В любом другом случае присутствие США на переговорах по Донбассу будет бессмысленно и никак на процесс не повлияет.
Но вряд ли у Зеленского столь упорно зовут за стол переговоров американцев, чтоб выслушивать от них требования по Минским соглашениям (да и сами американцы пока не демонстрируют желание как-то давить на Украину).
Так что по поводу привлечения Вашингтона к переговорам — это, скорее всего, пока что всего лишь очередная ритуальная фраза, призванная создать иллюзию какого-то движения в тупике по Донбассу.
Еще важное из сказанного Меркель — это необходимость ввести в украинское законодательство формулу Штайнмайера, которая предусматривает то же, что и кластеры: сначала выборы, потом граница. Украина, к слову, согласовала формулу еще осенью 2019 года — то есть при Зеленском — но так никуда ее не внесла.
То есть этот момент прозвучал довольно ритуально. И, похоже, главной темой был все же Северный поток — 2.
По нему как раз было больше всего вопросов. В том числе и по поводу возможных компенсаций.
«Уверены ли вы, что будут гарантии, что Украина останется транзитной страной, потому что просто верить для украинцев очень сложно?», — спросила у Меркель украинская журналистка, приводя в пример нарушение гарантий Будапештского меморандума после аннексии Крыма.
Канцлер ответила довольно неопределенно. Она сказала, крымских событий никто не ожидал. А нынешние гарантии Украине будут, но только в части транзита газа.
«Мы с европейской стороной вели переговоры, чтобы транзит до 2024 года сохранился. И это все относится ко всему газу, не только к Северному потоку — 2, это и Северный поток — 1. Это все входит в пакет. И мы как Европейский союз и Германия, думаю, этого достигнем. У нас есть определенная сила. Мы обещали это Украине, и мы это выполним», — сказала Меркель.
Отметим — никто (включая Россию) не оспаривает то, что через Украину будет идти транзит газа вплоть до истечения срока действующего контракта в 2024 году. Вопрос в том, что будет после этой даты. Продолжится ли транзит и на каких условиях? Но на него никакого ответа не прозвучало.
Журналисты также спросили у Зеленского — что ответила Меркель на аргументы украинских властей против Северного потока — 2.
Президент Украины сказал, что для него вопрос строительства и запуска СП-2 это, прежде всего, вопрос безопасности и предоставления соответствующих гарантий. И потому он хочет, чтоб этот вопрос обсуждали на высоком уровне — причем не только с Германией и ЕС, но и с Россией в рамках «Нормандского формата»
«По поводу этой идеи мы только начали дискутировать, я не получил ответа от мадам Меркель», — с ноткой обиды сказал Зеленский. Иными словами, вопрос обсуждался тет-а-тет, но Меркель от вопросов украинского президента ушла. Или ответила отказом.
Журналисты затем уточнили, поддерживает ли Ангела Меркель обсуждение Северного потока — 2 в рамках Нормандского формата или нет.
Ответ Меркель был скорее отрицательным.
«Формально энергетическая безопасность не относится к Нормандскому формату. Когда мы вчетвером встречаемся, то мы говорим и об энергетике. Но это не есть часть Минских соглашений. Немецкая сторона считает, что Украина должна оставаться транзитной страной. Что касается США, я с президентом Байденом буду говорить, будут ли готовы документы об общей позиции (по Северному потоку — 2 — Ред.). Но я не уверена, но может какие-то детали будут», — ответила Меркель.
То есть, максимум компенсаций, который пока обещают немцы — это сохранение части транзита через Украину до конца действия контракта с Газпромом (то есть до 2024 года).
Другими словами, судя по публичным выступлениям, Зеленский не только не добился от Германии пересмотра отношения к Северному потоку — 2 (что изначально выглядело нереально), но даже и не получил никаких гарантий реальных компенсаций Украине после запуска СП-2.
Возможно, какие-то компенсации по итогу все-таки, как минимум, пообещают (по крайней мере, так пишут немецкие СМИ). Но, судя по всему, это будет предметом разговора Германии не столько с украинскими властями, сколько с США. Но, как следует из заявления Меркель, с этим тоже все не очень определенно.