Пока украинский президент Владимир Зеленский штурмом берет Вашингтон и приводит доводы в пользу развития партнерства между США и Украиной, в Киеве появляется нечто зловещее, о чем не пишет The Washington Post, хотя это заслуживает внимания. Влиятельный руководитель президентского офиса Зеленского Андрей Ермак использует Службу безопасности Украины, которая по функциям примерно соответствует ФБР, для установления цензуры над критикующими его средствами массовой информации.
Я знаю это, потому что Ермак лично преследует наш журнал. Я один из пяти руководителей классической либеральной партии и движения «Демократична Сокира». В стране, которой правят олигархи и продажные чиновники, мы хотели проголосовать за либеральную политическую власть, в связи с чем и создали нашу партию в 2018 году. Сейчас это небольшой инициативный проект, но он оказался достаточно крупным, чтобы стать мишенью для политической цензуры.
Мы никогда не боялись критиковать самых влиятельных и скандально известных украинских магнатов, в том числе, Игоря Коломойского, Дмитрия Фирташа и Рината Ахметова. Мы провели немало расследований их противоправной деятельности, темных дел главы украинского Центробанка Кирилла Шевченко, и связей с Россией депутата украинского парламента Андрея Деркача, который пытался повлиять на выборы в США, собрав компромат на тогда еще кандидата в президенты Джозефа Байдена.
Начать расследование на Украине нетрудно. Гораздо труднее сделать так, чтобы оно принесло результаты. Самые влиятельные СМИ подконтрольны самым влиятельным олигархам. Поэтому мы решили обратиться к социальным сетям (Фейсбук дал наибольший эффект) и к старым и проверенным методам, таким как печатный станок.
В этом году мы приступили к выпуску нашей ежемесячной газеты «Правдоруб». Это наша главная публикация с месячным тиражом от 100 тысяч до 1 миллиона экземпляров. Для Украины это много. Для нас это был единственный способ достучаться до массовой аудитории. Мы критиковали не только олигархов типа Фирташа и Коломойского, но и политику нынешней президентской администрации Украины. И она нанесла ответный удар.
По украинским законам, глава президентского офиса не более чем секретарь. Его задача состоит в том, чтобы управлять протоколом офиса и вести бумажную работу. Это не политическая должность, и она даже не упоминается в конституции. Так было при прежних украинских президентах, однако Зеленский все изменил. Он сделал своего друга Андрея Ермака не только главой собственного офиса, но и фактически вице-президентом страны, если не больше. Например, Ермак сопровождает Зеленского почти во всех зарубежных поездках и проводит переговоры с иностранными политиками. Именно он обсуждал с Руди Джулиани возможность оказания Украиной содействия в расследовании дела «Бурисмы». За ним последнее слово во всех важных назначениях на должности в исполнительной власти Украины. Он — власть, стоящая за троном.
Наша газета критиковала его за превышение полномочий и за многое другое. У нас есть основания считать, что Ермак настроен намного более пророссийски, чем может себе позволить человек на его должности, особенно во время необъявленного российско-украинского военного конфликта, который длится уже седьмой год. Он был автором инициатив по деэскалации, которые оказались односторонними и привели к ослаблению позиций Украины в Донбассе. Наши источники подтверждают, что это он саботировал подготовленную украинскими спецслужбами операцию, целью которой было арестовать бойцов из группы Вагнера. Эта частная военная кампания участвует в кремлевской гибридной войне.
Месяц назад издательство, чьими услугами мы пользовались, отказалось выпускать пятый номер нашей газеты, где были статьи о деле группы Вагнера и о коррупции в Национальном банке Украины. Неофициально нам было сказано, что типография получила в свой адрес угрозы со стороны СБУ. Руководство издательства встало перед незавидным выбором: либо они прекращают сотрудничество с нами, либо СБУ остановит их работу. Они вполне разумно отдали предпочтение первому варианту.
Мы не ожидали, что ситуация будет развиваться таким образом. Но все стало еще хуже. Все типографии, в которые мы обращались, отказывали нам, давая такие же объяснения или вообще ничего не объясняя. А мы пробовали обратиться в 20 с лишним типографий. В некоторые из них сотрудники СБУ приходили в тот же день после нашего звонка. Это весьма необычно даже для Украины. Даже при бывших президентах Леониде Кучме и Викторе Януковиче, которых считали самовластными руководителями, и чьи действия вызвали массовые протесты и восстания, давление СБУ на маленькие непарламентские партии было чем-то весьма нетипичным. Об этом нам рассказали владельцы нескольких типографий.
На протяжении двух последних лет Служба безопасности Украины использует свое влияние для противодействия тем изданиям, которые распространяют российскую пропаганду и фейковые новости. Но мы к ним не относимся. Мы классическое прозападное либеральное движение. С учетом того, что нынешний руководитель СБУ Иван Баканов друг детства и давний коллега Зеленского и Ермака, мы можем предположить, что давление этой службы, с которым мы сталкиваемся, стало результатом нашей критики в адрес Ермака.
Все мы прошли через многочисленные и жестокие уличные протесты, которые дали нам надежду. Все мы возвышали свой голос, выступая против кандидатов в диктаторы. И мы знаем, что после таких сюрпризов службы безопасности начинают действовать еще более сурово и зловеще.
Мы спешим рассказать эту историю, пока нас не лишили возможности говорить правду нашим согражданам украинцам. Мы найдем способ напечатать нашу газету; но мы не хотим укоренения такой практики на Украине и напоминаем Вашингтону, что Зеленский со своей телегеничной внешностью и неутомимой энергией мог бы изменить эту ситуацию.
Вашингтон чествует молодого украинского президента, но ему следует иметь в виду, что свобода прессы в Киеве под угрозой, а самый доверенный советник президента — преступник.