Если верить последним опросам, то в данный момент наилучшие шансы стать новым канцлером ФРГ имеет министр финансов Олаф Шольц (Olaf Scholz) из СДПГ. Поэтому не только немцы прислушиваются к нему, но и во всей Европе внимательно следят за Шольцем и слушают то, что он говорит. Так было и в этот уикенд в словенском Брдо, где министр финансов встречался со своими европейскими коллегами.


Позиция Шольца может иметь решающее значение в дебатах, которые будут вестись в ближайшие месяцы между странами ЕС, а именно в дебатах о реформе долговых правил в еврозоне. Франция, где президенту Эммануэлю Макрону будущей весной также предстоят выборы, уже четко заявила о своей позиции. «В том, что касается Пакта стабильности и роста, нам нужны новые правила, — сказал Брюно Ле Мэр, французский министр экономики и финансов, в кулуарах встречи в Словении. — Необходимы более простые правила, соответствующие экономической реальности. Именно в этом направлении будет работать Франция в ближайшие недели».


Экономическая реальность — это средняя задолженность в размере 100% от ВВП во многих странах еврозоны. Один только Люксембург выполняет два центральных норматива Маастрихтского договора: задолженность государства не должна превышать 60 % ВВП страны, а ежегодные новые долги не должны выходить за рамки 3 % ВВП. В настоящее время из-за кризиса с коронавирусом эти правила отменены. Но в будущем году главы правительств должны решить, как действовать дальше, когда в 2023 году правила вновь вступят в силу.


«Приспособить правила к реальности»


Без конфликта эти дебаты не закончатся. Консервативные в финансовых вопросах страны, прежде всего Австрия и Нидерланды, выступают против либерализации правил, о чем они четко сказали в совместном заявлении. А вот страны южной Европы, борющиеся с высокой государственной задолженностью, считают, что настало время смягчить правила. Их требования сводятся к следующему: чтобы экономика, которая благодаря свободной денежной политике Европейского центрального банка (ЕЦБ) и связанными с пандемией дотациям на удивление быстро восстанавливается, могла расти и дальше, государства должны получить больше свободы в заимствованиях.
Как выразилась министр финансов Испании Надия Кальвиньо (Nadia Calviño), «правила необходимо приспособить к реальности». Нужны «новые правила, которые будут работать». В том же духе высказался и ее бельгийский коллега. Государственная задолженность и у Испании, и у Бельгии превышает 100 % ВВП. А во Франции. Италии, Португалии, Греции и на Кипре долги государства составляют сумму, превосходящую 100 % ВВП.

Поэтому правительства этих стран будут внимательно следить не только за исходом выборов в бундестаг, но и за последующими коалиционными переговорами. Вместе с Францией Германия все еще задает тон в ЕС. Между тем то, какую позицию займет Берлин в развивающемся конфликте, будет зависеть от результата выборов. Многое зависит от того, как будет выглядеть правящая в ФРГ коалиция.


Важно, например, к какой партии будет принадлежать будущий министр финансов. Так, например, «Зеленые» в своей предвыборной программе требуют переписать долговые правила. По их мнению, это надо сделать таким образом, чтобы правила в будущем поддерживали инвестиции на общественные нужды, а не препятствовали им. А вот «Свободные демократы» (либеральная СвДПГ) хотят, чтобы Маастрихтские правила вновь были активированы в полном объеме и без изменений и чтобы контроль за их соблюдением стал строже.


Однако эти максималистские требования нельзя будет реализовать на уровне ЕС, потому что в этом случае слишком много стран годами будут действовать вопреки правилам. Поэтому насчет того, что правила должны быть реформированы, уже достигнут консенсус, споры ведутся лишь о том, насколько далеко должны зайти реформы. Франция уже четко заявила о своей позиции.


Пока Париж не перешел в наступление. Но в январе Франция будет председательствовать в Совете Европы, и это совпадет с предвыборной кампанией внутри страны. Главный конкурент Макрона Марин Ле Пен (Marine Le Pen) наверняка заговорит о реформе, тем более что эта правая популистка уже давно ратует за ослабление правил, используя при этом антигерманскую риторику.


Тем временем в Риме делают ставку на умение премьер-министра Марио Драги (Mario Draghi) вести переговоры. В лице Драги, занимавшего ранее пост главы Европейского центрального банка, Италия будет иметь за столом переговоров опытного финансового эксперта ЕС. И это в тот момент, когда после ухода Меркель Германию будут представлять политик, не имеющий такого же опыта ведения ночных переговоров, как она. Независимо от того, насколько обострятся противоречия в конечном итоге, сам Пакт стабильности и роста переживет конфликт без ущерба для себя. Из-за большого символического значения этого договора его новая редакции практически невозможна.


Вместо этого речь пойдет о том, чтобы переписать правила, в которых зафиксированы принципы толкования Пакта. Например, положения, в которых указывается, как следует рассчитывать дефициты госбюджетов и государственные долги. Так, например, в будущем в них может быть указано, что долги, связанные с инвестициями в защиту климата, спокойно можно игнорировать. На этом настаивает не только Франция, но и, например, еврокомиссар по вопросам экономики Паоло Джентилони (Paolo Gentiloni).


В его ведомстве, Европейской комиссии, исходят, скорее всего, из того, что споры могут затянуться. Отмененные из-за пандемии правила должны были вновь вступить в силу в начале 2023 года. Но Европейская Комиссия уже готовится к тому, что они могут быть активированы и без реформы. Как объясняют представители Комиссии, сейчас там проверяют, как использовать допускаемую долговыми правилами гибкость для того, чтобы большая часть стран еврозоны автоматически их не нарушала.


Европейская комиссия намерена представить свои предложения по реформе, которые послужат основой для переговоров стран, но только в декабре. Тогда уже будут известны итоги выборов в бундестаг и, скорее всего, результаты переговоров о коалиции. И тогда, вероятно, будет ясно, насколько острой будет борьба за европейские долговые правила и оправдаются ли надежды юга Европы.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.