В результате Брексита начался процесс упадка лондонского Сити, значительная часть финансовых операций перемещается за пределы Великобритании. Однако наибольшую угрозу для Лондона представляет потеря клиринга — торговли деривативами с номиналом в евро. Между тем Евросоюз планирует лишить Лондон функции клиринга торговых операций, осуществляемых в евро. Официальное разрешение Лондонской бирже проводить клиринговые операции для европейских клиентов истекает к июню 2022 года. Пока что Великобритания не смогла выработать с Евросоюзом соглашение о взаимном открытии сектора финансовых услуг.
Еврокомиссия предлагает перенести центр операций объемом в триллионы евро из Лондона во Франкфурт. Особую настойчивость проявляет Франция — давний соперник «туманного Альбиона». Этого добивается французское министерство финансов и Банк Франции, предлагая перенести клиринговый центр в Париж. Однако в Лондоне справедливо отмечают, что форсированный «переезд» может привести к уходу этого прибыльного бизнеса не в Европу, а в США.
До сих пор в Лондоне осуществлялся клиринг свыше 90% всех международных операций в евро на сумму свыше одного триллиона евро в день, компании доверяли британской столице. Клиринг был важнейшей частью всех трансакций, он гарантировал соблюдение сделки даже в случае банкротства одной из сторон. В Лондоне сумели создать почти идеальную модель клиринга, сочетающую эффективность, высокую доходность и независимость от бюрократических проволочек, в этой отрасли работают тысячи профессионалов мирового класса.
Попытки создать клиринговый центр Eurex на Франкфуртской фондовой бирже были пока не слишком удачными. Немецкая деловая Handelsblatt отмечает, что британский надзорный орган PRA допускает гораздо более мягкие требования к банкам и фирмам, чем Европейский центральный банк. В частности, гораздо ниже оценки кредитного риска при предоставлении кредитов. После выхода из ЕС Великобритания может усилить свое конкурентное преимущество за счет создания «облегченных» надзорных структур, сокращения бюрократических процедур и быстрого принятия решений. Как отмечают биржевые аналитики, надзорный комитет ЕЦБ представляет собой сложную и неповоротливую структуру. Неясно, как она сможет конкурировать с Лондоном.
Не исключено, что в Брюсселе пойдут на вынужденный компромисс и дадут Лондону временное разрешение на проведение клиринговых операций. Однако политическая обстановка складывается не в пользу Лондона, резкое ухудшение отношений между Евросоюзом и Великобританией может привести к тому, что возобладает политическая логика — в ущерб деловым соображениям. Лондонская клиринговая палата (LCH) обслуживает основные международные биржи, она имеет подразделение в Париже, но приспособить его к меняющимся курсам мирового рынка свопов будет технически сложно. К тому же последствия для экономики могут быть весьма негативными.
Одним из первых перенес во Франкфурт свою штаб-квартиру старейший британский банк Standard Chartered. Также во Франкфурт переезжают три крупных японских банка — Sumimoto Mitsui, Daiwa Securities и Nomura. Готовится к переезду во Франкфурт американский JP Morgan, причем два его подразделения одновременно возникнут в Амстердаме и Париже. О своих твердых намерениях переехать заявили Morgan Stanley, Goldman Sachs и немецкий Deutsche Bank. Все они намерены перенести на континент значительную долю своей торговли ценными бумагами. Всего с немецким финансовым регулятором BaFin ведут переговоры свыше 20 банков. В то же время французские банки Societe Generale, BNP Paribas и Credit Agricole переносят свою инвестиционную деятельность в Париж. Банк Англии чрезвычайно встревожен этой тенденцией: финансовый сектор дает свыше 10% британского ВВП, обеспечивает стабильные поступления в бюджет и около 7% рабочих мест на острове.
Бывший председатель Управления финансовых услуг Великобритании (FSA) Ховард Дэвис уверен, что «золотой век» лондонского Сити как финансового центра Европы заканчивается, Лондон постепенно превращается в офшорную финансовую площадку. Процесс идет, хотя и не столь быстрыми темпами, как предрекали пессимисты. Большинство трейдеров пока предпочитает оставаться в Лондоне. Результаты за первый квартал этого года показывают, что британская столица все еще лидирует в Европе, значительно опережая Франкфурт, Амстердам и особенно Париж.
Однако тенденция налицо: число компаний, хотя бы частично покинувших Лондон, увеличилось за два года с 269 до 440. При этом объем операций ценными бумагами на бирже Амстердама вырос с декабря 2020 года в четыре раза. Эту тенденцию подтверждают и цены на рынке недвижимости: с 2019 года они выросли в Париже на 20%, в Амстердаме на 40% и в Лондоне — всего на 6%. По данным консалтинговых фирм в начале этого года 95 из 222 британских финансовых компаний объявили о переводе операций в ЕС. Со времени референдума по Брекситу в Евросоюз из Лондона перевели около 7600 рабочих мест, а сумма перемещаемых из Великобритании активов оценивается в 1,3 триллиона фунтов.
Есть и другие точки зрения: по оценке швейцарского финансового портала Finews. ch даже после Брексита дела в лондонском Сити все еще идут неплохо. В первом квартале нынешнего года, по данным британского статистического органа (Office for National Statistics), экспорт финансовых услуг в ЕС вырос на 1,4%. Вместе с тем импорт услуг из ЕС в Великобританию снизился на 35%. Чтобы сохранить свое место, Лондон пользуется многочисленными юридическими уловками, которые позволяют европейским фирмам и дальше пользоваться услугами Сити. Более того, Великобритания намерена вернуть Лондону звание мировой финансовой столицы, которое она под влиянием Брексита уступила Нью-Йорку три года назад. С этой целью предусмотрено снижение налогов на банковскую деятельность, отмена бюрократических процедур и упрощенный наём зарубежных специалистов.
В Европе уже предупредили в этой связи, что не позволят англичанам проводить финансовый демпинг и превращать британскую столицу в офшорную зону под боком у Евросоюза. Однако планы снижения налогов для Сити могут не состояться ввиду серьезной нехватки денег в британской казне, обострившейся в результате эпидемии коронавируса.