Немецкое деловое издание Handelsblatt отмечает, что одной из причин нынешнего газового кризиса в Европе стало резкое повышение спроса на сжиженный природный газ в Азии. Этот спрос, считает газета, будет только расти, и потоки СПГ стабильно переориентированы на Азию, прежде всего ее дальневосточный регион. Япония, Китай, Южная Корея, Тайвань и Сингапур уже давно платят за газ цены, которые недоступны европейцам.
Примечательно, что еще год назад на мировых рынках СПГ был в избытке, цены опускались так низко, что планы строительства новых терминалов для сжиженного газа были заморожены. Однако за последние девять месяцев мировые цены на газ выросли до рекордных показателей. Лондонская Financial Times приходит к выводу, что одна из главных причин — нынешняя система рыночных продаж СПГ. Сжиженный газ торгуется на спотовых биржах, где трейдеры играют на повышение, а азиатские потребители предлагают более высокие цены. В результате, американский СПГ целиком уходит в Азию, а Европа сталкивается с дефицитом газа, который ставит под угрозу восстановление европейской экономики, пострадавшей от эпидемии коронавируса.
Financial Times приводит мнение трейдеров, согласно которым у покупателей в Азии не только больше денег: они вынуждены платить за СПГ, поскольку, в отличие от Европы, у них нет наземных газопроводов. Нынешняя ситуация кладет конец досужим рассуждениям, что американские «молекулы свободы», как называли СПГ в администрации Дональда Трампа, снизят зависимость Европы от российского газа. Действующая система спотовых торгов привела к тому, что Азия и Южная Америка перетянули на себя основные потоки американского СПГ. В мире стала действовать система жесткой ценовой конкуренции, при которой европейцы оказались в роли проигравших.
Конечно, для повышения цен на газ в Европе были и другие причины. Холодная зима привела к запоздалой закачке газа в газохранилища, которая началась не в марте, а в середине мая. Кроме того, летом имела место авария на газохимическом комплексе в новом Уренгое, что привело к временному снижению поставок российского газа. Ряд аварий произошел и в Норвегии, в том числе на нефтегазовом месторождении «Тролл». Сыграло роль и почти двукратное повышение цен на уголь в Европе, что обострило ситуацию в области энергоснабжения. Все эти факторы, а также снижение добычи газа в самом Евросоюзе привели к заполнению газохранилищ на 71%, в то время как в среднем они заполнялись на 86%. По оценке аналитиков, Европа вступает в очередной зимний период с самыми низкими запасами газа за 10 лет. Это означает, что высокие цены сохранятся как минимум до конца зимы.
По оценке нидерландского банка ING Group, ситуацию могут «спасти» следующие факторы:
— Скорейшее начало прокачки газа через газопровод «Северный поток — 2». Хотя «Газпром» был готов начать прокачку с 1 октября, европейские регулирующие органы начинают сложную бюрократическую процедуру, которая затянется до 2022 года. В результате, российский газ из «Северного потока — 2» вряд ли придет к европейским потребителям наступающей зимой.
— Снижение спроса на СПГ в Азии и особенно в Китае. Поскольку это маловероятно в преддверии зимы, только готовность Европы платить намного больше за СПГ сможет хоть немного привлечь внимание газовых трейдеров к старому континенту.
— Скорейший возврат к старым испытанным источникам энергии — углю и мирному атому, при этом планы по переходу на «зеленую» энергетику придется отложить на отдаленное будущее.
— И, наконец, погода. Многое будет зависеть от того, будет наступающая зима теплой или холодной.