Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Atlantic Council (США): президент Украины Владимир Зеленский должен доказать, что он всерьез намерен провести судебную реформу

Президент Украины Владимир Зеленский - ИноСМИ, 1920, 13.10.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Украина отчаянно нуждается в реформе судебной системы. Международные партнеры «незалежной», в том числе США, пытаются оказать давление на Зеленского, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. Однако коррумпированная структура так и осталась на месте. Почему это так, разбираются авторы статьи.

В настоящее время суды на Украине занимают самую низкую строчку в рейтинге общественного доверия. К примеру, результаты нового ежегодного исследования, проводимого Американской торговой палатой на Украине, показали, что более половины топ-менеджеров в стране видят в судах главное препятствие для развития их бизнеса, и почти все компании, принявшие участие в опросе, назвали реформу судебной системы и верховенство закона ключевыми факторами для формирования более благоприятного делового климата и привлечения иностранных инвестиций на Украину.

В таких настроениях нет ничего необычного. Уровень недоверия к судебной системе Украины был устойчиво высоким на протяжении тех трех десятилетий, которые прошли с момента обретения независимости. Все это время следовавшие друг за другом правительства громко заявляли о своей готовности навести порядок в судах, однако эта коррумпированная система так и осталась на месте.

В ходе своей предвыборной кампании президент Украины Владимир Зеленский обещал добиться успехов там, где его предшественники потерпели неудачу, провести настоящую судебную реформу и таким образом приблизить свою страну к установлению верховенства закона. Действительно, это стало одним из ключевых обещаний, которые позволили политическому аутсайдеру Зеленскому одержать победу на президентских выборах в 2019 году. Теперь, когда он отработал ровно половину своего первого президентского срока, в его адрес начинают поступать настойчивые требования выполнить это обещание.

Требования провести судебную реформу поступают и от украинского электората, и от международных партнеров страны. В начале сентября Зеленский посетил Белый дом и заверил президента США Джо Байдена в том, что судебная реформа является одним и ключевых приоритетов украинского правительства. Несколькими месяцами ранее госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что проблемы Украины с диктатурой закона должны занимать одну из первых строчек в программе реформ.

Теперь репутация Зеленского как реформатора в значительной мере зависит от его способности провести содержательную судебную реформу. Но пока знаки не слишком ободряющие.

В июле украинский парламент принял целый ряд законов, призванных подготовить почву для проведения судебной реформы. В одном из этих законов речь идет о возобновлении работы Высшей квалификационной комиссии судей, а другой закон предусматривает реформу коррумпированного Высшего совета правосудия. Одновременное принятие этих двух законов было направлено на то, чтобы навести порядок в двух важнейших руководящих судебных органах, отвечающих за выбор, назначение, оценку работы и увольнение судей.

Эти законы, принятые летом 2021 года, должны были помочь повторить успехи Высшего антикоррупционного суда Украины, в котором участие независимых международных экспертов принесло выдающиеся результаты в процессе выбора судей. Благодаря участию независимых международных экспертов ни один кандидат с запятнанной репутацией не сумел пройти отбор и не был назначен на должность судьи. Кроме того, Высший антикоррупционный суд Украины уже начал выносить приговоры по резонансным коррупционным делам.

Закон, в соответствии с которым должна проводиться реформа Высшего совета правосудия, предусматривает создание Совета по этике — международные организации и украинская судебная система должны выбрать по три члена этого совета. Международные организации выполнили свою часть обязательств в срок и выбрали экспертов с безупречной репутацией, в том числе тех, кто прежде занимал должности судей в американских Верховных судах штатов.

К сожалению, украинская сторона оказалась менее надежной. Совет судей пропустил срок выдвижения кандидатов на должности членов Совета по этике, в результате чего процесс реформирования системы был приостановлен. Такая тактика затягивания процесса является привычной манерой поведения украинских судей, которые хотят сорвать судебную реформу, — именно это и произошло, когда в 2019 году Зеленский впервые попытался навести порядок в судебной системе.

Международное сообщество уже выразило свое беспокойство по поводу происходящего. Послы стран «Большой семерки» выразили разочарование в связи с той позицией, которую заняли члены Совета судей и его неспособностью действовать в соответствии со «степенью важности и актуальности этой реформы». Президент Венецианской комиссии тоже высказался, призвав судей «взять на себя ответственность и поддержать реформу».

Хотя непосредственную ответственность за блокирование реформы несут упомянутые выше судьи, полную ответственность за эту ситуацию должен взять на себя президент Зеленский. В конце концов именно Зеленский поддержал законопроект, который, по сути, предоставил дискредитировавшим себя судьям право «реформировать самих себя».

В ходе своего недавнего визита в Вашингтон президент Владимир Зеленский заявил, что судебная реформа является одним из его главных достижений, однако после его возвращения в Киев процесс запуска этой реформы в значительной мере осложнился. Каковы способы выхода из этой тупиковой ситуации?

Если Зеленский всерьез намерен довести судебную реформу до конца, сейчас ему необходимо сосредоточить весь свой авторитет и все свои ресурсы на осуществлении решительного прорыва. Возможно, для этого потребуется исключить Совет судей и Высший совет правосудия из процесса принятия решений в рамках более широкого процесса реформирования судебной системы.

Кроме того, Зеленский должен решить проблему угрозы, исходящей со стороны Конституционного суда, которого реформа пока не затронула и вокруг которого часто возникают скандалы. Прошел почти целый год с тех пор, как Конституционный суд погрузил Украину в состояние конституционного кризиса, приняв решение об отмене важнейших основ реформ на Украине после 2014 года.

Прошлогодний кризис привлек пристальное внимание к прошлым политически сомнительным назначениям в Конституционный суд и послужил поводом для громких призывов обеспечить прозрачность выбора судей в будущем. Однако в начале сентября украинские депутаты решили исключить пункты о конкурсном отборе в состав Конституционного суда из законопроекта, сохранив существующий несовершенный процесс без изменений.

8 октября Верховный суд одобрил предложение дискредитировавшего себя Высшего совета правосудия отправить законы, касающиеся судебной реформы, на проверку в Конституционный суд. Другими словами, разные ветви существующей судебной системы, по всей видимости, решительно настроены сорвать очередную попытку реформировать эту самую судебную систему.

Прошлый опыт и новые препятствия подтверждают, что судебная реформа на Украине может быть успешной только в том случае, если она проводится комплексно. То есть необходимо реформировать Высший совет правосудия и удалить из него всех его членов, подозреваемых в коррупции. Кроме того, необходимо перестроить систему назначения судей в Конституционный суд. Не менее важно наконец закрыть печально известный Окружной административный суд Киева.

Возможно, внутри администрации Зеленского есть люди, которые заинтересованы в том, чтобы препятствовать проведению реформы. Тем не менее, сопротивление внутри канцелярии президента и со стороны действующих членов судебной системы необходимо рассматривать в сопоставлении с исторической важностью прорыва на пути к установлению верховенства закона.

Украина отчаянно нуждается в реформе судебной системы. Международные партнеры этой страны тоже могут сыграть важную роль, оказав необходимое давление на Зеленского. Такие партнеры, как МВФ и Евросоюз, согласны с тем, что наведение порядка в украинских судах — это ключ к будущему успеху этой страны. В ближайшие несколько недель мы увидим, осознает ли это сам Зеленский и готов ли он действовать соответствующим образом.

Михаил Жернаков — председатель правления фонда DEJURE, прежде был судьей Окружного административного суда города Винница (2012-2015).

Нестор Барчук — менеджер по международным отношениям фонда DEJURE.