Нормализацию ситуации вокруг Украины в формате Нормандской четверки (Франция, Германия, Россия и Украина) больше не обсуждают, дело перешло в руки Соединенных Штатов и России, и это, похоже, очередной сигнал слабости брюссельской дипломатии.

Стратегия Москвы очевидна и заключается в «использовании известной напряженности». «Наши предупреждения последнего времени все-таки дают о себе знать и производят определенный эффект. Известное напряжение там [на Западе] все-таки возникло. И в этой связи два момента здесь вижу: во-первых, нужно, чтобы это состояние у них сохранялось как можно дольше, чтобы им в голову не пришло устраивать нам на западных рубежах какой-нибудь ненужный нам конфликт. А нам конфликты не нужны», — заявил Владимир Путин на встрече с российскими дипломатами.

Угрозы и контругрозы

Как минимум на уровне риторики создаваемая вокруг Украины среда становится всё более угрожающей. С одной стороны, Соединенные Штаты подняли большую шумиху из-за возможности вторжения российских сил на территорию Украины. Эти опасения они аргументируют тем, что на границе двух стран сейчас сконцентрировано около 100 тысяч российских военных, а также тем, что русские и белорусы провели совместные учения у польской границы, где сейчас разворачивается миграционный кризис.

В ответ Москва заявила, что имеет полное право перемещать военных по собственной территории, а также обвинила НАТО в организации провокаций на Черном море и допущении возможности разместить ядерное оружие к востоку от Германии.

Особую опасность ситуации придает тот факт, что работа Нормандской четверки парализована взаимными обвинениями Москвы и Киева в невыполнении Минских соглашений. Этот документ предлагает механизм нормализации отношений между украинскими властями и сепаратистскими регионами, которых поддерживает Кремль.

Согласно этому документу, порядок действий таков: внести поправки в Конституцию Украины, которые на постоянной основе закрепят статус Донбасса; провести местный выборы, а затем передать Киеву контроль над российско-украинской границей, находящийся сейчас в руках сепаратистов. Однако украинские власти настаивают на том, что в первую очередь нужно выполнить пункт о передаче контроля над границей.

На первый взгляд это может показаться незначительной мелочью, но проблема в том, что Москва уже выдала жителям Донбасса более полумиллиона российских паспортов и разрешила продавать в России продукцию, произведенную в спорном регионе, на тех же условиях, что применяются и к местным компаниям. Это два важных шага к будущей аннексии.

Ситуация застыла на очень опасном этапе. Вот почему Владимир Зеленский выступил за участие Соединенных Штатов в разрешении конфликта. Сначала Кремль с подозрением отнесся к этому предложению, но в итоге протестовать не стал, поскольку, по мнению российских властей, решения относительно внешней политики Украины принимают не в Киеве, а в Вашингтоне.

Что поставлено на карту на самом деле?

Кроме того, о чем говорилось выше, на карту поставлено ещё много чего. А именно вступление Украины, Грузии и Молдавии в НАТО и запрет на приближение Североатлантического альянса к границам России.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров напоминает, что в основе конфликта лежит решение, принятое Североатлантическим альянсом в 2008 году, допустить возможность вступления в организацию Грузии и Украины.

Кремль категорически заявляет, что не позволит пересечь две «красных линии»: речь о вступлении Украины в НАТО и попытках разместить ядерное оружие в странах к востоку от Германии. С точки зрения российских лидеров, превращение Украины в американский «непотопляемый авианосец», расположенный прямо у границ их страны, будет значить то же самое, что и размещение советской военной базы на Кубе в 60-ые.

НАТО в ответ заявляет, что ограничивать суверенитет Украины и её право вступать в любые международные организации нельзя. Кроме того, по их словам, Североатлантический альянс может размещать необходимое вооружение на территории стран-членов.

В этой ситуации Лавров напомнил о соблюдении Хельсинских соглашений, подписанных в 1975 году и определяющих условия безопасности в Европе. Однако он забыл упомянуть, что его страна уже нарушила один из ключевых принципов этого документа, когда вторглась в Грузию и на Украину.

Как бы то ни было, нужно начать серьезные и тщательные переговоры, чтобы не просто уладить ситуацию в сердце Европы, но и, самое главное, избежать военного конфликта значительных масштабов. Первым шагом в этом направлении может стать саммит в формате видеоконференции между Владимиром Путиным и Джо Байденом, который должен состояться в скором времени.

Это будет очень сложный разговор, поскольку под вопросом находятся новые основы европейской безопасности. Вот почему важно, чтобы дипломатия Евросоюза научилась решать свои проблемы самостоятельно, а не прибегать к услугам Соединенных Штатов, как это обычно и бывает.

Что касается решений, многое будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация. Украина по-прежнему переживает глубокий экономический, социальный и политический кризис, и его усугубление может угрожать даже распадом страны на несколько частей. В этом случае Россия, вероятно, выйдет победительницей.

В более глобальном смысле решение может заключаться в том, чтобы Украина, Молдавия и Грузия оказались бы в статусе Финляндии: вступили в ЕС, но не в НАТО. Я не знаю, сможет ли такой компромисс успокоить Кремль, и не воспримут ли его как очередной сигнал слабости Европейского союза и Соединенных Штатов. 

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.