С 1 июля началась реализация проекта «Большая Москва», по крайней мере, с административной точки зрения. Исполнилось пожелание Дмитрия Медведева, который в июне 2011, будучи президентом Российской Федерации, выступил с инициативой о расширении границ Москвы за счет прилегающих территорий. Согласно этому проекту, ряд административных зданий, которые в настоящее время сконцентрированы вокруг Кремля, должны быть вынесены за границы МКАД, что теоретически должно способствовать разгрузке исторического центра столицы, и даст возможность эффективнее бороться с пробками на московских дорогах.

Таким образом, в прошлое воскресенье к Москве площадью в 107 тыс. гектаров, на которой проживало около 11,5 миллионов человек, присоединилось 150 тыс. гектаров новых территорий и 250 тысяч жителей, ставших «москвичами». Для москвичей предусмотрено большее количество социальных льгот, по сравнению с жителями Подмосковья. Речь идет о зарплатах, пенсиях, бесплатном проезде на общественном транспорте для пенсионеров и т.д.

Читайте также: Пожар в небоскребе возрождает полемику вокруг строительного бума в Москве

Но административные границы – это одно, а реальность – это совсем другое. «Новая Москва» - лишь начало процесса, развитие которого может продлиться от 15-ти до 80-ти лет и потребует миллиардных инвестиций. Суть и финансовые аспекты данного предприятия пока не ясны и являются предметом оживленных дебатов в разных институтах, от мэрии до парламента. Рассуждения по этому поводу лишены конкретики и фрагментарны. Некоторые идеи носят противоречивый характер, а многие просто не принимаются во внимание или больше напоминают жанр научной фантастики. За ними стоят частные интересы и гигантские проекты, характерные, скорее, для утопического мышления советской эпохи. Некоторые эксперты даже усматривают в действиях властей скрытые намерения удалить на безопасное расстояние от Кремля оппозиционно настроенных политиков, путем переноса на периферию Государственной Думы, которая размещается сейчас в бывшем здании Госплана.

Одним из важных аспектов расширения границ мегаполиса является концепция развития так называемой «московской агломерации». Власти Москвы объявили международный конкурс на разработку этого проекта. Его участники ежемесячно приезжают в российскую столицу для обмена мнениями на семинарах, организуемых Москомархитектурой.

Дав волю воображению, иностранные архитекторы выдвигают множество идей: сценарии включить Москву-реку в городскую жизнь, проложить от присоединяемых подмосковных земель огромный бульвар до Москвы и развивать вдоль него инфраструктуру, зонировать столичную агломерацию на четыре города-сателлита около московских аэропортов, развивать городскую инфраструктуру на периферии, построить центральный вокзал на месте бывшей гостиницы «Россия» и создать пассажирское железнодорожное кольцо в столице. Все эти проекты, по большому счету, не учитывают сегодняшние реалии, особенности российского законодательства и менталитет населения. В частности, в расчет не принимаются военные объекты - такие, как, например, система «Метро-2», засекреченная линия, которая идет от Кремля и не является подведомственной московским властям.



Также по теме: Друзья Путина получают прибыль от маштабных российских строительных проектов


Архитекторы из нидерландского Office for Metropolitan Architecture (OMA) облетели Москву на вертолете и обнаружили, что «она ни на что не похожа». Этот принцип развития мегаполиса, который превращает российскую столицу в интереснейший объект для исследователей, сейчас так же важен, как и в советскую эпоху, хотя и несколько в другом плане. Если в прошлом в церквях были склады, а на автомобильных заводах производились танки, то сейчас квартиры стали сдаваться под офисы и магазины, а хрущевские пятиэтажки сменили многоэтажные дома. Даже традиционные деревянные дачи преобразовались в коттеджи, построенные по образу и подобию американских загородных домов.

Участники международного конкурса по разработке концепции развития московской агломерации, среди которых есть и испанская команда архитекторов во главе с Рикардо Бофилем, получат за свои проекты по 250 тысяч евро. Жюри оценивает их работы и публикует рейтинг участников, который меняется ежемесячно. После подведения итогов в результате сессии 22 и 23 июня, на первом месте оказалась Архитектурно-дизайнерская мастерская А. А. Чернихова (7,6 баллов), за ней следует нидерландская компания Office for Metropolitan Architecture (7,4), Архитектурное бюро «Остоженка» (7,3), французское бюро Antoine Grumbach et Associes (7,2), испанская команда архитекторов во главе с Рикардо Бофилем (7), и менее семи баллов получили американская компания Urban Design Associates из Питсбурга, архитекторы из Франции l'AUC и итальянское бюро Studio Associato Secchi-Vigano. Максимальное количество балов – 10, а минимальное -5. Если участник получает менее пяти баллов, он выбывает из конкурса. «Речь идет об оценке проектов, а не об экзамене в школе», - уточнил Александр Коллонтай, заместитель директора ГУП НИиПИ «Генеральный план Москвы» и куратор семинара.

Читайте также: Московский мэр использует международный опыт для расширения города

Почему было принято решение о расширении Москвы именно на юго-запад? Райнер де Граф (Reinier de Graaf) из OMA считает, что за этим стоят финансовые соображения. “Если бы, действительно, ставилась цель – решить проблемы города, следовало бы расширить его в другом направлении, где более сложная демографическая ситуация и больше проблем», - уверяет он. В Московской области проживает семь миллионов человек и только 250 тысяч – на территориях, присоединенных к Москве.

Более серьезные проблемы наблюдаются на северо-востоке, а на юго-западе концентрация населения - меньше. По словам Графа, кадастровая стоимость одного квадратного метра в Москве в среднем составляет 156 евро, а в московской области – 2,6 евро. Присоединение к Москве новых территорий сулит головокружительную прибыль.

По мнению социолога Натальи Зубаревич, которая входит в состав жюри, расширение Москвы за счет территорий максимальной площади с наименьшей плотностью населения нерационально. От этого выиграют частные застройщики, намеренные возвести на новых территориях жилые массивы, но существует риск образования еще большей пропасти между Москвой и остальной частью России. По словам Графа, власти Москвы готовы потратить определенную сумму на разработку концепции развития мегаполиса российскими и иностранными специалистами, чтобы получить доступ к интересным идеям, но никто не обязывает их реализовать эти идеи на практике.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.