В эти дни Санкт-Петербург прекрасен. Исчезла зимняя северная серость. Солнце даже в очень позднее время суток практически не заходит. А еще оно становится причиной того, что люди почти не спят и пребывают в веселом настроении. И поскольку так называемые «белые ночи» привлекают в «российскую северную культурную столицу» тысячи туристов во время этого продолжительного праздничного периода, то отели, бары и клубы в эти дни заполнены до предела.

И немецкий производитель грузовых автомобилей MAN был не прочь насладиться красотами Санкт-Петербурга и уже охладил шампанское для подготовленной вечеринки. Однако пробки из бутылок пока не вылетают. Причина: построенный недалеко от города за 25 миллионов евро новый завод пока не может быть открыт, хотя он уже год находится в рабочем состоянии.

Немцы по каким-то непонятным причинам до сих пор не имеют возможности производить там автомобили. Томас Шнайдерхайнце (Thomas Schneiderheinze), генеральный директор фирмы MAN Truck & Bus Production RUS, в середине февраля  в очередной раз объявил о начале производства - на этот раз был назван конец июня. Но это было ошибкой, как показывает сегодняшний день. Завод вот уже год работает в тестовом режиме. Официально называемая причина - отсутствие разрешения со стороны властей.

Запуск производства полного цикла на заводе Volkswagen Group Rus в Калуге


Читайте также: Спрос на машины в России растет


Представители концерна MAN не жалуются и хранят молчание

В концерне MAN, где Россию считают одним из важнейших в будущем рынков и куда до последнего времени его машины поставлялись из-за границы, категорически отказываются комментировать сложившуюся неприятную ситуацию.

«Тестовое производство уже запущено, и в настоящее время в адрес властей направлена заявка на получение лицензии, - такими словами представитель концерна, попросивший не называть его имени, пытается дипломатично принизить значение существующей неопределенности. - Как только мы получим от властей все необходимые разрешения, мы сразу же запустим серийное производство».

Однако примерно те же слова произносились уже в апреле 2011 года, когда концерн MAN принял решение прийти в Россию и когда с большой помпой было подписано соглашение об организации сборочного производства. Позднее, в начале 2012 года, открытие завода было перенесено на второй квартал 2012 года.

Когда и этот срок почти истек, представители концерна MAN объявили о том, что начало производства намечено на первый квартал 2013 года. Теперь вот уже наступило лето, но по-прежнему совершенно не ясно, когда по российским дорогам поедут первые собранные в Санкт-Петербурге грузовики.

Также по теме: Европейская рецессия добралась до Volkswagen

Путин открыто принуждает автопроизводителей

Впрочем, это вовсе не означает, что концерн MAN в России непрошенный гость. Наоборот - этот производитель грузовых автомобилей считается здесь желанным инвестором, а сам концерн в 2011 году откликнулся на приглашение многолетнего правителя Владимира Путина.  Он уже давно форсирует локализацию производства - в целом во всех секторах, но особенно в области автомобилестроения.

При этом Путин использовал не только мягкое давление. Поскольку тех производителей, которые не планировали подобную локализацию, непрямым образом заставляли это сделать с помощью резкого повышения - на 30% - импортных пошлин.  Не удивительно, что большинство международных производителей легковых и грузовых автомобилей довольно быстро наладили свое собственное производство в этой гигантской стране.

Проект модернизации отсталой российской автомобильной промышленности считается одним из крупных успехов Путина за рамками сырьевого сектора. Сегодня ситуация такова, что две трети продаваемых в стране автомобилей, с учетом местных моделей типа «Лада», уже производятся внутри страны. И это исторический рекорд.

11 из 15 международных стратегических альянсов в настоящее время уже занимаются сборкой автомобилей в России. В качестве задачи на ближайшие годы определено повышение доли локализации в области производства комплектующих.

Внедорожник BMW Х6


Читайте также: BMW и Toyota создают альянс будщего

Внешнеторговая палата приукрашивает ситуацию

Что касается случая с концерном MAN, то он остается загадкой: никто не может или не хочет сказать, почему именно этот концерн пока не получил разрешение на производство. Детали относительно ответственных за это дело властных структур и величина уже нанесенного ущерба не сообщаются и в том случае, когда задаются конкретные вопросы. Даже глава расположенного в Санкт-Петербурге филиала Немецко-российской внешнеторговой палаты Рене Харун (Rene Harun) не демонстрирует на этот счет особую открытость.

Он раздраженно реагирует на эту тему и только признает, что имеет представление об этом деле лишь «в общих чертах». Но все это уже было. Он рекомендует обратиться к концерну MAN и вспомнить проведенный Внешнеторговой палатой осенью 2012 года масштабный региональный опрос. Из него следует, что российские регионы в настоящее время ведут борьбу за инвесторов, а Санкт-Петербург среди площадок, обладающих лучшими условиями, занимает, тем не менее, пятое место, и поэтому новые мощности немецких предприятий увеличились там на 20%.

Однако этот результат совершенно не совпадает с тем рейтингом, который недавно был составлен российским изданием журнала Forbes. В области инвестиционной привлекательности Санкт-Петербург появляется там только в последней трети тех российских регионов, где проводилось это исследование.

Недостатки Санкт-Петербурга являются в определенной мере показательными для того феномена, от которого страдает вся Россия и который, в числе многих других, способствовал тому, что эта страна занимает жалкое 112 место в индексе делового климата под названием «Doing Business», составляемом Всемирным банком.

Также по теме: Audi и BMW заметно увеличили продажи в Америке

Коррупция продолжает оставаться большой проблемой

Если, например, происходит смена губернатора, то многие достигнутые ранее договоренности оказываются под вопросом. Как в Санкт-Петербурге, так и в расположенном рядом регионе уже по крайней мере два раза менялись руководящие команды. «Стабильностью это не назовешь», - подчеркивает Франк Шауфф (Frank Schauff), глава расположенной в Москве организации Ассоциация европейского бизнеса (Association of European Business).

По мнению Шауффа, отношение российского регионального руководство к инвесторам улучшилось, что затрагивает и  вопросы коррупции. Тем не менее проблема подкупа все еще существует. Поэтому весьма вероятно, что задержки с предприятием концерна MAN являются следствием того, что он настаивает на применении прозрачных процедур, о чем постоянно говорят его представители.

Линия по сборке автомобилей  "Logan"


Естественно, не только немецкие предприниматели сталкиваются с ловушками, характерными для стран с развивающейся экономикой. Самый известный пример - это, конечно же, история с британским концерном BP. Он на собственным опыте испытал подобное давление, и его дееспособность в этой гигантской империи с каждым годом становилась все более ограниченной. Компания BP в течение долгого времени вела ожесточенные споры  внутри совместного предприятия ТНК-BP со своими российскими партнерами из компании AAR.

Читайте также: Как китайский малый бизнес Москву штурмовал

В конечном итоге обе стороны были вынуждены выйти из совместного предприятия ТНК-BP. Затем оно было поглощено Роснефтью, ведущим предприятием в этой области, «за солидную цену». BP и AAR потерпели неудачу не только потому, что они, несмотря на предупреждение Путина, пошли на создание партнерства в соотношении 50 на 50 и точно не определили преимущественные права.

Но вечно манит гигантский российский рынок

«Пока преследуются общие цели, конструкция 50 на 50 подходит, - объясняет Йоахим Коэрс (Joachim Coers), председатель правления немецкой компании Tognum AG. - Риски возникают в том случае, когда цели расходятся».  Фирма Tognum из Фридрихсхафена, специализирующаяся на изготовлении силовых агрегатов и энергетических установок, как раз недавно сделала первые шаги в России в качестве инвестора. Две недели назад в рамках Петербургского экономического форума было объявлено о создании совместного предприятия с российским производителем подвижного железнодорожного состава  «Трансмашхолдингом». Это совместное предприятие будет собирать дизельные двигатели для локомотивов и большегрузных автомобилей, а также генераторные установки. Общий объем инвестиций составляет примерно 80 миллионов евро. Начало производства намечено на декабрь 2015 года, однако никаких гарантий относительно этих сроков нет.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.