Перевод осуществлен проектом Newочём.
Как бы они ни старались, нейрофизиологи и когнитивные психологи никогда не найдут в мозгу копию пятой симфонии Бетховена или копии слов, изображений, грамматических правил или любых других внешних раздражителей. Человеческий мозг, конечно, пуст не в буквальном смысле. Но он не содержит большинство вещей, которые, по мнению людей, должен — в нем нет даже таких простых объектов, как «воспоминания».
Наше ложное представление о мозге имеет глубокие исторические корни, но изобретение компьютера в сороковых годах прошлого века особенно запутало нас. Вот уже больше полувека психологи, лингвисты, нейрофизиологи и другие исследователи человеческого поведения заявляют: человеческий мозг работает подобно компьютеру.
Чтобы понять всю поверхностность этой идеи, давайте представим, что мозг — это младенец. Благодаря эволюции новорожденные люди, как и новорожденные любого другого вида млекопитающих, входят в этот мир готовыми к эффективному с ним взаимодействию. Зрение ребенка расплывчато, но он уделяет особое внимание лицам и быстро может распознать лицо матери среди других. Он предпочитает звук голоса другим звукам, он может отличить один базовый речевой звук от другого. Мы, без сомнения, построены с оглядкой на социальное взаимодействие.
Здоровый новорожденный обладает более чем десятком рефлексов — готовых реакций на определенные раздражители; они нужны для выживания. Ребенок поворачивает голову в направлении того, что щекочет ему щеку, и сосет все, что попадает в рот. Он задерживает дыхание, когда погружается в воду. Он хватает вещи, которые попадают ему в руки, так сильно, что почти повисает на них. Возможно, самое важное заключается в том, что младенцы появляются в этом мире с весьма мощными механизмами обучения, которые позволяют им стремительно изменяться так, чтобы они могли взаимодействовать с миром с возрастающей эффективностью, даже если этот мир и не похож на тот, с которым сталкивались их дальние предки.
Чувства, рефлексы и механизмы обучения — все то, с чем мы начинаем, и по правде говоря, этих вещей довольно много, если задуматься. Если бы у нас не было одной из этих возможностей с рождения, нам было бы значительно труднее выжить.
Но есть и то, с чем мы не родились: информация, данные, правила, программное обеспечение, знания, лексикон, представления, алгоритмы, программы, модели, воспоминания, образы, обработка, подпрограммы, кодеры и декодеры, символы и буферы — дизайнерские элементы, которые позволяют цифровым компьютерам вести себя таким образом, который несколько напоминает разумный. Мы не просто не рождаемся с этим — мы это в себе не развиваем. Никогда.
Мы не храним слова или правила, сообщающие нам, как их использовать. Мы не создаем визуальные проекции раздражителей, не храним их в буфере кратковременной памяти, а после этого не передаем их в хранилище памяти долговременной. Мы не извлекаем информацию или образы и слова из реестров памяти. Этим занимаются компьютеры, но не организмы.
Компьютеры в буквальном смысле слова обрабатывают информацию — числа, буквы, слова, формулы, изображения. Информация изначально должна быть закодирована в формат, которым могут пользоваться компьютеры, а значит, она должна быть представлена в виде единиц и нулей («битов»), которые собраны в маленькие блоки («байты»). На моем компьютере, где каждый байт содержит 8 бит, некоторые из них обозначают букву «К», другие — «О», третьи — «Т». Таким образом все эти байты образуют слово «КОТ». Одно единственное изображение — скажем, фотография моего кота Генри на рабочем столе — представлена особенным рисунком миллиона таких байтов («один мегабайт»), определенных специальными символами, которые сообщают компьютеру, что это фотография, а не слово.
Компьютеры в буквальном смысле перемещают эти рисунки с места на место в различных отсеках физического хранилища, выделенных внутри электронных компонентов. Иногда они копируют рисунки, а иногда изменяют их самыми разнообразными способами — скажем, когда мы исправляем ошибку в документе или ретушируем фотографию. Правила, которым следует компьютер для перемещения, копирования или оперирования этими слоями данных также хранятся внутри компьютера. Собранные воедино наборы правил называются «программами» или «алгоритмами». Группа алгоритмов, которые работают совместно для помощи нам в чем-то (например, при покупке акций или поиске данных онлайн) называется «приложением».
Прошу меня простить за это введение в мир компьютеров, но мне нужно, чтобы вам было все предельно ясно: компьютеры в действительности работают над той стороной нашего мира, которая состоит из символов. Они действительно хранят и извлекают. Они действительно обрабатывают. У них действительно есть физические воспоминания. Они действительно управляются алгоритмами во всем, что делают, без каких-либо исключений.
С другой стороны, люди так не делают — никогда не делали и делать не будут. Учитывая это, хочется спросить: почему же так много ученых рассуждают о нашем психическом здоровье так, будто бы мы и есть компьютеры?
В своей книге «По нашему собственному образу» (In Our Own Image, 2015) эксперт в области искусственного интеллекта Джордж Заркадакис (George Zarkadakis) описывает шесть различных метафор, которые люди использовали в течение двух последних тысячелетий, пытаясь описать человеческий интеллект.
В самой первой, библейской, люди были созданы из глины и грязи, которую затем разумный Бог наделил своей душой, «объясняя» наш интеллект — по крайней мере, грамматически.
Изобретение гидравлической техники в 3 веке до н.э. привело к популяризации гидравлических моделей человеческого интеллекта, идеи о том, что различные жидкости нашего тела — т.н. «телесные жидкости» — имеют отношение как к физическому, так и к психическому функционированию. Метафора сохранялась более 16-ти столетий и все это время применялась в медицинской практике.
К 16-му веку были разработаны автоматические механизмы, приводимые в движение пружинами и шестеренками; они наконец вдохновили ведущих мыслителей того времени, таких как Рене Декарт, на гипотезу о том, что люди представляют собой сложные машины. В 17-м веке британский философ Томас Гоббс предположил, что мышление возникло из-за механических колебаний в мозге. К началу 18-го века открытия в области электричества и химии привели к новым теориям человеческого интеллекта — и они опять же, имели метафорический характер. В середине того же столетия немецкий физик Герман фон Гельмгольц, вдохновленный достижениями в области связи, сравнил мозг с телеграфом.
Каждая метафора отражала самые передовые идеи эпохи, которая ее породила. Как и следовало того ожидать, почти на заре компьютерных технологий, в 40-х годах прошлого века, мозг по принципу работы был сравнен с компьютером, при этом роль хранилища была отдана самому мозгу, а роль программного обеспечения — нашим мыслям. Знаковым событием, с которого началось то, что сейчас называется «когнитивистикой», стала публикация книги психолога Джорджа Миллера «Язык и общение» (1951). Миллер предположил, что ментальный мир можно изучать с помощью концепций информационной, вычислительной и лингвистической теорий.
Такой образ мыслей получил свое окончательное выражение в небольшой книге «Компьютер и мозг» (1958), в которой математик Джон фон Нейман категорично заявил: функция нервной системы человека является «в первую очередь цифровой». Хотя он признал, что тогда в самом деле было очень мало известно о той роли, которую мозг играет в мышлении и памяти, он проводил параллели за параллелями между компонентами ЭВМ того времени и компонентами человеческого мозга.
Движимая последующими достижениями в области компьютерных технологий и исследований мозга, а также амбициозным междисциплинарным стремлением познать природу постепенно развивающегося человеческого интеллекта, в умах людей прочно засела идея о том, что люди, подобно компьютерам, являются информационными процессорами. Сегодня это направление включает в себя тысячи исследований, потребляет миллиарды долларов финансирования, оно породило обширный пласт литературы, состоящий как из технических, так и из иных статей и книг. Книга Рэя Курцвейла «Как создать разум» (2013) иллюстрирует эту точку зрения, спекулируя на «алгоритмах» мозга, на том, как мозг «обрабатывает данные», и даже на внешнем его сходстве с интегральными схемами и их структурами.
Метафора человеческого мозга, построенная на обработке информации (здесь и далее IP-метафора, от Information Processing — прим. Newoчём), в наши дни доминирует в умах людей, как среди обывателей, так и в среде ученых. По факту не существует дискурса по поводу разумного человеческого поведения, который бы проходил без применения этой метафоры, равно как и то, что подобные дискурсы не могли возникать в определенные эпохи и внутри определенной культуры без отсылок к духам и божествам. Справедливость метафоры об обработке информации в современном мире, как правило, подтверждается без каких-либо проблем.
Однако IP-метафора — только одна из многих, это лишь история, которую мы рассказываем, чтобы придать смысл чему-то, чего мы сами не понимаем. И, как и все предшествующие метафоры, эта, безусловно, в какой-то момент будет отброшена — заменена или очередной метафорой, или истинным знанием.
Чуть больше года назад при посещении одного из самых престижных исследовательских институтов я бросил вызов ученым: объяснить разумное человеческое поведение без отсылок к любому из аспектов IP-метафоры об обработке информации. Они этого сделать не смогли, а когда я снова вежливо поднял вопрос об этом в последующей электронной переписке, спустя месяцы они так ничего и не смогли предложить. Они понимали, в чем проблема, не открестились от задачи. Но они не могли предложить альтернативу. Другими словами, IP-метафора «прилипла» к нам. Она обременяет наше мышление словами и идеями, настолько серьезными, что у нас возникают проблемы при попытке их понять.
Ложная логика IP-метафоры достаточно проста в формулировке. Она основывается на ложном аргументе с двумя разумными предположениями и единственным ложным выводом. Разумное предположение № 1: все компьютеры способны вести себя разумно. Разумное предположение № 2: все компьютеры есть информационные процессоры. Ложный вывод: все объекты, способные на разумную деятельность, являются информационными процессорами.
Если отбросить формальную терминологию, идея того, что люди являются информационными процессорами лишь потому, что компьютеры являются таковыми, звучит глупо, а когда однажды IP-метафора в конце концов изживет себя, когда от нее окончательно откажутся, она почти наверняка будет рассматриваться историками именно так, как мы сейчас смотрим на высказывания о гидравлической или механической природе человека.
Если эта метафора так глупа, почему она все еще правит нашими умами? Что удерживает нас от того, чтобы отбросить ее в сторону как ненужную, так же, как мы отбрасываем ветку, которая преграждает нам путь? Существует ли способ понять человеческий интеллект, не опираясь на выдуманные костыли? И какой ценой нам обойдется столь долгое использование этой опоры? Данная метафора, в конце концов, вдохновила писателей и мыслителей на огромное количество исследований в самых разных областях науки на протяжении десятилетий. Какой ценой?
В аудитории на занятии, которое я проводил за эти годы уже множество раз, я начинаю с выбора добровольца, которому говорю нарисовать купюру в один доллар на доске. «Побольше деталей», — говорю я. Когда он заканчивает, я закрываю рисунок листом бумаги, достаю купюру из кошелька, приклеиваю ее к доске и прошу студента повторить задание. Когда он или она заканчивает, я убираю лист бумаги с первого рисунка и тогда класс комментирует различия.
Возможно, вы никогда не видели подобной демонстрации, или, быть может, у вас могут возникнуть проблемы с тем, чтобы представить результат, поэтому я попросил Джинни Хён, одну из интернов в институте, где я провожу свои исследования, сделать два рисунка. Вот рисунок «по памяти» (обратите внимание на метафору).
А вот рисунок, который она сделала с использованием банкноты.
Джинни была так же удивлена исходом дела, как, возможно, удивлены и вы, но в этом нет ничего необычного. Как вы видите, рисунок, выполненный без опоры на купюру, ужасен в сравнении с тем, что был срисован с образца, несмотря на то, что Джинни видела долларовую купюру тысячи раз.
Так в чем дело? Разве у нас нет «загруженного» в мозговой «регистр памяти» «представления» о том, как выглядит долларовая банкнота? Неужели мы не можем просто-напросто «извлечь» его оттуда и использовать при создании нашего рисунка?
Конечно, нет, и даже тысячи лет исследования в области неврологии не помогут обнаружить представление о виде долларовой банкноты, сохраненное в человеческом мозге, просто потому, что его там нет.
Значительный объем исследований мозга показывает, что в действительности многочисленные и иногда обширные участки мозга зачастую вовлечены в, казалось бы, самые банальные задачи по запоминанию информации. Когда человек испытывает сильные эмоции, в мозгу могут активизироваться миллионы нейронов. В 2016 году нейрофизиолог из Университета Торонто Брайан Левин с коллегами провел исследование, в котором приняли участие люди, выжившие в авиакатастрофе, позволившее прийти к выводу, что события аварии способствовали росту нейронной активности в «мозжечковой миндалине, медиальной височной доле, передней и задней срединной линии, а также в зрительной коре пассажиров».
Выдвинутая рядом ученых идея о том, что специфические воспоминания каким-то образом сохраняются в отдельных нейронах, абсурдна; если уж на то пошло, это предположение лишь возводит вопрос памяти на еще более сложный уровень: как и где, в конечном счете, память записана в клетку?
Итак, что происходит, когда Джинни рисует долларовую банкноту, не пользуясь образцом? Если Джинни никогда прежде не видела купюру, ее первый рисунок, вероятно, ни в коей мере не будет похож на второй. Тот факт, что она видела долларовые банкноты прежде, каким-то образом изменил ее. Собственно, ее мозг был изменен так, что она смогла наглядно представить себе банкноту — что, в сущности, эквивалентно — по крайней мере, отчасти — тому, чтобы заново переживать ощущение зрительного контакта с купюрой.
Различие между двумя набросками напоминает нам, что визуализация чего-либо (что представляет собой процесс воссоздания зрительного контакта с тем, что больше не находится у нас перед глазами) намного менее точна, чем если бы мы по-настоящему видели что-либо. Именно поэтому нам намного лучше удается узнавать, нежели вспоминать. Когда мы ре-продуцируем что-то в памяти (От латинского re — «снова», и produce — «создавать»), мы должны попробовать снова пережить столкновение с предметом или явлением; однако когда мы узнаем что-то, мы всего лишь должны отдавать себе отчет в том, что ранее у нас уже был опыт субъективного восприятия этого объекта или явления.
Возможно, у вас есть что возразить на это доказательство. Джинни видела долларовые банкноты и раньше, однако она не предпринимала осознанных усилий к тому, чтобы «запомнить» детали. Вы можете заявить, что, если бы она так поступила, она, возможно, смогла бы нарисовать второе изображение, не пользуясь образцом долларовой купюры. Однако даже в этом случае никакое изображение банкноты не было никоим образом «сохранено» в мозгу Джинни. У нее просто возросла степень подготовленности к тому, чтобы нарисовать ее с соблюдением деталей, так же, как, посредством практики, пианист становится искуснее в исполнении фортепианных концертов, при этом не загружая в себя копию нот.
Исходя из этого простого эксперимента, мы можем начать выстраивать основу свободной от метафор теории интеллектуального поведения человека — одну из тех теорий, согласно которым мозг не полностью пуст, однако по меньшей мере свободен от груза IP-метафор.
По мере того, как мы движемся по жизни, мы подвергаемся воздействию множества происходящих с нами событий. Следует особо отметить три типа опыта: 1) мы наблюдаем за тем, что происходит вокруг нас (как ведут себя другие люди, звуки музыки, адресованные нам указания, слова на страницах, изображения на экранах); 2) мы подвержены сочетанию незначительных стимулов (к примеру, сирены) и важных стимулов (появление полицейских машин); 3) мы бываем наказаны или вознаграждены за то, что ведем себя определенным образом.
Мы становимся эффективнее, если меняемся сообразно этому опыту — если теперь мы можем рассказать стихотворение или спеть песню, если мы способны следовать данным нам указаниям, если мы реагируем на незначительные стимулы так же, как и на важные, если мы стараемся не вести себя так, чтобы нас наказали, и чаще ведем себя таким образом, чтобы получить награду.
Несмотря на вводящие в заблуждение заголовки, никто не имеет ни малейшего представления о том, какие изменения происходят в мозге после того, как мы научились петь песню или выучили стихотворение. Однако ни песни, ни стихотворения не были «загружены» в наш мозг. Он просто упорядоченноизменился таким образом, что теперь мы можем петь песню или рассказывать стихотворение, если соблюдены определенные условия. Когда нас просят выступить, ни песня, ни стихотворение не «извлекаются» из какого-то места в мозге — точно так же, как не «извлекаются» движения моих пальцев, когда я барабаню по столу. Мы просто поем или рассказываем — и никакого извлечения нам не нужно.
Несколько лет назад я спросил Эрика Кандела — нейролога из Колумбийского университета, получившего Нобелевскую премию за то, что он идентифицировал некоторые из химических изменений, происходящих в выходных нейтронных синапсах аплизии (морской улитки) после того, как она учится чему-то — сколько времени, по его мнению, пройдет, прежде чем мы поймем механизм функционирования человеческой памяти. Он быстро ответил: «Сотня лет». Я не додумался спросить его, считает ли он, что IP-метафора замедляет прогресс нейрологии, однако некоторые нейрологи и в самом деле начинают помышлять о немыслимом, а именно — о том, что эта метафора не так уж необходима.
Ряд когнтивистов — в частности, Энтони Чемеро из Университета Цинциннати, автор вышедшей в 2009 книги «Основное воплощение когнитивистики» (Radical Embodied Cognitive Science) — теперь абсолютно отрицают представление о том, что деятельность человеческого мозга схожа с работой компьютера. Распространенное мнение заключается в том, что мы, как и компьютеры, осмысляем мир, осуществляя вычисления над его мысленными образами, однако Чемеро и прочие ученые описывают другой способ понимая мыслительного процесса — они определяют его как прямое взаимодействие между организмами и их миром.
Мой любимый пример, иллюстрирующий огромную разницу между IP-подходом и тем, что некоторые называют «анти-репрезентативным» взглядом на функционирование человеческого организма, включает в себя два разных объяснения того, как бейсболисту удается поймать летящий мяч, приведенные Майклом Макбитом, сейчас работающим в Университете штата Аризона, и его коллегами, в статье, опубликованной в 1995 в «Science». Согласно IP-подходу, игрок должен сформулировать приблизительную оценку разнообразных изначальных условий полета мяча — силу воздействия, угол траектории и все такое прочее, — а затем создать и проанализировать внутреннюю модель траектории, которой, скорее всего, должен следовать мяч, после чего он должен воспользоваться этой моделью, чтобы непрерывно направлять и вовремя корректировать движения, направленные на перехват мяча.
Все было бы прекрасно и замечательно, если бы мы функционировали так же, как компьютеры, однако Макбит и его коллеги дали более простое объяснение: чтобы поймать мяч, игроку нужно всего лишь продолжать двигаться так, чтобы постоянно сохранять визуальную связь применительно к основной базе и окружающему пространству (технически, придерживаться «линейно-оптической траектории»). Это может показаться сложным, однако на самом деле это предельно просто и не подразумевает никаких вычислений, представлений и алгоритмов.
Два целеустремленных профессора психологии из британского Городского Университета Лидса — Эндрю Уилсон и Сабрина Голонка — причисляют пример про бейсболиста к ряду других, которые могут восприниматься вне IP-подхода. На протяжении многих лет они писали в своих блогах о том, что они сами называют «более последовательным, натурализованным подходом к научному изучению человеческого поведения… идущим вразрез с доминирующим когнитивистским нейрологическим подходом». Однако этот подход далек от того, чтобы лечь в основу отдельного движения; большинство когнитивистов по-прежнему отказываются от критики и придерживаются IP-метафоры, а некоторые из наиболее авторитетных мыслителей мира сделали грандиозные предсказания о будущем человечества, которые зависят от действительности метафоры.
Одно из предсказаний — сделанное, среди прочих, футуристом Курцвейлом, физиком Стивеном Хокингом и нейрологом Рэндаллом Коэном — гласит, что, поскольку человеческое сознание, как предполагается, действует как компьютерные программы, вскоре станет возможным загрузить человеческий разум в аппарат, вследствие чего мы станем обладать безгранично могучим интеллектом и, вполне вероятно, приобретем бессмертие. Эта теория легла в основу антиутопического фильма «Превосходство», главную роль в котором исполнил Джонни Депп, сыгравший похожего на Курцвейла ученого, разум которого был загружен в интернет — что привело к ужасающим последствиям для человечества.
К счастью, поскольку IP-метафора ни в коей мере не верна, нам никогда не придется беспокоиться о том, что человеческий разум обезумеет в киберпространстве, и мы никогда не сможем достичь бессмертия посредством загрузки его куда-либо. Причина тому — не только отсутствие сознательного программного обеспечения в мозгу; проблема глубже — давайте назовем ее проблемой уникальности — что звучит одновременно вдохновляюще и угнетающе.
Поскольку ни «банки памяти», ни «представления» стимулов в мозге не существуют, и поскольку все, что требуется от нас, чтобы функционировать в мире, это изменения мозга в результате приобретаемого нами опыта, нет оснований верить в то, что один и тот же опыт изменяет каждого из нас в одинаковой мере. Если мы с вами посетим один и тот же концерт, изменения, происходящие в моем мозгу при звуках Симфонии № 5 Бетховена будут практически наверняка отличаться от тех, что происходят в вашем мозге. Эти изменения, какими бы они ни были, создаются на основе уникальной нейронной структуры, которая уже существует, и каждая из которых развивалась на протяжении вашей жизни, наполненной уникальными переживаниями.
Как показал в своей книге «Вспоминая» (1932) сэр Фредерик Бартлетт, именно поэтому ни один из двух людей никогда не повторит услышанную ими историю одинаково, и со временем их рассказы будут все более и более отличаться друг от друга. Не создается никакой «копии» истории; скорее, каждый индивид, услышав историю, в какой-то степени меняется — достаточно для того, чтобы когда позже его спросят об этой истории (в некоторых случаях, спустя дни, месяцы или даже годы после того, как Бартлетт впервые прочел им историю) — они смогут в определенной степени вновь пережить те минуты, когда они слушали историю, хотя и не очень точно (см. первое изображение долларовой купюры выше.).
Я полагаю, это вдохновляет, потому что это значит, что каждый из нас по-настоящему уникален — не только своим генетическим кодом, но даже в том, какие изменения происходят со временем с его мозгом. Это также угнетающе, поскольку это делает грандиозную задачу нейрологии практически превосходящей воображение. Для каждого из повседневных переживаний упорядоченное изменение может включать тысячи, миллионы нейронов или даже весь мозг, поскольку процесс изменений различен для каждого отдельного мозга.
Что еще хуже, даже если бы мы обладали способностью сделать моментальный снимок всех 86 миллиардов нейронов мозга и затем симулировать состояние этих нейронов с помощью компьютера, этот пространный шаблон не сгодился бы ни на что за пределами мозга, в котором он был изначально создан. Возможно, это самый чудовищный эффект, который IP-метафора произвела на наше понимание функционирования человеческого организма. В то время, как компьютеры и в самом деле сохраняют точные копии информации — копии, которые могут оставаться неизменными на протяжении долгого времени, даже если сам компьютер был обесточен — наш мозг поддерживает интеллект только пока мы живы. У нас нет кнопок «вкл/выкл». Либо мозг продолжает свою активность, либо мы исчезаем. К тому же, как отметил невролог Стивен Роуз в своей вышедшей в 2005 году книге «Будущее мозга», моментальный снимок текущего состояния мозга также может оказаться бессмысленным, если мы не знаем полную историю жизни владельца этого мозга — возможно, даже деталисоциальной обстановки, в которой он или она вырос(-ла).
Задумайтесь, насколько сложна эта проблема. Чтобы понять хотя бы основы того, как мозг поддерживает интеллект человека, нам может потребоваться выяснить не только текущее состояние всех 86 миллиардов нейронов и 100 триллионов их пересечений, не только различающуюся силу, с которой они соединены, но также то, как ежеминутная мозговая деятельность поддерживает целостность системы. Прибавьте сюда уникальность каждого мозга, созданную отчасти благодаря уникальности жизненного пути каждого человека, и предсказание Кэндела начинает казаться чересчур оптимистичным. (В вышедшей недавно редакторской колонке The New York Times нейролог Кеннет Миллер предположил, что задача хотя бы выяснить базовую нейронную связь займет «века».)
Тем временем, огромные суммы денег выделяются на исследования мозговой активности, основывающиеся на зачастую ошибочных идеях и невыполнимых обещаниях. Наиболее вопиющий случай того, когда нейрологическое исследование пошло наперекосяк, был задокументирован в недавно выпущенном отчете Scientific American. Речь шла о сумме в 1,3 миллиарда долларов, выделенной на запущенный Европейским союзом в 2013 году проект «Человеческий мозг». Убежденные харизматичным Генри Маркрамом, что он сможет создать симуляцию человеческого мозга на суперкомпьютере к 2023 году, и что подобная модель совершит прорыв в лечении болезни Альцгеймера и других нарушений, власти ЕС профинансировали проект, не налагая буквально никаких ограничений. Спустя менее двух лет проект превратился в «заворот мозгов», и Маркрама попросили покинуть пост.
Мы живые организмы, а не компьютеры. Смиритесь с этим. Давайте продолжим попытки понять себя, но при этом избавимся от ненужного интеллектуального груза. IP-метафора просуществовала полвека, принеся мизерное количество открытий. Пришло время нажать кнопку DELETE.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 0 Автор, вероятно, разбирается в нейробиологии, но в машинном обучении он полный профан. Если кто-то пользуется для описания человеческого мозга метафорой компьютера архитектуры фон Неймана, то он реально идиот. Современные обучающиеся компьютерные системы - это нейросети весьма сложной конфигурации, имитирующие работу человеческого мозга и способные решать огромное количество сложно алгоритмизируемых задач: от распознавания образов до игры в го. Любой студент-айтишник, у которого был курс по нейросетям, прекрасно понимает, что в общем происходит с образом купюры при запоминании. Он также понимает, как функционирует ассоциативная память, и почему воспоминания меняются при каждой попытке вспомнить. Где-то была отличная статья про нейросеть, распознающую лица. Ее алгоритм обучения подразумевал, что она сама в процессе обучения выбирает параметры, по которым запоминает лица. Для достаточной точности сеть выбрала пару сотен параметров, причем ответить на вопрос "какие именно?" программист, конечно, не смог бы. Точно по таким же принципам мы запоминаем образы, тренируем физические навыки... Вопрос лишь в двух вещах. Количество - нейронов и связей в человеческом мозгу нереально много. И качество - в процессе эволюции родилось множество механизмов "обслуживания" нейросети, делающих ее работу действительно очень эффективной. Ну а потом ИИ станет умнее человека, и мы все умрем. =) Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| 0 rina.nothing, автор - не идиот..он британский ученый..работа у их такая... П.С.мы, конечно - умрем..но кто мешает обьединять мозги в сеть..при соответствующей технологии? 
| 0 rina.nothing, Ее алгоритм обучения подразумевал, что она сама в процессе обучения выбирает параметры, по которым запоминает лица ----------- Автор то и говорит что при распознавании мозг не использует НИКАКИХ алгоритмов. По каким параметрам вы сами запоминаете и распознаете лица, и сколько их у вас? 
| 0 rina.nothing, если не судить о развитии компьютерных технологий по развалам супермаркетов по торговле ширпотребом, хотя технологический прогресс в области интегральной электроники впечатляет лишь знакомых с предметом, то люди рассуждающие с этих позиций очень далеки от понимания, что же такое ИИ. Хотя изучение мозга и наука кибернетика прослеживается с 50-х и книги Ноберта Винера, разработка моделей нейросетей идёт параллельно скалярным счётным продвинутым калькуляторам с расширенным ассортиментом периферии взаимодействия с человеком. Уже появляются чипы нейропроцессоров, основанных на многосвязности и нечёткой логике (в ширпотреб уже пошли из известных Zeroth от Qualcomm и TrueNorth от IBM) для создания связных систем*, с 80-х создаются оптопроцессоры с различными потоковыми архитектурами для задач распознавания в реальном времени. * Связная система – это система, для которой - возможен обмен ресурсами между любыми подсистемами. Мой интерес к создание разумных искусственных систем (изначально подстёгнутый книгой Н. Винера) был возраждён в студенческие годы знакомством с архитектурой транспьютеров (Transputer) от компании Inmos (исчезнувшая с недрах ВПК в середине 90-х), позволявшая создавать распределённые вычислительные (в том числе беспроводные по радиоканалам) неограниченно масштабируемые сети. Мне понравилась сама концепция, что если сделать достаточно дешёвыми эти "искусственные нейроны" с собственной нанооперационкой и ассоциативной архитектурой (данные управляют данными в общем вычислительном пространстве), то количество решаемых задач ограничено только воображением, усиливая наши сенсорные способности (например, общение одновременно с миллионами пользователей в сети одновременно). А если, например, снабдить этими чипами нашу одежду со встроенным экзоскелетом, то многократно повысить нашу мышечную силу. 
| 0 rina.nothing, он просто математически объяснить пытается ряд фактов. 
| 0 "В аудитории на занятии, которое я проводил за эти годы уже множество раз" , ну вот, есть же британские ученые, которые занимаются хоть чем-то полезным. Сравнивать мозги животных, в котором нейроны сложнее самого изощренного процессора, с компьютером... Поговаривают, что некоторые виды нейронов имеют сотни тысяч контактов с другими, это даже невозможно представить. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 N 99, Автор - американский ученый Роберт Эпштейн — ведущий научный психолог Американского института поведенческих исследований и технологий (Калифорния). 
| 0 Южный Ветер, ну вот, опять разочарование. 
| 0 Мы не храним слова или правила, сообщающие нам, как их использовать. ------ Автор абсолютно запутался. Компьютеры он рассматривает глобально, как объект, состоящий из "железа" и программного обеспечения для управления оным. Человеческий мозг он рассматривает как некий исполняемый модуль, который не знает ничего ни о "железе", ни о правилах хранения и обработки информации. Отсюда и странный вывод. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 GreyCat, правила (пинками и подзатыльниками) постоянно напоминает навязчивая действительность в облике злобной британской училки.😊 
| 0 Ну, да! Щас начну опровергать автора и разбрасываться идеями. Зачем мне это? Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Шмяк, молчите, не разбрасывайтесь. За умного сойдёте. 
| 1 Автору не мешало бы почитать работы профессора Черниговской. А в статье основной посыл,- не давайте деньги им! Давайте мне! 
| 0 Да уж. Вот взять мозг Путина, и мозг Обамы, или бабы Клинтон. Это ведь три большие разницы. Не знаю, что там в голове у Путина, но у Обамы компьютера в голове точно нету. 
| 0 У меня нет в мозге ( или правильно - в мозгу или в мозгах ) ни Бетховена ни симфоний ! Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Paranoidd, Бетховен и даже Эйнштейн сидит в каждом мозгу, только они этого не знают, т.к. Эйнштейн или Бетховен, утром и вечером того же дня - совершенно разные люди, хотя каждый из них является следствием другого того же. 
| 0 Поражают самовлюблённость и снобизм западных ученых. Ибо как правило все их "открытия" становящиеся потом великими обязательно уже описаны кем-то, кто не входит в их цивилизационный круг. Просто для примера. Наталья Бехтерева: "Я не люблю, когда человеческий мозг сравнивают с компьютером. Он создан так, что я не могу себе даже представить, какие требования жизни могли обусловить появление такого совершенного аппарата. Мозг может настолько многое, что этому не перестаешь удивляться". Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Забойщик с полундры, это уровень заказчика: поставить срок, дать железок и денег. Бехтеревой денег бы не дали.😊 зато читаем: "Речь шла о сумме в 1,3 миллиарда долларов, выделенной на запущенный Европейским союзом в 2013 году проект «Человеческий мозг». Убежденные харизматичным Генри Маркрамом, что он сможет создать симуляцию человеческого мозга на суперкомпьютере к 2023 году, и что подобная модель совершит прорыв в лечении болезни Альцгеймера и других нарушений, власти ЕС профинансировали проект, не налагая буквально никаких ограничений. Спустя менее двух лет проект превратился в «заворот мозгов», и Маркрама попросили покинуть пост." Что и требовалось доказать. 
| 0 трансёрфинг реальности вам в помощь 
| 0 Споём оду миелину - тому, что позволяет нам распознавать, обучаться, формирует наше я. Кое какие мысли я бросил под ветку. Читайте и спорьте, если интересно. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 "Убежденные харизматичным Генри Маркрамом, что он сможет создать симуляцию человеческого мозга на суперкомпьютере к 2023 году, и что подобная модель совершит прорыв в лечении болезни Альцгеймера и других нарушений, власти ЕС профинансировали проект, не налагая буквально никаких ограничений. Спустя менее двух лет проект превратился в «заворот мозгов», и Маркрама попросили покинуть пост." Посадили мошенника? Компьютер - конечный мультивариантный автомат, предназначенный решать строго определённые логические задачи, под которые кодируются логические задачи любой прикладной области (спасибо миниатюризации), чем и занимаются программисты. Сама по себе хранящаяся информация - упорядоченная последовательность 0 и 1 не содержит никакого определённого смысла, не будучи пропущена через определённый интерпретатор (жёсткую или программируемую вентильную матрицу). Если кодированную картинку проиграть в музыкальном плеере, мы получим какофонию. Нервная система животного организма, включая человека, формируется в процессе направленного химической средой и генной программой формирования белков клеточных мембран, формирующих в процессе направленного деления соответствующую форму. Нервные клетки - это получающиеся путём специализации белков соединительная ткань, пронизывающая все сформированные органы (только в печени их минимум). Если сосредоточиться только на участках скопления нейронов мозга, отвечающего за коммутацию рефлекторных сигналов, то их условно делят на серые и белые- покрытие миелиновой липидной оболочкой - повышающей скорость прохождения ионнообменных токов по аксонам нейронов. Миелиновая оболочка формируется как побочный продукт активности нервной клетки, а вследствие своих свойств является "программирующим" наиболее используемые участки рефлекторных дуг, вызывая эффект памяти (симпатической и парасимпатической, сенсорной), формируя наше поведенческое "я". Короче, наш жизненный опыт нас программирует. В принципе, структуры нашего мозга совершенно идентичны (генетически и морфологически), но отличаются структурой миелиновых "осаждений", формирующих нашу личность. Миелиновые оболочки миелированных белых клеток сложнее регистрировать по излучаемому ими полю вследствие электроизолирующих свойств миелина, в отличие от неизолированных серых клеток, необладающих быстрой "памятью" (индеферентные к направленности). Даже если бы удалось снять сигнал с одного мозга в 3D и индуцировать его на весь мозг другого взрослого индивада, вследствие различное миелиновой структуры, реакция бы отличалась (тем более что это всего лишь "снимок"). Менее миелированные волокна обладают свойством забывать, в отличие от сильно миелированных. В младенчестве сформированы лишь основные рефлексы (пищеварение, мышечный тонус, сердцебиение и кровоток, дыхание от околоплодных насыщенных кислородом вод). С рождением на-полную задействуются сенсоры органов чувств, приспосабливаясь путём создания комплекса коррелированных между собой ощущений - адаптацией. Приспосабливается слух, зрение, обоняние и осязание, мышечная активность, чтобы удовлетворять физиологические потребности. Общение с матерью формирует первые социальные навыки коммуникации (реакция на кормление). Единственная программа, которой подчинён человеческий "компьютер" (мозг без тела, это как невпаянный чип процессора - бесполезен) - это выживание, всё остальное - подпрограммы, которые записывает наш жизненный опыт. Зачем пытаться искусственно изобретать то, что является чуждым нам и в случае опасности станет на врагом, чтобы выжить? Нам нужно познавать и изменять себя (функционально), подстёгивать эволюцию, целенаправленно обогащать наш генофонд новыми полезными генами (модифицировать, дополнять ДНК), целенаправленно управляя нашей эволюцией, чтобы пережить грядущие геоклиматические катаклизмы. Каждая клетка нашего организма (кроме половых, стволовых и гомет) содержат полный набор генов, содержащийся в ядре всех клеток нашего организма. Тем не менее, каждая клетка исполняет свою функцию, используя лишь часть набора генов. Чем больше в нас будет генов и "полезных" механизмов запуска синтеза нужных белков клетками, тем больше у нас шансов стать людьмиХ. Мы можем попытаться создать отличные от нуклеотидных цепочек биомолекулы (подмену, наример, азота и фосфора элементами одной группы, но большей химической активностью), которые будут использовать для синтеза мембран иные химические элементы, хотя сами по себе органические мембраны могут обладают достаточной химической гибкостью в нынешней геологической эпохе нашей планеты. Вот о чём нужно думать (как переживём очередное всемирное заокеанивание, а затем ледниковый период, я уж не говорю о очень далёкой перспективе изменения химического состава атмосферы и земной коры через пару миллиардов лет).
Показать новые комментарии (0)rina.nothing
levenkool:)
Южный Ветер
Чтоб я так жил
n902sh
N 99
Южный Ветер
N 99
GreyCat
Чтоб я так жил
Шмяк
Чтоб я так жил
шаман
zm
Paranoidd
Чтоб я так жил
Забойщик с полундры
Чтоб я так жил
lokhankin1912
Чтоб я так жил
Чтоб я так жил
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)