В России распространились дикие слухи о том, что астронавт НАСА намеренно просверлил дырку в российском космическом модуле, состыкованном с Международной космической станцией. На этом фоне космические агентства двух стран в четверг опубликовали совместное заявление, гласящее, что по поводу пробоины, обнаруженной в прошлом месяце, ведется расследование, и что от дальнейших комментариев они пока воздержатся.

Отверстие, ширина которого составляет менее одной десятой дюйма, было впервые обнаружено 29 августа. Оно не представляло непосредственной угрозы для экипажа, находившегося на борту станции, и российские космонавты быстро заделали его лентой.

Но из-за реакции российской прессы и заявлений Дмитрия Рогозина, генерального директора «Роскосмоса», стало необходимо подтвердить продолжение сотрудничества между этими наиболее активными космическими державами Земли, которые совместно управляют орбитальной станцией.

Изначально официальные представители агентств предположили, что это микрометеорит пробил модуль. Но на прошлой неделе Дмитрий Рогозин заявил о возможности саботажа.

Выступая по российскому телевидению, Дмитрий Рогозин сказал, что версия с метеоритом была исключена, так как отверстие, похоже, было проделано изнутри. Согласно новостному агентству «Интерфакс» (Interfax) Рогозин сказал: «Что это — брак или некие преднамеренные действия? Где эти действия производились? На земле или уже на орбите? Еще раз говорю: ничего не отметаем».

В последние дни в российской прессе высказывались предположения, что это кто-то из астронавтов НАСА намеренно проделал отверстие в российской транспортной капсуле под названием «Союз», состыкованной со станцией.

По слухам, российские расследователи подозревают, что один из астронавтов НАСА заболел. Чтобы доставить одного больного члена экипажа обратно на Землю, трое из шести астронавтов должны были бы покинуть станцию в «Союзе». Но, возможно, НАСА не захотело оплачивать стоимость нового запуска «Союза» и, согласно этим слухам, кто-то из экипажа устроил саботаж, чтобы вынудить произвести эвакуацию. (Отверстие было в верхней секции модуля, который сбрасывается до повторного выхода в атмосферу, так что для астронавтов опасности не было бы).

Автор статьи в газете «Коммерсант» отмечает, что «Союз» расположен близко к американской части станции. В статье говорится, что «Роскосмос» запросил медицинские отчеты и видеозаписи, на которых зафиксированы передвижения и состояние здоровья астронавтов НАСА, но НАСА вряд ли пойдет на это, оберегая неприкосновенность личной жизни своих астронавтов.

Заявление гласит, что директор НАСА Джим Брайденстайн и Дмитрий Рогозин поговорили по телефону и обсудили пробоину в обшивке станции.

Директора НАСА и «Роскосмоса» уделили внимание спекуляциям в прессе относительно возможной причины инцидента и договорились не делать никаких предварительных заключений, а также не давать каких-либо объяснений до тех пор, пока расследование не будет окончательно завершено, говорится в заявлении.

Кроме того в заявлении сказано, что Джим Брайденстайн и Дмитрий Рогозин «подтвердили, что весь экипаж призван обеспечивать безопасную эксплуатацию станции и всех состыкованных с ней модулей, чтобы гарантировать успех миссии».

Это было их первой беседой с того момента, как Джим Брайденстайн после долгих проволочек в Сенате был утвержден на эту должность в апреле.

Даже во время холодной войны Соединенные Штаты и Советский Союз сотрудничали в космосе, начиная со стыковки космических кораблей «Союз» и «Аполлон» в 1975 году. В 1993 году Соединенные Штаты пригласили Россию присоединиться к работе на космической станции, и после того, как его космические шаттлы были списаны, НАСА положилось на Россию в том, что касается транспортировки астронавтов с и на станцию. Для российской космической отрасли это оказалось очень выгодно: каждое место в «Союзе» сейчас стоит более $80 миллионов.

Но НАСА больше не покупает там себе места. В следующем году, после нескольких лет проволочек, функцию перевозчиков начнут выполнять «Боинг» (Boeing) и «СпейсИкс» (SpaceX).

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.