Кливленд, Огайо — Призрачные денисовцы, являющиеся вымершими родственниками неандертальцев, известны нам только по остаткам костей, найденным в Денисовой пещере в Сибири, и по тому генетическому наследию, которое они оставили живущим в Азии людям. Новое исследование этого наследия среди жителей Новой Гвинеи свидетельствует о следующем: денисовцы отнюдь не отдельная группа, и эти таинственные люди были настолько разнообразны, что их популяции находятся в таком же далеком родстве друг с другом, как и с неандертальцами.
В исследовании прозвучало еще одно удивительное предположение. Эти группы могли жить и встречаться с современными людьми примерно 15-30 тысяч лет назад, то есть на десятки тысяч лет позднее, чем ранее предполагали ученые. «Поздняя выжившая ветвь денисовцев могла скреститься с человеком разумным (Homo sapiens) в Юго-Восточной Азии», — рассказал палеоантрополог Крис Стрингер (Chris Stringer) во время ежегодной конференции Американской ассоциации физических антропологов, давший интервью по Скайпу. Новое исследование было представлено на этой конференции в четверг.
Ученым уже было известно, что люди, населяющие огромные территории от Филиппин и Новой Гвинеи до Китая и Тибета, унаследовали от денисовского человека 3-5% своей ДНК. Согласно преобладающей гипотезе, когда современный человек вышел из Африки, он сначала встретился с неандертальцами и спарился с ними. По этой причине у всех европейцев и азиатов сегодня 1-3% ДНК от неандертальцев. Затем примерно 50 тысяч лет назад с денисовцами повстречались предки азиатов, получившие от них 3-5% своей ДНК.
В рамках нового исследования международная группа ученых проанализировала полные геномы 161 человека из 14 групп, проживающих в Индонезии и Папуа — Новой Гвинее. В ДНК 60 человек из Новой Гвинеи биолог Мюррей Кокс (Murray Cox) из новозеландского Университета Мэсси и молекулярный биолог Хиравати Судойо (Herawati Sudoyo) из Института молекулярной биологии в Джакарте вместе с коллегами обнаружили одну неожиданную особенность. Первая ДНК денисовцев, найденная в сибирской пещере, происходит от единой популяции (генетики дали ей название D0). Однако у жителей Папуа ДНК как минимум двух, причем других популяций денисовцев, и они получили название D1 и D2, рассказал Кокс в записанном на видео выступлении.
ДНК D1 нет у людей, живущих за пределами Новой Гвинеи, но ее находят на больших кусках хромосом, которые со временем не смешивались. Это говорит о том, что она попала в геном современного человека 15-30 тысяч лет назад. Коллектив Кокса предположил, что поздняя группа денисовцев выжила в удаленных горах Новой Гвинеи или на островах Индонезии, а потом спарилась с современным человеком.
Найденные в Юго-Восточной Азии две родственные линии денисовцев дополнили результаты, о которых сообщила в прошлом году Шэрон Браунинг (Sharon Browning) с коллегами из Вашингтонского университета в Сиэтле. Они высказали предположение о том, что у новых гвинейцев был отдельный источник денисовской ДНК, не такой, как у людей в Восточной Азии. Это говорит как минимум о двух случаях смешения.
Многочисленные встречи с денисовцами дали нынешнему населению Индонезии и Новой Гвинеи 400 вариантов новых генов, включая вариант иммунного гена (TNFAIP3) и ген, отвечающий за рацион питания (WDFY2). «В больницах Австралии появляются люди с такими генами (TNFAIP3), и он имеет клинические последствия, отражаясь на их реакции на аутоиммунные болезни», — сказал Кокс.
Но не все согласны с Коксом в том, что контакты были так поздно. «Безусловно, популяций денисовцев было несколько, однако утверждение о их спаривании 15-30 тысяч лет назад звучит неправдоподобно», — рассказал журналу «Сайнс» генетик Бенджамин Верно (Benjamin Vernot), работающий в Лейпциге в Институте эволюционной антропологии Общества Макса Планка.
«У меня есть сомнения», — заметил Косимо Пост (Cosimo Posth) из Института человеческой истории Общества Макса Планка, который находится в Йене. Он считает, что признаки позднего спаривания могут быть отражением контактов изолированных прежде современных популяций, а не современных людей и денисовцев. В таком сценарии современные люди спаривались с денисовцами, затем современные популяции разошлись, и каждая ветвь сохранила свой набор денисовских генов. Затем современные люди снова вступили в контакт, опять смешав два набора денисовской ДНК.
Что бы ни произошло в Новой Гвинее, создается впечатление, что денисовцы являются очень разнообразной группой, которая часто смешивалась с современным человеком. Синьцзюнь Чзан (Xinjun Zhang) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе сообщил, что тибетцы получили свою денисовскую ДНК тоже в результате двух разных встреч.