Сначала Всемогущий Аллах создал землю, а затем людей, болезни и лекарства. Когда все мировые цивилизации осознали великий замысел Всевышнего, то начали искать способы исцеления от различных заболеваний. На протяжении многих поколений люди развивали медицину таким образом, что на сегодняшний день каждая цивилизация может похвастаться тем, что внесла свой вклад. Особо следует отметить арабскую и исламскую цивилизации, которые сыграли большую роль в развитии медицины.

Арабская медицина до ислама

Арабская медицина до ислама была тесно связана с религиозными обрядами, оккультизмом, магией и предсказаниями, что полностью удовлетворяло потребность людей того времени. Многие средневековые врачи, включая Абу аль-Аббаса ибн Абу Усайбиа, автора знаменитого сочинения «История врачей», считают, что йеменские колдуны были первыми, кто заложил основы медицины на Аравийском полуострове.

Между магией и медициной существовала тесная связь, поэтому колдун был в первую очередь врачом, который лечил больных с помощью колдовства. К слову, жрецы лечили своих пациентов, обращаясь с мольбами и молитвами к богам, поэтому медицина была одной из основных специализаций жреца в доисламскую эпоху. По этому поводу иракский историк Джавад Али в своей книге «История арабов до ислама» написал, что «люди распространяли вести о прибытии монахов и проповедников в Мекку, среди которых были те, кто занимался лечением болезней».

Подобный случай произошел с пророком Мухаммедом. Об этом говорится в книге «Итхаф аль-вара биахбар Умм аль-Кура» Наджма ад-Дина ибн Фахда аль-Мекки: «Когда у Посланника Аллаха разболелись глаза, его дед Абд аль-Мутталиб отвел его к монаху, который занимался лечением болезней глаз».

На Аравийском полуострове существовало множество медицинских практик: прижигание ран огнем, кровопускание, зашивание ран, ампутация конечностей, лечение гнойных ран и язв с помощью наложения повязок, пропитанных специальными настойками на основе трав и меда. Кроме того, арабы подкрашивали глаза сурьмой для лечения воспалительных процессов таких, как конъюнктивит, помутнение роговицы или стекловидного тела. Также они использовали оливковое масло для лечения запоров и заживления ран.

Большинство историков сходятся во мнении, что арабы оказали большое влияние на становление медицины как науки. К сожалению, до нас дошло не так много документальных подтверждений о медицинских практиках того периода, но достоверно известно, что арабские врачи получили знания в ходе наблюдений за природой и контактов с соседними цивилизациями благодаря торговле и хаджу. Таким образом, в мусульманском мире появились врачи, которые не были никому известны до рассвета ислама.

Арабская медицина на заре ислама

Еще до возникновения ислама в мусульманском мире были известны имена таких врачей, как Аль-Харит ибн Калада ат-Такафи, Ан-Надр ибн аль-Харит, Ибн Аби Рамта ат-Тамими и Димад ибн Таальба аль-Азди, которые были современниками пророка Мухаммеда.

Аль-Харит ибн Калада ат-Такафи много путешествовал и изучал медицину в персидской Джундишапурской академии. По его словам, «химья (диета) — источник всякого исцеления, а желудок — дом всякой болезни. Если он здоров, то по сосудам разносится здоровье, если он болен, то по сосудам разносится по телу яд». Существует даже хадис, в котором говорится, что когда Саад ибн Абу Ваккас заболел, Посланник Аллаха велел ему отправиться на лечение к Аль-Хариту.

Ибн Аби Рамта ат-Тамими жил во времена пророка Мухаммеда и практиковал хирургическое лечение заболеваний и травм. Димад ибн Таальба аль-Азди был другом пророка Мухаммеда в доисламскую эпоху, поэтому он лечил больных, обращаясь за помощью к ветру.

Медицина во времена пророка Мухаммеда

Пророк Мухаммед не умалял важность медицины и лекарств, поэтому он был главным защитником врачей в свое время. Он говорил, что «знания — это две науки: тело и религия», то есть Посланник Аллаха не разделял медицину и религию.

Посланник Аллаха имел собственные взгляды на лечение и химью (диету). Он сам практиковал кровопускание, призывал своих товарищей к ведению здорового образа жизни и умеренности во всем, рассказывал о лечебных свойствах различных продуктов питания и напитков, а также уделял много внимания заботе о душе. Когда пророк Мухаммед залечивал раны, полученные в битве при Ухуде, он распорядился установить палатку для медсестры Руфайды аль-Исламии рядом с собственной палаткой, чтобы она имела возможность заниматься ранеными.

Вклад арабских и мусульманских врачей

Абу Бакр Мухаммед ар-Рази

Абу Бакр Мухаммед ар-Рази родился в 865 году в Иране. Он внес значительный вклад в различные науки, включая медицину, химию и физику. Кроме того, ар-Рази часто называют «имамом медицины» своего времени, так как к нему приезжали желающие получить знания со всего света.

Ему принадлежит множество важнейших медицинских трудов и сочинений, одним из которых является «Китаб аль-Мансури», где содержится подробное анатомическое описание всех человеческих органов. У него есть еще одна известная книга — «Аль-Хави», которая представляет собой медицинский справочник. К слову, он был обязательным для изучения студентами-медиками в Европе вплоть до XVII века, а трактат «Оспа и корь» был главным пособием для выпускников университетов вплоть до 1617 года.

Среди наиболее важных достижений Абу Бакра Мухаммеда ар-Рази можно назвать открытие некоторых химических процессов таких, как дистилляция, кристаллизация и фильтрация. Также он был первым, кто изобрел швы, целебные мази и инструмент для измерения удельного веса жидкостей.

Иранский ученый был первым, кто придумал записывать историю болезни. Он прикалывал к каждой кровати листок, на котором записывал динамику состояния своего пациента и лекарства, которые ему давал. Ар-Рази смог получить алкоголь, путем брожения сахара. Кроме того, он обнаружил гортанный нерв и заложил основу первой медицинской помощи.

Немецкий востоковед Сигрид Ханке говорила о нем: «Ар-Рази обладал обширными медицинскими познаниями. Он постоянно жаждал новых знаний, разыскивая их повсюду: в книгах, больных пациентах и химических экспериментах».

Али ибн Иса аль-Кихал

Багдадский врач Али ибн Иса аль-Кихал — отец арабской офтальмологии, который внес большой вклад в развитие учения о глазных болезнях.

Аль-Кихал систематизировал знания арабских окулистов о глазных болезнях, симптомах, причинах и методах лечения. Он описал височный и черепной артериит, а также нашел связь между этими заболеваниями и проблемами со зрением при мигрени. Кроме того, он был первым, кто предложил использовать гипноз и наркотическую анестезию при хирургических операциях.

Он также выдвинул теорию о зрительном процессе. По мнению аль-Кихала, душа сначала выходит из глаза, а затем возвращается обратно и воспроизводит увиденное в мозге. Его теория послужила отправной точкой для исследований Аль-Хасана ибн аль-Хайтама, который в конечном итоге пролил свет на зрительный процесс.

Ибн ан-Нафис

Абу аль-Хасан Алаа ад-Дин Абу аль-Хазм, также известный как Ибн ан-Нафис аль-Кураши — выдающийся арабо-мусульманский врач и ученый эпохи Средневековья. Ему приписывают многие важные медицинские открытия, которые используются учеными и по сей день. Кроме того, он внес значительный вклад во многие области физиологии.

Особая заслуга Ибн ан-Нафиса состоит в том, что он первым описал строение легких и легочное кровообращение, а также обнаружил, что сердце снабжают кровью коронарные сосуды, что полностью противоречило теории Галена.

Арабскому ученому удалось обнаружить, что в легких происходит процесс газообмена, легочные вены толще легочных артерий, а между полостями правого и левого желудочка нет отверстия. Также он смог объяснить взаимосвязь между глазом и мозгом.

Ибн ан-Нафису принадлежит множество важнейших медицинских трудов и сочинений, одним из которых является «Всеобъемлющая книга о медицинском искусстве». Эта рукопись считается самой объемной медицинской энциклопедией в истории, поскольку она содержит важнейшую информацию по медицине и фармацевтике. Кроме того, он прославился комментариями к разделу анатомии в «Каноне» Ибн Сины, где досконально описал малый круг кровообращения. Таким образом, Ибн Нафис стал первым врачом, который подробно изучил и описал кровообращение.

Абу аль-Касим аз-Захрави

Абу аль-Касим аз-Захрави родился в городе Аз-Захра недалеко от Кордовы в Андалусии, является потомком сподвижников пророка и получил известность в западном мире как Альбукасис. Учёный считается одним из самых выдающихся хирургов исламского мира, и многие называли его «отцом современной хирургии», поскольку он первым заложил основы этой науки, изобрел хирургические эндоскопы и использовал шприцы и троакары.

Аль-Захрави избавлялся от камней в мочевом пузыре с помощью похожего на современный эндоскоп инструмента. Кроме того, он первым изобрёл и использовал кольпоскоп, а также множество других хирургических приспособлений и инструментов для лечения горла и ушей, и был первым ученым, рассказавшим о различных видах всасывающих трубок.

Абу аль-Касим аз-Захрави славится многими достижениями, поскольку также был первым врачом, применявшим двойные крючки во время хирургических операций, и разработал метод лечения бородавок с помощью железной трубки. Он нашел успешный способ остановки кровотечения путем соединения крупных артерий, изобрел прибор для извлечения мёртвого плода и первым использовал приспособления для расширения шейки матки.

Учёный объяснил природу внематочной беременности, назначал клизмы, использовал обычные шприцы и специальные ложки для осмотра языка, ротовой полости и миндалин, обрисовал процесс удаления зубов, а также выявил возможные причины переломов челюсти во время этой процедуры.

Абу аль-Касим аз-Захрави изобрел весьма точный аппарат, предназначенный для лечения обструкции мочевых путей у новорожденных, который облегчает процесс мочеиспускания, разработал и описал процесс катетеризации, изобрел необходимые для этого инструменты. Это позволило ему выполнить множество сложных операций, связанных с разрезом трахеи, от которых ранее воздерживались многие врачи, такие как Ибн Сина и ар-Рази.

Мы перечислили ряд самых известных арабских и других мусульманских врачей, которые внесли огромный вклад в развитие медицины, но есть другие великие фигуры, чьи имена навсегда останутся в медицинской летописи, а достижения получили высокую оценку. Это Ибн Сина, Ибн аль-Куф, Рашид ад-Дин ас-Сури, Ибн Байтар, Ахмед бен Али аль-Ашат и другие ученые.

Мусульмане опередили своих современников во многих научных областях благодаря своим изобретениям и знаниям, которые позволили нам достичь других успехов. В первую очередь это касается медицинской сферы. Действительно, как подтверждают историки, арабские университеты были открыты для групп европейских студентов, а короли и другие важные фигуры приезжали в мусульманские страны для получения лечения в местных больницах.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.