Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

The Telegraph (Великобритания): как мы восстановим мир после апокалипсиса?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Что если в мире станет невыносимо жарко? Или наступит новый ледниковый период? Куда нам деваться? Как нам справиться? Астробиолог Льюис Дартнелл отвечает на эти вопросы.

Что бы там ни думали неженки на Западе, нам глубоко повезло, что мы живем именно сейчас.

За всю историю человечества жизнь достигла максимального уровня комфорта, медицина развивается как никогда, уровень бедности рекордно низок, а развитые страны поддерживают небывало мирные отношения друг с другом.

Этим нужно наслаждаться, пока все не закончилось, а это неизбежно произойдет. Дело не только в том, что история сообщает нам, что примерно каждую тысячу лет на Земле происходит природное явление, стирающее с лица планеты около трети ее населения, так к тому же все мы еще и ожидаем следующий ледниковый период, который нанесет нам гораздо более тяжелый удар, чем любой катаклизм.
Действительно, нет никакой уверенности относительно того, как человечество окончит свои дни. Некоторые видят в этой перспективе нечто ужасающее; нигилистов же она утешает, но факт остается фактом: 99% всех видов, когда-либо существовавших на Земле, вымерли.

Людям же за короткий период с начала нашего существования удалось оказываться на волоске от полного уничтожения. Трижды из того, что нам известно, наше население сокращалось до тысяч и даже сотен; в последний раз — 70 тысяч лет назад, когда в результате глобального климатического сдвига люди оказались «на самой грани исчезновения», как выразилась палеонтолог Мив Лики (Meave Leakey).

Ранее в этом месяце мы брали интервью у ученого-астробиолога Льюиса Дартнелла (Lewis Dartnell) о причинах, способных повлечь за собой новый апокалипсис (наиболее вероятно, что это будет глобальная пандемия). Он не только изучает наше происхождение и вероятные причины его окончания, но еще и написал книгу о том, как будут выглядеть последствия почти полного вымирания — «Знание: как заново выстроить наш мир после Апокалипсиса» (The Knowledge: How to Rebuild our World After an Apocalypse).

В ней предлагается интересное наблюдение, что, в отличие от наших предков, занимавшихся охотой и собирательством, сумевших (всего лишь) перехитрить планету, когда она находилась в наиболее враждебном настроении, большинство из нас сегодня были бы удручающе мало приспособлены к подобному повороту событий. А немногие выжившие с неимоверным трудом пытались бы вернуть все на круги своя.

Вы готовы погрузиться в игру, как бы обстояли дела при наихудшем стечении обстоятельств?

Как это произойдет

За пять лет до нынешней вспышки коронавируса Дартнелл почти пророчески предположил: «Невероятно заразный штамм птичьего гриппа наконец преодолел видовой барьер и успешно переметнулся на людей, или, возможно, был умышленно выпущен как акт биологического терроризма.
Заражение распространялось с сокрушительной скоростью в современный век густонаселенных городов и межконтинентальных авиаперелетов, уничтожив значительную часть мирового населения, пока не были осуществлены действенные меры по иммунизации и даже распоряжения о введении карантина. Известному нам миру пришел конец: что теперь?»

Как мы справимся

Плоховато. «Люди, живущие в развитых странах, оказались отрезаны от цивилизационных процессов, поддерживающих их жизнедеятельность, — говорит Дартнелл. — По отдельности мы поразительно невежественны в том, что касается даже основ производства продуктов питания, жилища, одежды, лекарств, материалов и жизненно важных веществ».

Он говорит нам: «Если люди в современной жизни не могли бы просто смириться с данностью отсутствия еды на рынках или воды в кранах, мы бы весьма скоро стали покидать свои дома и перешли бы к насилию, соперничая за ресурсы. Теоретически, на самом деле, от массовых беспорядков нас отделяет всего три дня».

Очевидно, в случае массового вымирания людей, когда на планете останется лишь незначительная доля населения, сама судьба человечества будет зависеть от профессий этих людей. «Если у вас огромное количество бухгалтеров и консультантов по вопросам управления, вы можете с тем же успехом навсегда распрощаться с шансами выстроить общество заново, — говорит он. — Если у вас остались медсестры, врачи, инженеры, механики, они бы, разумеется, принесли значительно бóльшую пользу, чем люди теоретических профессий». Себя, ученого, и меня, журналиста, Дартнелл относит к последней бесполезной категории.
Сельское хозяйство

У homo sapiens, первых современных людей, ушло почти 200 тысяч лет на изобретение сельского хозяйства, и с тех пор они прошли непростой путь.
Взять цивилизацию майя, невероятно сложно устроенное древнее общество, существовавшее в Центральной Америке. К восьмому веку майя, не сталкиваясь с трудностями, добились слишком большого прогресса в сельском хозяйстве на свою голову — этого оказалось достаточно, чтобы навлечь на себя крах цивилизации.

Безудержная вырубка лесов в краткие сроки подразумевала наличие большего количества урожая, которым можно кормить людей, а значит, и стремительный прирост населения (что влечет за собой свои проблемы). Где-то около десятого века представители цивилизации майя внезапно покинули свои города. Никто точно не знает почему, но модная нынче среди многих ученых теория состоит в том, что крах майя ускорили локальные климатические изменения, вызванные уничтожением тропических лесов, в сочетании с перенаселением, голодом и, вероятно, войной.

Сегодня мы наблюдаем в некотором роде повторение, особенно в том, что касается перенаселения, подчеркивает Дартнелл. «Многие проблемы избыточного использования ресурсов и ущерба, который наносится окружающей среде — окисление океана, загрязнение экологии, пластик — по сути своей сводятся к тому, что слишком большое количество населения живет, нарушая экологические стандарты», — говорит он.

«В случае массового сокращения населения, следуя этой покореженной логике, многие проблемы окажутся решены».

Итак, вы выжили в числе немногих, и пора задуматься о перезапуске сельского хозяйства. С чего вы начнете? Доберетесь до Норвегии и ее снежных просторов.

На северном архипелаге Шпицберген вдали от глаз скрыто Всемирное семенохранилище. Цель его создания — сохранить достаточное количество семян для обеспечения генетического разнообразия урожая по всему миру в случае апокалипсиса. Более 860 тысяч образцов примерно четырех тысяч видов растений надежно хранятся в герметично запечатанных пакетах на этом далеком арктическом складе.

Здесь даже предусмотрены меры безопасности в стиле бондианы: в случае отключения энергоснабжения редко открываемое хранилище останется герметично закрытым. Холод на складе будет поддерживаться за счет вечной мерзлоты. А особые условия действующих мер безопасности гласят, что находящиеся на хранении семена может получить лишь то государство, которое их туда поместило, гарантируя, чтобы никто не смог наживаться на сельскохозяйственном кризисе другой страны.

Перед апокалипсисом вы, само собой, не сможете зайти оглядеться в хранилище из праздного любопытства, но на Шпицбергене есть множество достопримечательностей для путешественников, в частности поселение Лонгйир — странный городок, сто дней в году существующий без солнечного света, где любой человек в мире может жить без визы, но никому не позволено умирать.

Как мы переживем следующий ледниковый период?

Если он хоть немного будет похож на последний, завершившийся около 12 тысяч лет назад, то замерзнет вся Северная Америка, Европа и Азия. Значительное понижение уровня моря отрежет морские пути сообщения в таких регионах, как Средиземноморье или пролив Торрес в Австралии, и цивилизация в том виде, в котором мы ее знаем, рухнет.

Некоторые из немногих выживших в последний ледниковый период укрывались на одном из единственных мест на Земле, остававшихся пригодными для жизни — на отрезке земли на южном побережье Африки у Кейптауна, за который по удобному стечению обстоятельств читатели «Телеграф» семь раз подряд отдавали свои голоса как за свой любимый город.

Что это будет за жизнь, если произойдет экстремальное похолодание? Мы не знаем, но можно взять на вооружение мудрость жителей Оймякона, на данный момент считающегося самым холодным населенным пунктом Земли. Когда фотограф Эймос Чэппл (Amos Chapple) посетил этот российский населенный пункт, где температура может опускаться до —67 градусов, а покрытые инеем ресницы — повседневная данность, местные жители рассказали ему, что для поддержания сил они прибегают к «русскому чаю» — как они называли водку.

А что если, напротив, станет слишком жарко?

Самое стремительное повышение температуры на Земле случилось около 55 миллионов лет назад и известно как Палеоцен-эоценовый термический максимум (ПЭТМ), период, когда природные парниковые газы — точная причина неизвестна — повысили температуру планеты от пяти до восьми градусов по Цельсию, вероятно, за несколько тысяч лет до уровня, который был примерно на семь градусов выше сегодняшнего.

Тогда вымерли многие виды морских животных, но это пошло на пользу биоразнообразию на земле; млекопитающие процветали, и именно в этот период произошла эволюция приматов. Намного ближе к нынешнему времени фазы, во время которых температура нашей планеты была несколько жарче, чем сейчас, обычно совпадали с расцветом, а не с трудным периодом человечества; хорошим тому примером является Римский климатический оптимум. Совсем недавно, в 2001 году, когда журналисты «Лос-Анджелес Таймс» (Los Angeles Times) опрашивали жителей Калифорнийской Долины смерти, места, на данный момент считающегося самым жарким на Земле, те высказывались на этот счет с невероятным энтузиазмом.

Все это не означает, разумеется, что потепление благотворно сказывается на всех. Для нас повышение температуры выльется в таяние ледяных покровов и повышение уровней моря, а если это случится, было бы мудро найти какое-то место, практически недосягаемое для затопления. Для этого подойдут Гималаи, хотя на самом верху там может быть довольно свежо. Возможно, лучше было бы сделать ставку на высокогорное плато Боливии Альтиплано, занимающее обширную территорию в Южной Америке. Весь этот регион расположен на высоте 3750 метров и, более того, это прекрасное место в мире.

Может ли на нашей планете стать еще жарче, чем было, к примеру, во время ПЭТМ? Теоретически это возможно. Согласно журналу «Сайнтифик Американ» (Scientific American), если бы мы столкнулись с «бесконтрольным парниковым эффектом», климатическим процессом, никогда еще не случавшимся на Земле (но, возможно, имевшим место на Венере). Чтобы это было возможно, нам придется сжечь в десять раз большее количество ископаемого топлива, чем имеется у нас в распоряжении.

Одним словом, сколь бы мы, люди, ни считали себя могущественной и деструктивной силой, существует предел того, насколько мы реально можем повлиять на климат.

Сверхбогатые люди уже готовятся

Люди уже давно сами строят бункеры на случай конца света — обычно это эксцентрики и приверженцы теории заговора — но в последние годы это безумие распространилось и на элиту.

Питер Тиль (Peter Thiel), миллиардер, стоящий за «ПэйПэл» (PayPal) — один из многих гигантов Кремниевой долины, ухватившийся за убежище, где можно будет надежно укрыться от апокалипсиса: он приобрел 500 акров земли за 13,5 миллионов долларов на побережье озера Ванака в Новой Зеландии, после того как (несколько противоречиво) приобрел местное гражданство.

Тиль сделал мудрый выбор, не в последнюю очередь потому, что это ваша любимая страна. Двое ученых недавно создали рейтинг наиболее безопасных мест для побега в случае крайней формы пандемии, и, что неудивительно, острова оказались основным центром внимания. Новая Зеландия заняла в списке подходящих вариантов второе место после Австралии. Изолированные естественным образом от распространения заболевания, их назвали превосходными местами, чтобы избежать пандемии или «других существенных экзистенциальных угроз».

Приверженец теории заговора мог бы очень удивиться, узнав, что из всех крупнейших игроков корпоративного мира именно технические гиганты больше всех жаждут приобретать подобные бункеры (может, им известно что-то, чего мы не знаем?), но мы здесь не для того, чтобы задавать подобные вопросы.

Каким будет мир без людей?

Довольно приятным, если вам не доведется быть одним из них. Когда Грег Дикинсон (Greg Dickinson) из «Телеграф Трэвел» (Telegraph Travel) посетил Фукусиму — через восемь лет после того, как в результате ядерной катастрофы территория была очищена от населения — он увидел заброшенный, но обнадеживающий пейзаж.

«Это место, вероятно, больше любого другого места на планете дает нам возможность взглянуть на то, что происходит, когда люди оставляют что-то, и природа оказывается предоставлена самой себе, — писал он. — В трещинах асфальта прорастали зеленые побеги, территории, где дома были уничтожены землетрясением, теперь утопали по пояс в листве, один дом был полностью скрыт за колоссом-растением, ползущим по наружным стенам».

Точно так же в Чернобыле спустя 30 лет после того, как самая страшная ядерная катастрофа в истории привела к массовой эвакуации, дикие животные и разные виды птиц бродят фактически по крупнейшему в Европе — пусть и стихийному — природному заповеднику. Европейская рысь, до этого отсутствовавшая здесь, вернулась на эти территории, как и значительное количество лосей, оленей и волков.

Сегодня под надзором экскурсовода можно посещать отдельные участки Чернобыля, как это сделал Оливер Смит (Oliver Smith) из «Телеграф Трэвел» —решение за вами. Просто не задерживайтесь — там все еще довольно радиоактивно.

 

Обсуждение
Комментариев: 43
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
0xgbw
16 февраля 2020, 12:48
Вот эту статью точно дети писали. Восьмиклассники.
Чтоб я так жил
16 февраля 2020, 14:44
0xgbw, не дети, а для "детей".
H
Henk
16 февраля 2020, 15:27
0xgbw, "как мы восстановим мир после апокалипсиса?"..... В переводе апокалипсис это откровение. как мы восстановим мир после откровения? Непонятно.
Чтоб я так жил
16 февраля 2020, 23:38
Henk, откровения о конце света, что не так?
Гнус
16 февраля 2020, 15:33
0xgbw, это квинэссенция передач РентТВ.Правда авторы ничего не поняли или просто писали ковырял в носу.
Чтоб я так жил
16 февраля 2020, 23:38
Гнус, у них было плохо с интернетом, поэтому догадывались по картинкам.
General Violation Fault
16 февраля 2020, 12:50
Тараканы выживут.
Serg.ham
16 февраля 2020, 13:46
General Violation Fault, чем питаться тогда будете?
Чтоб я так жил
16 февраля 2020, 14:45
Serg.ham, он в тараканы запишется.;))
0xgbw
16 февраля 2020, 12:54
Для нас повышение температуры выльется в таяние ледяных покровов и повышение уровней моря, а если это случится, было бы мудро найти какое-то место, практически недосягаемое для затопления. Для этого подойдут Гималаи, хотя на самом верху там может быть довольно свежо. ________ Вообще-то 50 миллионов лет назад на берегах Антарктиды росли пальмы и температура там не опускалась ниже +10 градусов. В глубине Антарктиды бывали зимы и полярные ночи, но оледенения на земном шаре не было вообще. Тем не менее, из воды торчали континенты, а не вершины гор. Поэтому, если Англия вместе с Европой уйдет под воду - это не конец света, а всего лишь проблемы Европы.
Чтоб я так жил
16 февраля 2020, 15:00
0xgbw, тогда Антаркида не была на полюсе, но после столкновения с атероидом ось вращения сместилась, формировав ледяные шапки, вызванные атмосферными флуктуациями и цунамной рябью, обмахнувшей поверхность планеты шесть раз и смыв значительную часть плодородного органического слояв океан. Для развития живого нужен солнечный свет, недоступный на океанских глубинах, даже вблизи подводных вулканов, лишь являясь источником тепла для оказавшихся там волею судьбы существ. Горе учёные рассматривают очень грубые и примитивные модели, хотя даже при благоприятной "средней тепературе по больничной палате" (где им самое место), незначительные атмосферные флуктуации могут вызвать гибель 90% современного человечества, которое до сих пор не покинуло пещер своей дикости. Мне стыдно жить в эту эпоху, интерес сомнительный, ведь стучаться в деревянные головы так утомительно. Мы сами себе враги, и не оправдываем даденные авансом самим себе звание "разумных". Хотя мудрость - это свойство ни только любой живой материи, но и материи вообще. Человечество, конечно, всё переживёт, оно ещё очень молодо. И если до ближайшего серьёзного испытанич нас отдрляют миллионы лет, у нас есть прекрасный шанс сделать что-нибудь полезное на завтрашних Я. Человечество - это единый организм, геном, но только хворающий по пустякам. Пора вынуть головы и собственной задницы.
c5
16 февраля 2020, 13:05
"General Violation Fault Тараканы выживут." Вот General Violation Fault не боится за свою недожизнь.
Alter echo
16 февраля 2020, 13:05
Как-то затосковал даже по апокалипсису. Ведь тогда не будет подобных опусов? Или...
Чтоб я так жил
16 февраля 2020, 15:01
Alter echo, а что Вас так расстроило? Счастье в неведении?
ДОК
16 февраля 2020, 13:05
Опять нас пугают чем-то далёким, а в это время чистят наши карманы...
Чтоб я так жил
16 февраля 2020, 15:05
ДОК, Вам денег жалко? Или страшно. Лично я этим и копейки не дам. Но дело полезное, хоть и кривыми руками. Им на смену придут действительно люди, беспокоящиеся за судьбу человечества. А не живущими в позе страуса. Но уж точно, не Греты будут определять повестку. Сначала нужно обрести социальную гармонию, развязав руки и наполнив разум миллиардам угнетённых, и мы решим многие проблемы (коллективно) за невообразимо короткие сроки. Человечество сейчас дремлет в собственном дерьме и обидах.
Забаненный
16 февраля 2020, 13:16
Деревенские и дачники худо-бедно выживут, остальным(в первую очередь офисному хомячью и хохлотроллям) придется, как говаривали старообрядцы, записаться в книгу животну под номером будущего века. )
Главные новости
16 февраля 2020, 13:20
хохол, не выживут, а продолжат и дальше своё выживание
kolik_1987
16 февраля 2020, 17:17
Главные новости, тогда выживешь. Останутся в Германии только беглые россияне
Главные новости
16 февраля 2020, 17:22
kolik_1987, здесь беглых единицы,
kolik_1987
16 февраля 2020, 17:30
Главные новости, так ты редкий вид? Тогда напару с koral на ковчег попадете
Главные новости
16 февраля 2020, 17:39
kolik_1987, есть беглые, а есть вернувшиеся на историчекую Родину, вот вторых 6-9 000 000, точно никто не знает, так что я остануь на земле, хе хе
kolik_1987
16 февраля 2020, 18:24
Главные новости, если земля там останется, хе хе
Чтоб я так жил
16 февраля 2020, 23:40
Главные новости, ...после холокоста? В смысле, мозговой эвтаназии?
kolik_1987
16 февраля 2020, 14:10
Забаненный, аминвест одним из первых вымрет. Из-за отсутствия интернета и возможности троллинга, у него разлитие желчи случится, хе хе
Главные новости
16 февраля 2020, 14:29
kolik_1987, хохол всё верно, без тырнета я россиянин,
e
edm
16 февраля 2020, 13:17
Выживет или западная цивилизация или человечество, причем большинство за западную цивилизацию.
kolik_1987
16 февраля 2020, 14:22
edm, хрен в стакан. Выживут те, кто живет вообще подальше от цивилизации
Чтоб я так жил
16 февраля 2020, 14:43
В последнее время множатся как плесневые грибки статьи, посвещённые концу человеческой цивилизации. К чему бы это? ------------------------ От осознания незащищённости и отупления человеческого материала, от бушующих кризисов, ксенофобии. Люди так и не научились диалогу, заботясь лишь о персональном брюхе и сомнительной безопасности, не желая познавать окружающий мир. Шансы есть. Катаклизмы, к которым мы не готовы будут, это неизбежно, и вполне вероятно несколько особей выживет и даст толчок эволюции человеческой природы. Но я предполагаю более оптимистический сценарий, что рано или поздно люди таки возмутся за ум. Смысл не в выживании отдельных особей как таковом, а вида вцелом. Воспроизводство населения может в достаточно короткое время может быть восстановлено. А основная проблема сегодня не в перенаселённости, а связанности рук большинства двуногих, искусственно лишённых доступа к производительным силам и знаниям. Что до прокорма, наша планета легко может вместить и прокормить до триллиона особей. Биомасса современного человечества составляет мизерные доли процента от того же океанического планктона. Спасение также может нас ожидать в океане, который является естественным аккумулятором теплоты и не подвержен сильным флуктуациям, тот же Лединковый период (поверхностное явление) будет не страшен. В человеческих генах есть то, что позволит извлекать кислород из воды (подобно человеку-амфибии). Когда же люди перестанут враждовать за убогие прибавочные стоимости, созданые обманом? ------------------ "Приверженец теории заговора мог бы очень удивиться, узнав, что из всех крупнейших игроков корпоративного мира именно технические гиганты больше всех жаждут приобретать подобные бункеры (может, им известно что-то, чего мы не знаем?), но мы здесь не для того, чтобы задавать подобные вопросы." ------------------- Причина такого поведения айтишных предприимчивых гуру легко объясняется их весьма ограниченным кругозором. Если бы они прочли, что лучше себя заморозить или разложить на атомы для последующей пересборки в далёком и светлом будущем, они фанатично бросились бы приводить это в исполнение. Влиятельные мира сего в прошлом лечились толчёными драгоценными камнями, натирались ртутью, ибо могли себе это позволить.;)) ------------------- Как мы можем наблюдать, апокалиптики так и не смогли определиться, что это будет: вирус, глобальное потепление или похолодание, падение метеорита или ядерная война. Или исскуственный интеллект нас поработит, люди перестанут заниматься традиционным сексом уткнувшись в гаджеты, утонем в мусоре, кончится нефть или памперсы. Но нарратив один - дайте денег, а то будет поздно!;)) Учёные мужи же нужны для наведения тумана, а разумные доводы отвергаются как немаржинальные.
Главные новости
16 февраля 2020, 14:53
Чтоб я так жил, нееврей пиши исчо, мне так интересно
Чтоб я так жил
16 февраля 2020, 23:42
Главные новости, готовься к выживанию, таракан.
a
anakoshyka
16 февраля 2020, 16:55
Убежища для элит и культурного наследия давно готовы в Исландии - на термальных энергетических полях. Кстати это видно по долгу Исландии - каждый житель должен по 700 тыс долларов и долг растет. Отдавать они его явно не собираются.
A
Antkev
16 февраля 2020, 18:42
anakoshyka, что за бред, а дальше то элита что будет делать? Руководить кладбищем? Смотреть как их внуки возвращаются в лучшем случае к античному миру, а то и вообще к темному средневековью или полной дикости? Современный мир, современные технологии, современный образ жизни можно поддерживать только очень большим количеством людей (даже машины тут не помощники, так как они начнут выходить из строя, а чинить их будет некому само-ремонту и само-организации машины еще не обучились, да и сама эта гипотетическая самоорганизация может быть повреждена апокалипсисом).
A
Antkev
16 февраля 2020, 18:38
Единственный способ пережить любой апокалипсис это не допускать его, а этого в современных условиях можно добиться только одним способом перестать зависеть от родительской планеты, пора отцепиться от материнской груди - Земли и начать взрослую жизнь - начать осваивать космос (притом не ближний), тогда любые глобальные изменения способные затронуть Землю всему человечеству угрожать не будут.
a
ale6789012345
16 февраля 2020, 18:44
Астробиолог. Обалдеть. Человек, изучающий ещё не открытые формы жизни и получающий за это деньги. Я тоже так хочу!
A
Antkev
16 февраля 2020, 18:48
ale6789012345, так что мешает, в России имеются подобные специалисты, поступайте на соответствующий факультет. В этом нет ничего плохого, что люди уже сейчас пытаются понять каких видов жизнь может быть и с чем мы можем столкнуться в будущем (а может и не только столкнуться, кто знает вдруг фантасты правы и нам с ними еще и воевать придется, хотя как по мне это чушь полная, в космосе полно бесхозных ресурсов, чтобы сражаться с людьми за те мелочи, что на Земле найти можно).
a
ale6789012345
16 февраля 2020, 19:22
Antkev, ))) "в России имеются подобные специалисты". Я Вам по секрету скажу: в России (да и других странах) подобных "специалистов" разных профилей чуть больше, чем слишком много. -------------------- Вот какова была бы ценность специалиста по эксплуатации турбовальных двигателей в Древнем Египте? Он мог бы не хуже других таскать камни для стройки. ------------------- Ваша мысль, конечно, интересна. Но! Писатели-фантасты тоже пытались предугадать, какие формы жизни человек может встретить, когда выйдет в Большой Космос. Однако же никто не называл их за это учёными, какими-нибудь -ологами. ))
A
Antkev
16 февраля 2020, 19:34
ale6789012345, видите ли в чем дело есть специалисты и есть "специалисты". Я думаю вы не будете ставить под сомнение профессионализм людей работающих на государства и непосредственно связанных с практическими запусками ракет? Что касается писателей фантастов, они пытаются как вы выразились предУГАДАТЬ, а ученые пытаются рассчитать, пытаются определить жизнь в разных физических условиях (давлении, излучении, температурах и т.п.), они пытаются определить насколько возможно зарождение жизни если ее основной будет допустим не углерод, а например кремний.
Пенсионер из Сибири
16 февраля 2020, 19:14
Как справитесь? Да никак не справитесь. Затопит ваши острова.
lux7
16 февраля 2020, 20:46
"...как мы восстановим мир после апокалипсиса...."------------------ видимо,запад плохо понимает,что такое ядерный армагедец... Это когда земля будет похожа на луну. Без атмосферы. Теперь поняли, товарисчи буржуины? Готовьте белые тапочки...
IraVin
16 февраля 2020, 21:54
Великобритания не выживет, так как там останутся только геи, которые не смогут воспроизводить потомство.
c
cerggo
17 февраля 2020, 02:57
Природа самонастраивающаяся система. Лучшее, что мы можем сделать это превратить пустыни в места с богатой природой. Это будет подарок матери Земле от ее детей - человечества. И природа Земли будет более защищена. Тем более это не так трудно сделать, т.к., как правило, под пустынями целые моря пресной воды, качай создавай оазисы, а в дальнейшем природа сама о себе позаботиться.
spartanec
17 февраля 2020, 16:47
Шо за десять лет до возникновения Киевсой руси уже Россию завоевали?
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем