The Times (Великобритания): 90 миллионов лет назад Антарктида была влажной и болотистой, как Уэльс

К такому выводу пришла команда ученых из Великобритании и Германии, смоделировав условия, которые могли бы подойти обнаруженным ими корням и остаткам растений, извлеченным из морского дна в западной Антарктиде. Читатели поиронизировали и по поводу причин, приведших к обледенению, и по поводу даты публикации.

Когда Руаль Амундсен 14 декабря 1911 года первым в истории человечества достиг Южного полюса, вряд ли отважный исследователь задумывался о том, как выглядела эта местность 90 миллионов лет назад.

Но теперь ученые выяснили, что в доисторическом прошлом Антарктида была умеренным и несколько заболоченным тропическим лесом со средней температурой около 12°С. Летом, говорят ученые, температура прогревалась до 19°С. Их выводы, опубликованные в журнале «Нейчер» (Nature), основаны на образцах почвы, которые, как они считают, относятся к середине мелового периода, то есть от 115 до 80 миллионов лет назад.

Как рассказывает команда ученых из Великобритании и Германии, анализ сохранившихся корней и других растительных остатков в почве показывает, что мир в то время был теплее, чем принято считать.

Представитель департамента наук о Земле и инженерных наук Имперского колледжа в Лондоне и соавтор исследования Тина ван де Флирдт (Tina van de Flierdt) сказала: «То, что этот лес возрастом 90 миллионов лет сохранился, — феномен исключительный, но еще удивительнее мир, который он в себе таит. Если так близко к Южному полюсу росли умеренные заболоченные тропические леса, — несмотря на месяцы темноты, — значит, климат был теплее, чем мы считали до этого».

Ученые проанализировали ледяной керн, извлеченный с морского дна близ ледников Пайн-айленд и Твейтс в западной Антарктиде. Они обнаружили хорошо сохранившуюся лесную почву, включая пыльцу растений, споры, густую сеть корней и остатки цветковых растений.

Палеоэколог из Университета Нортумбрии и другой соавтор исследования Ульрих Зальцманн (Ulrich Salzmann) сказал: «Многочисленные остатки растений говорят о том, что 93-83 миллиона лет назад побережье западной Антарктиды было болотистым ландшафтом, где росли умеренные тропические леса, похожие на те, что сейчас растут, скажем, на южном острове Новой Зеландии».

Чтобы лучше представить себе климат той эры, исследователи попытались смоделировать, какие условия подойдут обнаруженным растениям. Оказалось, летние температуры в районе 19 градусов, причем вода в реках и болотах прогревается до 20 градусов. По словам исследователей, количество и интенсивность осадков в западной Антарктиде были как в сегодняшнем Уэльсе.

К тому же из полученных данных следует, что уровень углекислого газа в атмосфере в середине мелового периода — общепризнанном веке динозавров — тоже был выше, чем считалось прежде.

Как сказал Геррит Ломанн (Gerrit Lohmann), специалист по моделированию климата из Института Альфреда Вегенера при Центре полярных и морских исследований им. Гельмгольца и еще один соавтор исследования: «До нашего исследования принято было считать, что глобальная концентрация углекислого газа в меловой период составляла примерно тысячу частей на миллион».

«Но по нашим модельным экспериментам выходит, что для достижения таких средних температур в Антакртиде требуются концентрации от 1 120 до 1 680 частей на миллион».

Исследователям еще предстоит выяснить, почему климат впоследствии остыл достаточно, чтобы образовались обширные ледовые щиты, типичные для Антарктиды.

«Наше моделирование климата удовлетворительного ответа пока не дает», — заключил профессор Ломанн.

Комментарии читателей:

Lharding

Как красиво, небось, было. Жаль, что мы угробили планету, и такой красоты больше нет. А если и осталось, то не больше 5% Земли.

Martin M

Ежу понятно, что резкое изменение климата 90 миллионов лет назад вызвали люди — особенно их автомобили и центральное отопление!

Andrew Cranswick

Да как они посмели?!

LittleMe

А еще часть мира в меловой период была под водой.

CdL

Это что же, климат меняется ускоренными темпами вовсе не из-за человечества? Неужто Грета и Зеленое лобби нас водят за нос и промывают нам мозги? Что-то они подозрительно приумолкли.

Erudio

Ну все, сейчас посыплются жалобы от пингвинов, — мол, как вы посмели сравнивать наш уютный дом с холодным, унылым, открытым всем ветрам Уэльсом, типун вам на язык!

Justcallmetony

Судя по описанию, смахивает на Лландидно (курорт в Уэльсе, прим. перев.)

Ianthy

Если посмотреть на современную географию, то кажется, что между Южной Америкой и Антарктидой некогда был "язык". Потом он ушел под воду. Может, другой такой же был в Новой Зеландии. Течения несли теплую воду с экватора на юг, и в Антарктиде тоже было тепло. Как только язык исчез, возникло круговое антарктическое течение, тепло с экватора иссякло, и Антарктида замерзла.

Baggins77

Антарктида тогда вообще была на другой широте, и сетка океанических течений тоже была другая.

David Gurney

А я думал, что динозавров прикончил метеор, — а нас отправил в ледниковый период.

Gordon

Да ясен пень, динозавры добывали ископаемое топливо. Температура взмыла, вот и они вымерли. Без них мир охладился. Пока не пришли мы, гадкие противные человечки.

Avid reader

Первоапрельские шутки надо было публиковать вчера.