Der Standard (Австрия): Россия вновь отказалась от участия в программе «Артемида»

Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что Москва «не заинтересована» в проекте «Артемида»

© Пресс-служба Роскосмоса / Перейти в фотобанкЗапуск РН "Союз-2-1а" с кораблем "Союз МС-17" с космодрома Байконур
Запуск РН Союз-2-1а с кораблем Союз МС-17 с космодрома Байконур
Россия подчеркивает, что открыта для сотрудничества в космосе. Но от участия в запланированной США программе «Артемида» Роскосмос отказался. Австрийские читатели смотрят на планы американцев с немалым скепсисом. Расходы на «Артемиду» будут астрономические, и, если подумать, без русских ничего не выйдет, пишут они.

Россия вновь подчеркнула, что не хочет участвовать в создании запланированной США орбитальной станции на окололунной орбите.

«То, что НАСА пытается сделать на Луне, — проект США с ограниченным участием других партнеров. Мы в этом не заинтересованы», — написал глава российского космического агентства Роскосмос Дмитрий Рогозин в понедельник в Телеграме.

По его словам, у России есть собственная программа освоения Луны. «Она начнется в этом году», — сообщил глава Роскосмоса, не называя конкретной даты.

До 2028 года Россия намеревается сама отправить миссию на Луну

По словам Рогозина, в 2028 году начнутся пилотируемые полеты к естественному спутнику Земли. Согласно более ранней информации, после 2030 года космонавты высадятся на Луне.

Как сообщил Рогозин, в настоящее время идут переговоры с иностранными партнерами — прежде всего с Китаем — о создании научной базы на Луне. НАСА отреагировало на многократные отказы Роскосмоса от участия в программе и исключило российских экспертов из обсуждений и информационных мероприятий, касающихся «Артемиды».

Но Рогозин сказал также, что Россия в принципе открыта для сотрудничества: «Мы всегда заявляли, что готовы присоединиться к проекту, в котором все участники будут иметь равные права». В качестве примера он назвал Международную космическую станцию.

Трамплин к Луне и Марксу

Американское аэрокосмическое агентство НАСА собирается в 2022 году начать создание на окололунной орбите модульной станции «Артемида», которая должна будет стать своеобразным опорным пунктом. В 2024 году туда впервые прибудут астронавты. Оттуда могут стартовать экспедиции и на саму Луну, и в направлении Марса. Одним из партнеров НАСА в этом проекте станет Европейское космическое агентство (ЕSA). Осенью оно заключило с НАСА договор о поставках модулей для строительства станции.

Комментарии читателей

Samthand Schuh

Как видно, можно и без русских обойтись. Правда, пройдет немало времени, прежде чем станция будет готова. И она будет дорогущей.

Но если как следует подумать, то без русских из этой затеи, скорее всего, ничего не выйдет. Расходы будет астрономические. Все системы обеспечения придется создавать заново.

ngc4261

Вклад русских был бы не так уж и велик, а деньги русских американцам не нужны. Они хотят заполучить русских для того, чтобы те не договорились с китайцами о создании собственного лунного проекта.

«Артемида» хотя и недешевая программа, но обойдется гораздо дешевле, чем «Аполлон» или МКС. НАСА может и в одиночку стравиться, если Конгресс будет выделять по 4 миллиарда долларов в год на эту программу (а это даже меньше 20% от нынешнего бюджета НАСА). Для сравнения: на МКС НАСА тратит около 3 миллиардов долларов. Эти расходы постепенно хотят переложить на частные компании. Каждый новый партнер, который присоединится к «Артемиде», облегчит американцам задачу.

ngc426129

Сроки, скорее всего, выдержаны не будут. Вообще-то, все должно было произойти позже, но Трамп захотел, чтобы высадка состоялась еще до конца его второго срока. Поэтому программу «Артемида» временно отложили и пока планируют прямую экспедицию на Луну.

Что же, желания Дональда больше ничего не значат, да и коронавирус кое-что отодвинул в проекте. Некоторые демократы в Сенате дали понять, что «Артемида» не будет иметь приоритетного значения в ближайшее время. Есть более срочные дела, а бюджет мал.

Тем не менее НАСА заключило в конце года договоры по этой программе с ESA, JAXA и CSA.

Rj019

Первые модули для «Артемиды» уже заказаны и находятся в производстве. JAXA и ESA уже строят модули. Конечно, запланировано все на 2024 год, но можно предположить, что все получится на год-два позже. Однако лунную станцию сделают.

Dr.MiletThales

В нашем столетии не стоит ожидать больших технологических проектов на многосторонней основе. ITER (Международный экспериментальный термоядерный реактор — прим. ред.) будет последним. Уже сейчас мир распадается на демократическое и авторитарное полушарие, а между ними будет пара маловажных неприсоединившихся типа Бразилии или Индонезии. Преимущество России в том, что после смерти Путина она станет частью нашего полушария. Россия устроена слишком по-европейски, в том числе и на Дальнем Востоке.