Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

The Telegraph (Великобритания): этот российский пилот хочет сделать Великобританию лидером в сфере водородных самолетов «с нулевым выбросом»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россиянин Вал Мифтахов, основатель ZeroAvia, надеется развить свой стартап по производству коммерческих водородно-электрических самолетов. Компания получила от инвесторов 21,4 миллиона долларов. Оптимисты считают, что переход на чистое топливо может спровоцировать «золотую лихорадку» в авиации.

В прошлом году Вал Мифтахов (Val Miftakhov) столкнулся с проблемой. Предприниматель, выходец из России, пытался убедить нескольких богатейших людей мира вложить миллионы долларов в его стартап по производству водородно-электрических самолетов. Однако ограничения на перемещения не позволили инвесторам приехать в Великобританию и лично все увидеть.

Однако этот 45-летний мужчина умеет решать проблемы. Он нашел выход. Мифтахов разослал приглашения на видео-звонок по Zoom и установил свой смартфон на лобовое стекло шестиместного самолета, который питается исключительно за счет водородного топливного элемента.

Сидя рядом с Эндрю Диксоном (Andrew Dixon), опытным пилотом-асом, работавшим над несколькими фильмами о Джеймсе Бонде, Мифтахов вел самолет над Бедфордом, а заинтересованные инвесторы следили за полетом по Zoom.

«Мы просто сказали: „Вы не можете приехать, так что это лучшее, что мы можем придумать. Давайте так и сделаем"», — вспоминает Мифтахов в ходе другого видео-звонка, на этот раз из Сан-Франциско.

Авантюра сработала, компания Мифтахова ZeroAvia получила от инвесторов 21,4 миллиона долларов. Среди инвесторов поддерживаемый Биллом Гейтсом Climate Pledge Fund Джеффа Безоса (Jeff Bezos) и Shell Ventures. Правительство Великобритании также поддержало проект, выделив 16,3 миллиона долларов.

Сейчас заядлый пилот столкнулся с еще более сложной проблемой. Авиационную промышленность нужно отучить полагаться на ископаемое топливо, а этой зависимости уже много десятилетий.

«Я верю, что к 2030 году мы с может поднять в воздух планер, в котором будет сто мест», — заявляет он. По его словам, это невозможно при использовании конкурирующих технологий чистой энергии: «Вы можете авторитетно говорить об этом и не чувствовать себя глупо, как это может быть, например, с батареями».

Если все получится, Мифтахов, бывший сотрудник Google, сможет заново изобрести авиацию, заставив даже самые крупные пассажирские самолеты использовать водородные топливные элементы, питающие электрический мотор. Оптимисты считают, что переход может спровоцировать золотую лихорадку, так как, по мнению некоторых экспертов, в 2040 году рынок водородных самолетов вырастет до 174 миллиардов долларов.

Это также может стать предвестником дешевых полетов с применением электродвигателей, которые работают намного тише, чем сегодняшние самолеты. Правительство надеется, что с помощью планов ZeroAvia на Бедфорд страна сможет оказаться в центре формирующейся глобальной индустрии по разработке чистой авиации.

Помощь в развитии коммерческой электрической авиации станет интересным поворотом в судьбе Мифтахова, выросшего в Западной Сибири в богатой нефтью стране.

«Мой отец работал в нефтяной индустрии, — вспоминает он в ходе видео-звонка, на голове у него авиаторские наушники за 900 фунтов. — Оглядываясь назад, понимаешь, что в этом есть своя ирония судьбы».

После распада Советского Союза Мифтахов уехал в США и начал изучать физику в Калифорнии.

Мифтахов отдает Илону Маску должное за начало сегодняшней революции в сфере электротранспорта. Мифтахов вспоминает, как в 2004 году присутствовал на выступлении Маска, когда тот говорил о своей работе с Tesla еще до того, как компания выпустила свои первые автомобили, а Маск занял должность генерального директора.

«Изначально именно Илон вдохновил на создание экологичного электротранспорта», — говорит Мифтахов. Предприниматель с коротко стриженными седыми волосами явно в восторге от этой сферы.

Мифтахов 12 лет работал вначале на McKinsey, затем на Google, а потом решил, что готов заняться электротранспортом. Его первой попыткой в этой сфере стала компания, которая производила наборы для переделки бензиновых автомобилей в электромобили. В 2017 году он продал ее итальянской энергетической компании Enel.

«Мы поняли, что это была не самая лучшая идея для сферы автомобилестроения, потому что любая автомобильная компания строит свой бизнес вокруг двигателя», — говорит Мифтахов.

Этот опыт позволил Мифтахову объединить электротранспорт и свою страсть к полетам, в итоге получилась ZeroAvia. «Производители двигателей — отдельно, создатели самолетов — отдельно. Так устроен этот рынок. Здесь это работает немного лучше», — говорит он.

Вначале штаб-квартира ZeroAvia располагалась в США, где до сих пор живет ее исполнительный директор. Мифтахов ежедневно самостоятельно летает на вертолете на работу, полет длится полчаса. «Мне кажется, я не один такой», — комментирует он свой необычный способ добираться на работу.

Однако в компании понимали, что для нее нужно найти новый дом в стране, где приветствуют стартапы и чистую энергию. «Мы сделали внутренний проект, рассмотрели, где лучше среда для чего-то подобного, — рассказывает Мифтахов. — Великобритания оказалась первой в списке».

Большинство сотрудников ZeroAvia сейчас работает в Кранфилде, где в сентябре компания и провела первый в мире полет коммерческого самолета на водородном топливном элементе. Мифтахов был одним из двух пилотом.

«Это было весьма волнительно. Частично волнение объяснялось тем, что ты никогда не знаешь, что может случиться», — вспоминает Мифтахов с улыбкой.

Полет вызвал гордость у правительства, однако Мифтахов не уверен, что компания продолжит тестировать электрические самолеты в Великобритании, так как она переходит к более крупным самолетам, в том числе в рамках партнерства с British Airways.

«Мы не знаем. Посмотрим, как все будет развиваться, — отвечает он на вопрос о будущих испытаниях ZeroAvia в Великобритании. — Идея заключается в том, чтобы проводить исследования и разработки в Великобритании, но рынок, очевидно, по всему миру».

Если в самолетах начнут применять сочетание водородного топлива и электромоторов, это значительно снизит загрязнение и сделает перелеты дешевле и тише, считает Мифтахов.

«В салоне будет намного менее шумно, — говорит он. — Так действительно ощутимо лучше. И потом, вы знаете, что выбросы нулевые, а значит нет и загрязнения. Приятное ощущение».

Однако до сих пор неясно, как переход на водородно-электрические самолеты повлияет на цену билета. «Мы считаем, что со временем эти технологии снизят стоимость авиапутешествий», — говорит Мифтахов.

Однако, по словам предпринимателя, некоторые авиакомпании рассматривают возможность поднять цену экологически чистых полетов на 50 процентов. Они считают, что клиенты станут платить больше за душевное спокойствие. Опубликованное в прошлом году исследование, проведенное по заказу Европейского союза, предрекает подобный скачек цен.

Вне зависимости от возможных цен на экологичные полеты, Мифтахов и Великобритания опередили всех в том, что касается будущего авиации. Это привело к появлению предложений о покупке, однако глава ZeroAvia их отклоняет.

«Они относятся к этому несерьезно, — рассказывает он. — Технически вы получаете доступ к большему количеству ресурсов и всему такому, но при этом оказываетесь вовлеченным в политическую среду».

На сегодняшний момент, по крайней мере пока, Мифтахов компанию не продает. Вместо этого его компания остается в Великобритании, а Мифтахов может подниматься в небо на новаторском самолете.

У него впечатляющая команда советников, куда входят в том числе бывший ведущий «Разрушителей мифов» (MythBusters) Джейми Хайнеман (Jamie Hyneman) и бывший генеральный директор FlyBe Кристин Урмьер-Уайденер (Christine Ourmières-Widener).

«Он один из тех инженеров, которые мыслят нестандартно, — так Мифтахов характеризует Хайнемана и добавляет, что их познакомил один из его сотрудников. — В своих сумасшедших проектах он часто сталкивался с различными техническими рисками».

Интерес инвесторов к технологии не смогли серьезно сократить даже обвинения в мошенничестве в отношении компании Nikola, производящей водородные грузовики. Некоторые стали выражать озабоченность после появления заявлений о том, что компания смоделировала видео, на котором ее грузовики едут по шоссе. Сама компания эти обвинения отрицает.

«Я думаю, эта технология произвела сильное впечатление, — считает Мифтахов. — Люди говорят: „Это связано с водородом. И что же там происходит?"»

Сегодня у Мифтахова есть поддержка некоторых самых богатых людей мира, близкие связи с авиаперевозчиками и, что более важно, работающий водородно-электрический самолет.

Единственная его непосредственная проблема — это, похоже, собирающаяся над Сан-Франциско гроза. Предприниматель не рад ей, ведь она может создать проблемы для его поездки на работу.

«Мы получили импульс. Это самое важное», — говорит он.

Обсуждение
Комментариев: 24
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
M
Mich2
3 февраля 2021, 00:15
Мифтахов, Мифтахов? Что—то напоминает? Ну вот же оно — товарищ Саа..., ах, какой человек. :))) Короче, набор персонажей таков, что в ЗАГС они инвесторов не отведут, у прокурора встретятся.
l
lokhankin1912
3 февраля 2021, 10:53
Mich2, баба ванга реинкарнировалась?
GreyCat
3 февраля 2021, 04:36
Может мне тоже поискать богатейших людей мира, которые вложат вложат миллионы долларов в мой стартап по производству экологически чистых махолетов на мускульной силе. Уверею, господа в 2030 году он полетит. Но низехонько.
Х
Херсонский
3 февраля 2021, 06:32
Летать верхом на баке с водородом? Под давлением 400 атм? Увольте, я лучше на керосинчике. Тем более, что никакого экологического выигрыша по сути нет.
z
z-yu-n
3 февраля 2021, 06:46
Херсонский, выигрыш есть. Даже если водород получать из природного газа. Особенно учитывая, что КПД выше, чему ДВС. Непосредственно для получения электричества не используется горение, а значит в атмосферу ничего не выбрасывается. habr.com/ru/company/toshibarus/blog/428511
Х
Херсонский
3 февраля 2021, 09:40
z-yu-n, вопрос даже не в том, какой источник энергии создает тягу, а в том, насколько эффективно энергия преобразуется в тягу. Сейчас вся авиация и космос базируется на реактивной тяге. Каждый потребляемый квт мощности создает лишь 50-70 грамм тяги. Замена реактивного движения более эффективным, вот каким вопросом надо заниматься.
l
lubopitniy
3 февраля 2021, 10:59
Да, Херсонский прав! Тут важен вес и габариты энергетической машины. Как правило чем меньше габариты изделия при данной мощности, тем ниже его КПД. Максимальный КПД доступен как правило на больших стационарных установках, где выделяемая из энергоносителя энергия утилизируется по максимуму, включая неизбежное побочное тепло. Увы, такую установку самолёт не поднимет в воздух даже одну, без коммерческой полезной нагрузки!
z
z-yu-n
3 февраля 2021, 22:15
Херсонский, согласен. В этом Вы безусловно правы. Но одно другому не мешает. Они же на реактивные самолёты замахиваются, а на винтовые. Про 100 пассажиров он конечно загнул...
z
z-yu-n
3 февраля 2021, 06:38
В добрый путь и успеха! Уважаю людей, которые верят во что-то полезное и стремятся этого добиться!
azbukiwedi
3 февраля 2021, 12:36
z-yu-n, Да. Именно такие зажигалки толкают науку вперёд.
Serg.ham
3 февраля 2021, 09:34
В России уже полным ходом идут испытания первого в мире авиационного электродвигателя. Так что этот Мифтахов вместе с кредитным 21 миллионом мелко плавает.
l
lubopitniy
3 февраля 2021, 10:45
Да, испытала - два на уровне прототипа, мощностью 50 квт., и 500 квт. - это 680 л.с. Для сравнения: двигатель Ил-2 имел мощность 1720 л.с., суммарная мощность двигателей Boeing-737 = 25.000 л.с., Boeing 777 = 90.000 л.с., а Airbus A380 = 110.000 л.с.!!! Так что это пока вопрос: кто мелко плавает. :-) Всё-таки современные реактивные авиадвигатели имеют небольшие габариты для своей мощности. Но... направление однозначно перспективное! И вопрос стои́т не в том, чтобы создать электромотор - чего в нём сложного? - а в том, откуда взять чёртову прорву электричества на борту самолёта, где учитывается каждый килограмм веса? Это десятки мегаватт для большого самолёта - тута АЭС нужна бортовая! :-(
l
lokhankin1912
3 февраля 2021, 10:55
Serg.ham, у нас много чего в будущем будет, согласно заверениям, ооочень много
Serg.ham
3 февраля 2021, 10:57
lokhankin1912, у нас, в отличие от вас, хохлов, уже сейчас всё есть. А вас скоро не будет. Рассасываетесь потихонечку.
k
krokozabla
3 февраля 2021, 09:57
2030й? чего то рано. Лучше 2130й, а там либо паша помрёт либо ишак сдохнет.
i
inegeld
3 февраля 2021, 10:01
Вал Мифтахов слабенькая идея, предложил бы генератор отключения гравитации и денег попросил побольше ну эдак под арбуз...
aminvest.livejournal.com
3 февраля 2021, 10:36
А чего патриоты с мифами и легендами о советском самолете на водородном топливе не повылазили? Похоже, даже в их головах все уже быльем поросло ;)
U
Ursus
3 февраля 2021, 10:44
Очень много вопросов вызывает эта идея. Электродвигатели будут крутить винты? Значит, с шумом уже не всё так красиво. Эффективность винтовых разве не ниже, чем реактивных? Или там планируются ионные двигатели, :)))? Водород в качестве топлива - очень опасная штука. Получение водорода (и его инфраструктура) - тоже необходимо включать в вопросы проекта. ||--------------------------------|| Итого: идея хорошая и красивая, но очень сырая.
l
lubopitniy
3 февраля 2021, 15:28
Насчёт эффективности: смотря для чего использовать? Реактивные мощнее, но прожорливее. Если нужно летать быстро - используют реактивные, если долго - винтовые. Вона современные винтовые беспилотники могут не одни сутки в воздухе висеть на одной заправке - но летают медленно.
Y
YEah
5 февраля 2021, 23:43
Ursus, КПД у винтовых повыше будет, однако в статье явное враньё про шум. Шум издаётся винтом и он намного больше чем от турбореактивного двигателя, несмотря на то что определённые подвижки после введения сабельных лопастей в конце 80-х наметились, но довести шумы до приемлемых всё же невозможно.
8
8082646
3 февраля 2021, 11:04
очередной пузырь!!!!!!!!!!!!!
p
puh
3 февраля 2021, 11:36
Если я все правильно понял, то на самолет ставят электрические двигатели, а электричество для них вырабатывают водородные топливные элементы. Не думаю, что замена двигателя сильно скажется на шуме, т.к. во многих случаях основной шум - от рассечения воздуха пропеллером. Не думаю, что это будет экономически целесообразно, т.к. всю эту инфраструктуру под водород придется создавать. Т.е. максимум что может получиться - это замена ATR-72 или Ил-114 но доля таких самолетов не велика. Летать как B-737 без турбин они не смогут, т.к. эффективность винта на 12 км будет недостаточна.
Г
Грустец
3 февраля 2021, 11:51
Вы не совсем правы. Создание электродвигателя мегаваттного класса это актуальная задача для электрической авиации, направления здесь разные, есть и сверхпроводящие варианты. Что касается прорвы электричества, тоже не так драматично - для местной авиации достаточно будет 1000кВтч чтобы перевозить 10 человек на расстояние в несколько сот километров, это как начальная цель. Такое количество энергии вполне достижимо, всего лишь десяток "тесл". А вот удастся ли сделать все экономически эффективным и безопасным, вот это вопрос.
azbukiwedi
3 февраля 2021, 12:40
Русский. Хоть и бывший? Вспоминаю слова С.Михеева: "Меня спросили лица определённой национальности:" Ты же не русский?" Я говорю: " Русский". В ответ:"Не может быть. Ты же умный". "
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем