«На всей территории Югославии было немедленно объявлено чрезвычайное положение. Ограничения вводились железной рукой и безжалостным принуждением. Никому нельзя было покидать дома. Передвижение на всех видах транспорта было запрещено, дороги и границы закрыты, любая деятельность, подразумевающая скопления народа, каралась».
В 2018 году этот текст профессора Рейдуна Сиревога (Reidun Sirevåg), вероятно, должен было шокировать читателей Aftenposten. Но два года спустя нечто подобное нам устроил наш собственный министр здравоохранения Бент Хёйе (Bent Høie).
Однако этот «контрольный выстрел в голову», который диктатор Тито нанес по заразе, в 1973 году внезапно появившейся в Европе, ознаменовал собой окончательное избавление человечества от одной из самых страшных болезней в истории.
В 1960-е и 1970-е годы удалось полностью ликвидировать оспу. Это единственная человеческая болезнь, которую получилось искоренить. С коронавирусом мы, наверное, можем на такое и не рассчитывать.
Это уникальное достижение связано и с историей вакцин. Слово «вакцина» происходит от названия вируса, который использовали для прививок против оспы: Vaccinia.
Убийца цивилизаций
Исторические источники свидетельствуют, что оспа бушевала еще в Древнем Египте. Предположительно, она унесла сотни миллионов жизней. И даже становилась причиной исчезновения целых цивилизаций.
Считается, что ацтеки и инки вымерли именно из-за вируса оспы, который европейцы завезли в Америку. В XVIII веке его даже пытались использовать как биологическое оружие.
«Если человека совсем никак не лечили, смертность от оспы превышала 30%. Больше всего умирало детей. А многие выжившие страдали потом от осложнений, например, от слепоты и бесплодия. И абсолютно все, кто переболел, были обезображены ужасными шрамами», — сообщает Norsk helseinformatikk.
Для сравнения: смертность от covid-19 среди детей, предположительно, составляет 0,5-1%, да и дети им почти не болеют.
Норвежский институт здравоохранения сообщает, что особенно тяжелая обстановка сложилась в 1741 году, когда в одном только Бергене умерли 700 детей. Между тем население городе тогда составляло около 20 тысяч человек. В тот год в городе умерло почти в два раза больше людей, чем родилось.
Но это была далеко не только детская болезнь. Среди ее жертв — такие известные личности, как Моцарт, Бетховен, королева Елизавета I, Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн.
Жестокая болезнь
Заболевание возникало из-за вируса натуральной оспы, который распространялся воздушно-капельным путем, через контакт с высыпаниями и часто через одежду.
Через 10-14 дней после заражения возникали следующие симптомы.
Болезнь начиналась с головной боли, высокой температуры, болей в спине и вверху живота, рвоты и тремора, которые длились несколько дней. Когда появлялись высыпания, температура часто немного снижалась, и некоторое время человек чувствовал себя лучше. Сначала сыпь проявлялась в виде красных пятен на языке и во рту. Они быстро превращались в нарывы, которые лопались, так что в рот и горло попадало большое количество вируса. Вслед за этими ранами сыпь появлялась на коже: сначала на лице, а потом переходила на руки и ноги. Обычно высыпания охватывали все тело за 24 часа. К четвертому дню пузыри заполнялись густой жидкостью. Снова поднималась высокая температура, которая держалась до тех пор, пока сыпь и раны не покрывались корками.
Чрезвычайно важное открытие
В прежние времена люди знали о болезнях не так уж много, однако почти наверняка было известно, что, если человек пережил оспу, он больше никогда ей не заболеет.
Уже было известно об иммунитете.
В некоторых частях мира придумывали простые способы вызвать у людей болезнь в легкой форме. В Китае засохшие корки от сыпи и ран больного оспой помещали в нос, в других регионах жидкость из высыпаний втирали под расцарапанную кожу. Целью было сделать так, чтобы человек переболел, но легко.
Последний метод называли вариоляцией — он и стал предшественником вакцинации. Постепенно эта методика получила широкое распространение по всему миру. Она не была безопасной, но, как правило, все же считалась предпочтительнее самой болезни.
Эффективность была связана со способом, которым вирус атаковал организм. Инфекция с кожи была менее концентрированной, чем та, что поступала воздушно-капельным путем и сразу попадала в легкие.
Само слово «вариоляция» происходит от латинского названия вируса натуральной оспы — variola.
Прорыв
Но настоящий прорыв в этой области совершил в конце XVIII века британский врач Эдвард Дженнер (Edward Jenner). В детстве он узнал, что доярки не заражаются натуральной оспой, потому что часто уже переболели гораздо более легкой формой болезни, которую называют коровьей оспой.
Этим путем он и решил пойти. Выучившись, он принялся за исследования. В 1776 году он привил восьмилетнему мальчику коровью оспу, и тот легко ее перенес. Через два месяца Дженнер попытался заразить мальчика при помощи жидкости из высыпаний больного натуральной оспой, но мальчик не заболел. Тогда врач счел метод научно доказанным.
Свой метод он назвал «вакцинацией» — по латинскому названию вируса коровьей оспы vaccinia.
Метод быстро освоили. В Норвегии первую вакцинацию провели в 1803 году. В 1810 году уже всем подросткам полагалось обязательно прививаться. Чтобы получить разрешение на конфирмацию, свадьбу или посещение школы, человек обязан был предъявить свидетельство о вакцинации.
С 1909 года, по данным норвежского Института общественного здоровья, серьезных вспышек этой инфекции в стране не было.
Вакцинация от оспы была обязательной вплоть до 1976 года. Вокруг этого решения велись споры, ведь один-двое детей ежегодно умирали в результате осложнений после прививки.
Потребовалось время, чтобы искоренить болезнь во всем мире
Хотя после введения обязательной вакцинации в Норвегии оспой практически не болели, нельзя сказать, что вирус моментально ушел в прошлое по всему миру.
В 1958 году СССР на собрании Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) предложил попытаться полностью искоренить оспу. В то время ежегодно регистрировалось около 50 миллионов случаев заражения в мире.
Раньше никто никогда не уничтожал какой-то вирус полностью — от большинства из них просто невозможно избавиться. Но поскольку оспа передавалась только от человека к человеку, технически это было осуществимо. А вот коронавирус, чума и грипп прекрасно выживают и вне человеческого организма, так что они всегда смогут найти пристанище в дикой природе.
В Европе инфекция практически не появлялась. Но зараза внезапно вернулась в Югославию, после того как один паломник в 1973 году съездил в Ирак. Вот тогда-то Тито и ударил по ней железным кулаком. В стране провели масштабную принудительную вакцинацию, в ходе которой за два месяца с помощью ВОЗ привили 20 миллионов человек.
В середине 1970-х годов болезнь уже была распространена только на востоке Африки, где голод, гражданские войны и потоки беженцев сильно затрудняли работу по вакцинации. Но однажды программа активного мониторинга ситуации показала, что с 26 октября 1977 года и там не было зарегистрировано ни единого случая заражения.
В мае 1980 года ВОЗ объявила, что вирус оспы искоренен.
По-прежнему существует в лабораториях
Хотя формально вирус прекратил распространяться в октябре 1977 года, один ученый все-таки умер от него в 1978 году. Вероятно, он заразился вирусом, который культивировали в исследовательских целях в Университете Бирмингема.
Впоследствии все имевшиеся в мире образцы были уничтожены или переданы ВОЗ.
Сейчас этот вирус можно найти лишь в американском Центре по контролю и профилактике заболеваемости и в аналогичной организации в России.
В 2019 году в российской лаборатории случилась авария, но, по-видимому, она произошла на некотором расстоянии от места, где хранились образцы вируса.