Председательство Молдовы в СНГ совпало с разгаром мирового экономического кризиса. Вполне естественно, что на саммите в Кишиневе тема кризиса стала центральной. Однако при обсуждении этого вопроса выяснилось, что за год молдавского председательства Содружество ничем себя особо не проявило  в плане выработки совместных мер по борьбе с этим злом. Так называемые молодые профессионалы-экономисты из команды Воронина на деле оказались дутыми авторитетами, не сумевшие предложить своему шефу хоть какую-нибудь антикризисную инициативу в рамках председательства Молдовы в СНГ. Под председательством Воронина молдавский год в СНГ закончился бесцветно и безрезультатно.   

Поэтому не стоит удивляться, что саммит СНГ в Кишиневе состоялся лишь в европейском формате, так как лидеры среднеазиатских республик в столицу Молдовы не приехали. Прагматичные азиаты сочли излишней тратой времени поездку на совершенно неподготовленный саммит в Кишиневе. На этом тусклом фоне экономической безрукости единственной хорошей вестью стала озвученная на саммите инициатива президента России Дмитрия Медведева о предоставлении доступа к финансированию в рамках антикризисного Фонда Евразийского экономического сообщества странам Содружества, которые в него не входят. Как говориться на безрыбье и рак рыба.
И все же главы государств СНГ, приехавшие на днях в Кишинев, подписали, как водилось и в других случаях,  более 20 разноплановых документов, главным из которых стал План совместных мер по преодолению последствий мирового экономического кризиса, а также решение объявить 2010 год Годом ветеранов Великой отечественной войны. Однако учитывая, что из более двух тысяч различных документов подписанных за всю историю СНГ, реально работают около 4 процентов от всего их объема, то перспективы имплементации в жизнь кишиневских решений достаточно неопределенны.
Хотя одно из решений точно уже состоялось. Оно касается передачи Молдовой председательства в СНГ России. При этом молдавские лидеры новой либерально-демократической волны, несмотря на свое очевидно критическое отношение к СНГ, пообещали, по крайней мере, в обозримом будущем не выходить из Содружества. Таким образом, прогнозы о том, что либерально-демократическая власть в Молдове ускоренными темпами поведет страну к выходу из СНГ, не оправдались. В который раз стала очевидной огромная дистанция, которая отделяет заявления оппозиционных лидеров от задач реальной политики, стоящих перед теми же лидерами, но уже обремененных полномочиями власти. 
И все же о бесполезности СНГ говорят давно и кому только не лень. Столь же давно и постоянно каждый очередной саммит предваряется предсказаниями о наступающей скорой кончине беловежского Содружества. Однако каждый раз записные оракулы оказываются вновь посрамленными. И все потому, что кремлевский нотариус СНГ никак не выпишет справку о кончине клиента, в который раз этим доказывая, что пути московских стратегов зачастую неисповедимы.
В ожидании судьбоносного кремлевского решения остальные члены СНГ по мере возможности решают в рамках дышащего на ладан Содружества свои меркантильные задачи.  Очень часто они носят электоральный характер. Во всех странах СНГ сохраняется многочисленный пласт людей, ностальгирующий по советскому прошлому. Для них Содружество это пуповина, которая соединяет прошлое с настоящим. Как показывает практика, для старшего поколения, большая часть жизни которой была связана с советской действительностью, это соображение зачастую важнее даже чем чисто материальные интересы. Поэтому любой здравомыслящий политик в пространстве СНГ просто не может игнорировать эту реальность. Возможно, именно в этом ресурсе и кроется тайна исключительной живучести СНГ.
В целом же кишиневский саммит СНГ оставил впечатление провинциального театра, в котором главные актеры играют наскучившую, но еще обязательную для исполнения пьесу. И как всегда бывает в таких случаях, самые интересные события развивались не на самой сцене, а скорее в кулуарах. Так, с особым интересом отслеживалось поведение и.о. президента Республики Молдова М. Гимпу в отношениях со своими визави из государств СНГ. И надо сказать, что М. Гимпу по большому счету отработал свою роль без особых помарок, в очередной раз, подтвердив старую пословицу о горшках, которые не обязательно боги обжигают. Хотя если еще год назад  какой-нибудь отчаянный политаналитик  всего лишь предположил бы, что на саммите СНГ в Кишиневе будет председательствовать один из самых радикальных представителей  внепарламентской правой оппозиции в Молдове, то многих в Кишиневе при этой новости и кондрашка ненароком могла хватить.
В продолжение этой темы нужно сказать, что новое молдавское руководство достаточно умело себе на пользу использовало представившейся случай проведения саммита СНГ в Кишиневе. Во-первых, сам факт проведения саммита в молдавской столице стал как бы актом международной легитимизации новой молдавской власти.  И это произошло вопреки отчаянным попыткам Воронина убедить руководство СНГ не проводить саммит в Кишиневе.  

Во-вторых, ведомству Юрия Лянкэ удалось провалить попытку Воронина организовать для себя во время саммита в Кишиневе  встречу с президентом России Дмитрием Медведевым. И в то же время молдавские дипломаты сумели найти аргументы в пользу личной беседы российского Президента с пока еще рядовым депутатом молдавского Парламента М.Лупу, которого Воронин пытается третировать как бесперспективного молдавского политика и кандидата без шансов на пост Президента Молдовы. Как оказалось, у нынешнего хозяина Кремля прямо противоположное воронинскому мнение о шансах Мариана Лупу стать четвертым президентом Молдовы. 

В этой связи не без чувства авторского удовлетворения констатируем, что полностью подтвердилось наше предположение, высказанное в одном из комментариев по результатам последней встречи Воронина с Медведевым в Сочи о том, что Россия окончательно списала Воронина в утиль. Российское руководство, несомненно, поступило опрометчиво, политически поддержав молдавских коммунистов на парламентских выборах весной и летом этого года. Но еще более опрометчиво поступает Воронин, когда полагает, что Россия станет упорствовать в своей ошибке и дальше станет поддерживать очевидно обанкротившуюся команду ПКРМ.

Встреча Дмитрия Медведева с кандидатом либерально-демократического альянса на пост президента Молдовы Марианом Лупу приобретает еще более значимый вес на фоне отказа российского президента, по причине загруженности личного рабочего графика, провести отдельную встречу с действующим президентом Украины Виктором Ющенко. В свою очередь, президент Украины заявил, что двусторонняя встреча президентов Украины и России в рамках саммита СНГ не состоялась из-за позиции российской стороны. Как бы там не складывались российско-украинские отношения, но подчеркнуто дружественный жест российского лидера в отношении нового молдавского руководства дорогого стоит. Остается надеяться, что политики в Кишиневе по достоинству оценят его и сумеют правильно расшифровать этот более чем очевидный сигнал, свидетельствующий о готовности Москвы вывести российско-молдавские отношения на качественно новый уровень. Теперь ответ за молдавским МИДом, который  получает благоприятную возможность кардинально исправить последствия дилетантской политики коммунистов и совершить качественный рывок на российском направлении.

Хорошо поработал на саммите и премьер-министр Владимир Филат, который сумел добиться от России выделения для нашей страны  ранее обещанного кредита, хотя его размер может быть меньше упоминавшейся ранее суммы в 500 миллионов долларов. В свою очередь, российский министр финансов Алексей Кудрин на встрече с молдавским премьером сказал, что Россия может выделить в этом году Молдове около 150 миллионов долларов, даже если выделение этих средств было отложено по просьбе прежнего коммунистического руководства. Это последнее обстоятельство выдает с головой тайный саботаж ушедшего в отставку правительства коммунистов, которое гробило экономику страны лишь бы создать как можно больше проблем для либерально-демократической власти. Совершенно очевидно, что подобные деяния коммунистов требуют специального расследования и соответствующих выводов в рамках существующего законодательства.    
Нынешний кишиневский саммит СНГ войдет в историю, как завершившейся нетрадиционным образом. Абсолютной новостью стала отмена обычного застолья лидеров СНГ по окончанию заседания. Видно что-то ломается в отлаженном годами ритуале проведения СНГовских встреч на высшем уровне. Вполне может быть, что и этот на первый взгляд не самый важный штрих, свидетельствует о назревших переменах в функционировании механизма Содружества. Однако эти кризисные явления   оказались в радость для обитателей кишиневского дома престарелых, куда ушли для употребления продукты питания со стола несостоявшегося банкета глав государств СНГ. Редкий случай, когда большая политика непосредственно способствует празднику в отдельно взятом богадельном учреждении. 
Подводя общий итог кишиневскому саммиту СНГ 2009 года можно с уверенностью констатировать продолжающийся углубляться кризис этой региональной организации. СНГ нуждается в кардинальной реорганизации в первую очередь за счет переосмысления стоящих перед нею задач. В противном случае СНГ окончательно потеряет способность конкурировать с другими региональными организациями и естественным ее финалом станет давно уже ожидающийся самороспуск.