Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Американский политик и бывший директор ЦРУ Джон Дейч назвал добычу сланцевого газа важнейшим событием в энергобизнесе за последние 50 лет. Так сложилось, что понятие «сланцевой революции» связано, прежде всего, с Соединенными Штатами.

Известный американский политик и бывший директор ЦРУ Джон Дейч назвал добычу сланцевого газа важнейшим событием в энергобизнесе за последние 50 лет. Так сложилось, что понятие «сланцевой революции» связано, прежде всего, с Соединенными Штатами – в 2009 году они впервые обогнали Россию по добыче данного вида топлива.
 
Для США добыча сланцевого газа стала гарантией собственной энергетической безопасности – об этом в 2009-м заявила администрация Белого дома. Что касается Украины, то наша газовая независимость – впереди. Первую скважину в рамках контракта с компанией Shell пробурят тогда, когда будут получены данные о том, что экологические риски, связанные с добычей сланцевого газа, равны нулю.
 
Таким образом, только летом этого года станет ясно, есть ли на Олесской газоносной площади желанный углеводород. Что касается предварительных прогнозов, то по оценкам западных компаний запасы сланцевого газа в Украине составляют 5 трлн. кубометров, а запасы угольного метана являются еще большими.
 
С такими «исходными данными» была надежда, что через 7-10 лет Украина будет экспортировать собственный газ, а потому все разговоры о том, что украинскую ГТС без наличия в ней российского газа нужно будет демонтировать, окажутся, мягко говоря, преждевременными.
 
Прошло относительно немного времени, и карта «никчемности» украинской ГТС была снова разыграна на высочайшем уровне. Что же касается еще не добытого сланцевого газа, то ему уже объявлена информационная война. Пока не газ закачивают в хранилища, а гигабайты информации о том, какой опасной, экологически вредной и финансово невыгодной может стать такая добыча.

Читайте также: Мы говорим «газ», подразумеваем «политика»

На встрече с украинским коллегой президент России Владимир Путин еще раз указал Украине на ее «стратегическую ошибку»: несвоевременное выполнение прихотей РФ. Если бы Россия арендовала ГТС Украины раньше, то уже обеспечила бы ее модернизацию, загрузку и развитие, разглагольствовал Путин. На аренду Украина согласна, поспешил заверить ВВП Виктор Янукович.
 
Однако его визави сейчас играет на повышение, давая понять, что об аренде говорить поздно, ведь теперь Россия не против приобрести ГТС в полную собственность. В свое время подобный план был реализован с «Белтрансгазом», акции которого «Газпром» планомерно скупал в течение 2007-2011 годов, пока не стал фактическим владельцем предприятия.
 
Наиболее цинично то, что, горячо желая иметь нашу ГТС, Путин одновременно умаляет ее значимость и пугает украинскую сторону тем, что вскоре система потеряет всякую стоимость... Между тем, если отвлечься от Украины и оценить восприятие Европой России и ее всесильного «Газпрома», то состояние это можно выразить одним словом: усталость.
 
Все больше европейских государств настойчиво ищут альтернативу российскому газу. Первой ласточкой стала Хорватия: 60% своего спроса в природном газе эта страна обеспечивает за счет собственной добычи, остальное на ее территорию с 1 января 2011 года импортирует итальянская компания ENI.

Территория Адлерской теплоэлектростанции (ТЭС)


Когда в 2010-м контракт с Газпромом был завершен, возобновлять его Хорватия не стала. Аналитики рынка отмечают, что эта страна вряд ли вернется к сотрудничеству с Россией, поскольку планирует строить собственный терминал сжиженного природного газа. Что касается Италии, то она уже имеет плавучий терминал в районе Неаполя, и, согласно сообщениям, «наращивает свой портфель контрактов».

Также по теме: Чем опасна «сланцевая революция»

Вслед за Хорватией отказаться от российского газа намерена и Болгария. Руководство страны заявляет, что это будет сделано в течение двух-трех лет – как только топливо из России удастся заменить собственным продуктом, а также сланцевым газом и газом, импортируемым из Турции. Кроме того, Болгария собирается строить газопровод в Турцию, по которому в страну будет поступать 1 миллиард кубометров азербайджанского газа.
 
Избежать дополнительных закупок российского топлива планирует и Финляндия – за счет развития атомной энергетики. Тамошние руководители называют такую ​​программу «амбициозной» и подчеркивают, что Финляндия не заинтересована в подключении к газовой инфраструктуре, которую Россия хочет развивать в Карелии и Мурманской области.
 
Одновременно с этим сразу две немецкие компании – RWE и E.ON – подали в суд на российский Газпром. Цель акции – снизить цену на голубое топливо, которое немцы импортируют из РФ. Правда, сначала концерн E.ON, на долю которого приходится практически 50 процентов сбыта Газпрома в Германии, пытался добиться пересмотра цены на газ путем переговоров, но это оказалось бесполезным делом.
 
Поэтому Германия обратилась в Арбитражный суд, тем более, что прецедент уже создан: в Арбитражный суд Стокгольма на Газпром обратилась с иском итальянская компания Edison, которая также добивалась снижения цен на газ. Этим путем пошли и греческая газовая компания DEPA и польская PGNiG (Polskie Gornictwo Naftowe i Gazownictwo).
 
Перечень подобных примеров можно продолжать. Цель обращения к ним одна: акцент на методах, к которым прибегают европейские страны, чтобы нивелировать давление «Газпрома». Это – судебные иски с одновременным поиском путей диверсификации поставок топлива на свои территории.

Читайте также: Газовая камера для реформ

Понятно, что первый вариант для официального Киева является неприемлемой моделью поведения. Нынешний режим не станет судиться в международном арбитраже с российским монополистом. Поэтому ему следует хотя бы позаботиться о других факторах страхования от газовой зависимости.
 
Кстати, в контексте сжиженного газа нельзя не вспомнить, как еще недавно чиновники вынашивали проект под названием «Национальный проект» LNG-терминал «, который было обещано запустить в действие на Черноморском побережье нашей страны еще до 2014 года.
 
Если бы этот терминал – как анонсировали кураторы проекта – был заполнен пятью миллиардами каспийского газа – Украина стала бы на путь преодоления угнетающей зависимости от Газпрома, а страны Центральной Европы получили бы возможность получать этот газ через украинский терминал.
 
Однако, возвращаясь к существующим реалиям, следует заметить, что теперь теми, кто действительно отстаивает украинскую энергетическую независимость, ставка сделана на сланцевый газ, с которого я начал свою статью. Противостоять этому может разве что «экологическая оппозиция», по меткому выражению Financial Times. Подобная «оппозиция» является прямым лоббистом интересов российского «Газпрома», и рассматривать ее в другом качестве было бы большой ошибкой.

Буровая по добычи Сланцевого газа в США


На активизацию «экологов» обратила внимание пресса, и, как это часто бывает в последнее время, не выхолощенная украинская, а зарубежная. Цитируемая выше Financial Times отметила интересное совпадение: счет на семь миллиардов долларов за недобор Украиной российского газа «Газпром» выставил как раз накануне подписания нами соглашения с компанией Royal Dutch Shell. «По этому соглашению, Shell будет эксплуатировать значительные, очевидно, украинские резервы сланцевого газа. Соглашение с Shell стало наиболее решительной, на сей момент, попыткой Киева освободиться от энергетической монополии «Газпрома», – резюмирует FT.

Также по теме: Сланцевый газ - Америка вновь начинает холодную войну с Россией

Что бы ни говорили пророссийски настроенные политики и эксперты, а добыча сланцевого газа обеспечит Украину топливом минимум на 140 лет – об этом уже сообщает отечественный «Корреспондентъ». Издание добавляет, что в бурение одной лишь скважины Shell готова инвестировать 200 миллионов долларов. А это значит, что в качестве бонуса Украина получит новые рабочие места и дополнительные отчисления в бюджет.
 
Если оценивать международную реакцию на проект добычи сланцевого газа в Украине, то Европа и США готовы оказать нам помощь в его реализации. После заключения контракта с Royal Dutch Shell на стадии разработки находятся соглашения с Сhevron и Exxon Mobil. Ожидается, что эти американские нефтегазовые гиганты будут разрабатывать сланцевые месторождения на западе Украины и на шельфе Черного моря.
Выступая в начале февраля на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности, комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Эттингер уже упомянул Украину как страну, которая в будущем может стать экспортером газа в ЕС. Сейчас в Брюсселе надеются на то, что, показав украинскому руководству конкретные преимущества сотрудничества с Евросоюзом, достичь политических изменений удастся гораздо быстрее.
 
Что же касается России, то ей не помешало бы осознать, что сейчас Европа приобретает черты пост-газпромовского сообщества. Ведь сбросить ярмо «одной большой трубы» стремятся многие страны. Их зовет и вдохновляет звучание целого оркестра других «труб» – разнообразных и исключающих политическую зависимость.
 
Эра монополистов, доминирующих компаний и окологазовых манипуляторов уходит в прошлое. Это неплохо понять и украинской правящей верхушке и прекратить, наконец, бояться и угождать северному соседу. Россия останется собственником своего газа, а Украина – независимым от нее игроком. И, по-моему, это вполне справедливое распределение наших геополитических ролей.
 
Перевод: Антон Ефремов.