В 1990 году, когда писатель Майк Годвин (Mike Godwin) впервые сформулировал свое правило аналогий с нацизмом — «по мере разрастания дискуссии вероятность употребления сравнения с нацизмом или Гитлером стремится к единице» — он считал, что оно применимо только к дискуссиям в группах Usenet — эквивалентам современных горячих споров в разделе комментариев. Но в 2013 году Годвин отметил, что употребление сравнений с Гитлером выходит далеко за рамки онлайн-споров. В последнее время лидеры Соединенного Королевства и России часто используют имя фюрера в своих политических аргументах.
Хотя закон Годвина все еще действует, я не слишком уверен в правильности его вывода, согласно которому сторона, прибегнувшая к сравнению с Гитлером или нацизмом в негативном смысле, автоматически считается проигравшей. Яростная реакция на упоминание о Гитлере, прозвучавшее из уст бывшего мэра Лондона Бориса Джонсона (Boris Johnson) или председателя Конституционного суда РФ Валерия Зорькина, очевидно, доказывает, что сравнения с нацизмом может привести к поражению, однако полный отказ от всяких упоминаний о нацизме вряд ли можно назвать полезным. Теперь, когда конец Второй мировой войны уходит все дальше в прошлое, подобные сравнения могут стать удобной возможностью вспомнить, в чем Гитлер был уникальным, а в чем — нет.
На юридическом форуме в Санкт-Петербурге Зорькин высказался о применимости закона Годвина к тезисам президента Барака Обамы:
«Тот тезис об избранности, исключительности и особых глобальных правах американского государства и американского народа, который уже очень давно активно используется в США во внутриполитической лексике, в последние годы стал все настойчивее и откровеннее предъявляться во внешнеполитических документах и выступлениях американских официальных лиц. Такой тезис и такая настойчивость не могут не тревожить не только нас, юристов и правоведов. Любой непредвзятый образованный человек видит в этом высказывании Обамы почти дословное цитирование ведущих политиков и пропагандистов германского Третьего Рейха, включая Адольфа Гитлера. Ведь, по сути, Обама заявляет то же самое, что ранее говорили об исключительности немцев и Германии нацистские бонзы, развязывая мировую войну».
Стоит отметить, что Гитлер действительно настаивал на идее Sonderweg или «особого пути» Германии. Однако в своей работе, посвященной идее исключительности Германии Джордж Стейнмец (George Steinmetz) отметил: «В историографии любого государства присутствует тезис об исключительности. Лежащие в основе этих теорий структуры во многом схожи: собственная история отклоняется от стандартной модели, приводя страну к некому уникальному результату». В этом смысле вера американских политиков в то, что их страна особенная, сравнима с древнеиндийской концепцией исключительности и с современной российской вариацией этого тезиса. Однако германскую исключительность эпохи нацизма выделяет то, что она сопровождалась расцветом геноцидальной идеологии расизма. Концепции уникального пути и уникальной роли той или иной нации необязательно перерастают в преступления, по масштабам сравнимые с преступлениями нацистов. Зачастую они очень нравятся избирателям: мало кто из американских или российских политиков решится встать лицом к толпе и заявить: «Наша страна точно такая же, как и все остальные страны, в ней нет ничего особенного».
Джонсон, который поддерживает идею выхода Соединенного Королевства из Евросоюза, заявил, что Евросоюз — это попытка вернуть «золотую эпоху мира и процветания под властью римлян»: «Наполеон, Гитлер и многие другие пытались это сделать, и это всегда заканчивалось трагически».
Бывший мэр Лондона давно придерживается мнения, что своими корнями Евросоюз уходит в гитлеровскую Германию. В своей колонке 2002 года он объяснил это так: в 1942 году на конференции в Берлине высокопоставленные политики обсуждали идею Europaeische Wirtschaftgesellschaft — европейского экономического сообщества — которую позже подхватил Альберт Шпеер (Albert Speer), личный архитектор Гитлера и один из его министров. Идея заключалась в том, чтобы упразднить таможенные сборы и объединить европейскую экономику под руководством Германии. И Джонсон прав. Тем не менее, один из заклятых врагов Гитлера, Уинстон Черчилль, тоже призывал к созданию «Соединенных штатов Европы». Его речь 1946 года в Цюрихе стала продолжением давней традиции стремления к объединению континента, и одними из первых ее последователей были французский писатель Виктор Гюго и российский анархист Михаил Бакунин.
Черчилль говорил о добровольной конфедерации, главная цель которой — не допустить новой войны. Очевидно, что современный Евросоюз гораздо ближе к идее Черчилля, чем к идее Шпеера об объединении экономик на завоеванном Германией континенте.
Гитлер был националистом, и его министры рассматривали идею объединения Европы. Он ненавидел курение и писал весьма посредственные акварели. Все эти черты позволяют нам сравнить его с множеством людей — и, таким образом, глубоко их оскорбить, потому что Гитлер ко всему прочему еще и уничтожил миллионы людей. Однако повода обижаться на самом деле нет: спокойное обсуждение подобных сравнений приводит к пониманию их бессмысленности, поскольку они слишком общи, чтобы иметь какое-либо значение.
А такие обсуждения необходимы, потому что лишь немногие из ныне живущих людей до сих пор помнят ужасы нацизма. Для большинства людей, которые упоминают о Гитлере, и для их слушателей лидер нацистов является некой абстрактной фигурой, воплощающей зло — кровожадный владыка. Его образ — это пустая оболочка, которую можно наполнить любым смыслом. Для современных немцев, которые проделали огромную работу над своим прошлым, такое положение вещей недопустимо. Когда в этом году в Германии был переиздан труд Гитлера «Mein Kampf» — впервые с момента окончания Второй мировой войны, с 3,7 тысячи научных комментариев, объясняющих его характер, идеологию и действия — книга моментально стала бестселлером. Люди хотят больше узнать об истинных взглядах Гитлера и о его личной истории. Как только они узнают о нем больше, они, возможно, захотят проводить аналогии с современными политиками — но это должны быть информированные аналогии.
Годвин сформулировал свой закон, как он сам объяснил, чтобы было труднее превращать Холокост в банальное клише. Тем не менее, он никогда не утверждал, что какие-либо аналогии с нацизмом были неуместными или безвкусными. «Я не имею в виду, что сравнение всегда является необоснованным, — объяснил он в интервью изданию New York Magazine в 2013 году. — Я имею в виду, что, когда вы проводите такую аналогию, задумывайтесь над тем, что вы говорите, потому что она несет в себе огромную нагрузку, и, если вы собираетесь ссылаться на какой-то определенный исторический период, будьте готовы взять на себя эту нагрузку».
Это относится в первую очередь к таким людям, как Зорькин и Джонсон, которые упоминают Гитлера в своих политических заявлениях. Но это в той же мере относится и к тем, кто полностью отвергает возможность подобных аналогий. Нет ничего плохого в том, чтобы говорить о нацизме и Гитлере. Только обе стороны должны быть готовы к тому, чтобы вывести дискуссию за рамки пустых мемов.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 0 Лёня уже не торт. 
| 0 Из уст американского еврея вся эта демагогия звучит особенно пустопорожне. 
| 0 Господин Бершадский великолепный демагог. Название его статеи, как правило, не связано с содержанием. Давайте пристльнее взглянем на постфашистские современные государства,политическое устройство которых , я называю фашизмом с гуманным лицом.Следует иметь в виду,что гуманным оно являеется только в аспекте маскировски,демагогического прикрытия и привлечения широкой публики. В поведении США гораздо больше общего с Гитлером , чем Бершадский видит..Исключительность безусловно присутствует в каждой культуре, в каждой стране.Это основа культурноого богатства человечества. Признаком фашизма она является толюько в том случае,когда она станоовиться генеральной линией поведения страны , определяющей все аспекты поведения государства внутри и во вне, во взаимоотнашениях с остальнын миром.Я думаю,что никто не станет отрицать, что это характерно для США. Следствием такого самосознания становятся доминиирующие претензии этой страны на мировое господство. Обама подверждает это своим заявлением ,что США должны и будут опредеелять правила торговли в мире.Это заявление подтверждается попытками создания глобальных торговых обьединений в Азии и Европе под управлением США. Интересно,что мир не сделал правильных выводов из дела Сноудена о глобальноий слежке. Не понали,что все действия США явьяются глобальными и всеохватывающими.Возьмирэте управление сателитными государстваМИ, которым дают видимость свободы действий,глобалный захват Америкой средств массовой коммуникации, которые во все мире говорят языком ЦРУ,наконец НАТО. Если вы обратитесь к внутреннеей политике США то вы обнаружите однопаРТийныя систему с двумя фракциями Республиканской и Демократичаеской,( это было обнАЗружено Н. Хомским), выборы,управляемые деньгами Уолл Стрита, корруммированные законодательные органы.Когда то реально многопартийная система с соц. и ком .партиями уничтожена,публику превратили в пассивное быдло с промытыми мозгами, в созданниии которой участвуют бессовестные журналисты подобные Г-ну Бешрадскому. Вспомните активность американского народа в период борьбы с рассизмом , и против Вьлетнамской войны. Сегодня ,когда Обама подвел мир на грань уничтожения, народ,словами Пушкина безмолствует.Существут страшные цифры , разоблачающие Американскй фашизм.Называют 30 миллонов убитых Америкой начиная с 1941 года 7 миллиомов американцев умерли от голода в Великую Депрссию,миллионы невоенных немцев и японцев были сожжены заживо во 2й Мировой,10 миллионов в Корейской войне ,3 миллиона во Вьетнаме,миллион в Ираке,никто не знает сколько в Латинской Америке. Все нео фашиские страны страны претендуют на наличие особых ценностеь.это исключительные ценности,которые должен принять весь мир.Все осталные недоноски, кто их не примет должен быть уничтожен как несчастный Каддафи. 
| 0 Первый шаг по пути зла - отрицание его существования. 
| 0 леня спекулянт. >Это относится в первую очередь к таким людям, как Зорькин и Джонсон, которые упоминают Гитлера в своих политических заявлениях. >В этом смысле вера американских политиков в то, что их страна особенная, сравнима с древнеиндийской концепцией исключительности и с современной российской вариацией этого тезиса. казалось бы все правильно. но есть нюанс. американская исключительность подразумевает руководящую роль и право навязывать другим свои хотелки. наша же подразумевает, что, вообще то говоря, все страны и народы исключительны, и это хорошо. и навязывать другим свои правила и ценности ни к чему хорошему не приведет. это может (и приводит) к расколу общества. конечно гуманизм - это замечательно. но движение к нему должно быть постепенным и внутренним для общества. сейчас считается неприемлимым применение пыток или избиений задержанных. но если бы начали что то там бормотать о гуманизме сотрудникам охранки и чк, они бы над вами просто посмеялись. и не потому, что они были маньяки, тогда все были такие. буквально незадолго до этого отменили телесные наказания (кстати зря), позорный столб и прочие веселости. так что да, леня уже не торт. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 ню-ню, американская исключительность подразумевает руководящую роль и право навязывать другим свои хотелки.------- Бред Каждое государство пытается навязать другим свои хотелки И это нормально Штатовцы применяют свою военную силу лишь против стран нападающих на другие страны или вырезающие свое собственное население 
| 0 sergy, да да, пральна кровавый тиран альенде, ужасный президент гренады, добрый и ласковый батиста, любящий до невозможности курдов эрдоган. и наконец ужасающий асад младший. есть что ответить? дальше подмахивай своему баклажану. 
| -2 Это относится в первую очередь к таким людям, как Зорькин-- Российский официоз постоянно мелет всякую чепуху Зорькин здесь не исключение Поэтому в России на него никто внимания и не обращает Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 0 sergy, вы видимо можете пойти работать в российский официоз. 
| 0 0ncnjqybr, Есть конкретные предложения?-) 
| 0 sergy, я смотрю, вы сами из официоза. 
| 0 "Однако германскую исключительность эпохи нацизма выделяет то, что она сопровождалась расцветом геноцидальной идеологии расизма. Концепции уникального пути и уникальной роли той или иной нации необязательно перерастают в преступления, по масштабам сравнимые с преступлениями нацистов." Штатцы зря волнуются - они справятся: "... в книге Гровса описываются критерии, по которым он выбирал цель. Хиросима ему нравилась не так сильно, как древняя столица Японии Киото. И знаете, почему? Вот прямая цитата: «Тем не менее Киото сохранял для меня притягательность в основном из-за его большой площади, допускающей оценку мощности бомбы. Хиросима с этой точки зрения нас не вполне устраивала». Если кто не понял, то американцы не понимали точно, какова мощность того, что они собираются сбросить. И если город вроде Хиросимы окажется уничтожен полностью, то тогда не очень понятно, как оценить мощность — не с чем сравнить. Поэтому нужен город заведомо большей площади, чем могла быть разрушена. Такая вот логика. Впрочем, среди посвящённого в планы начальства США нашлись-таки люди, объяснившие Трумэну культурное значение Киото." russian.rt.com/opinion/305052-hirosimskii-sindrom 
| 0 "Годвин сформулировал свой закон, как он сам объяснил, чтобы было труднее превращать Холокост в банальное клише" А может, Годвин просто умнее Брешитского и не любил трепочей?
Показать новые комментарии (0)Владимир
Консервативный реакционер
starik39
jadefalcon
ню-ню
sergy
ню-ню
sergy
0ncnjqybr
sergy
ню-ню
0ncnjqybr
0ncnjqybr
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)