В прошлый четверг российский президент Владимир Путин подписал новый антитеррористический закон, который, среди прочего, серьезно ограничивает миссионерскую деятельность в России. Теперь, как и в Советском Союзе, верующие смогут вести проповеди только в тех зданиях, которые принадлежат их религиозным организациям и связанным с ними институтам. Нарушителям грозит крупный штраф. Кроме того, закон ужесточает контроль государства над российскими интернет-провайдерами.
Легко и просто говорить о том, что в этих событиях виновата российская коммунистическая история, однако у взаимоотношений церкви и государства в России история — намного более долгая и серьезная.
«Гармоничные отношения» между церковью и государством
В отличие от американских идеалов религиозной свободы и отделения церкви от государства, в России на последние события очень сильно повлияла концепция «симфонии», или узаконенных «гармоничных отношений между Русской православной церковью и государством. Такая нарочитая связь между церковью и государством позволяет православной церкви пользоваться всеми сопутствующими привилегиями политических преференций, и подпитывает уникальное русское национальное самосознание. Принятый недавно закон очень многое делает для сохранения такого статус-кво, накладывая серьезные ограничения на неправославные христианские общины и организации в России. По сути дела, их миссионерская деятельность становится противозаконной и будет подвергаться постоянному наблюдению и контролю.
В США такой закон немыслим, однако в России эта мера вытекает из долгих и непростых взаимоотношений между церковью и государством. Покойный Макс Стэкхаус (Max Stackhouse), ставший крупным специалистом по вопросам веры в эпоху глобализации, отмечал: «Невозможно понять политику Китая или Индии без обращения к конфуцианству и индуизму; невозможно понять систему государственного управления в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, не имея представлений о буддизме и исламе; невозможно понять происходящее в ЕС без обращения к наследию традиционного христианства….Мы также не сможем понять США без осознания исторического влияния протестантства». Точно так же, нельзя понять российскую политику без обращения к русскому православию и к влиянию этой веры на формирование преобладающего в русской культуре мировоззрения.
Мировоззрение в русском православии — целостное и органичное. Там нет резких разделений между различными сферами человеческого общества и ветвями власти. Православие придает существенное значение человеческой личности, однако ему чужд атомистический индивидуализм. Самым важным для этого мировоззрения является поиск смысла и цели, и русские ищут такой смысл и цель в православной церкви.
Религиозное отвращение к потребительскому обществу
Представление о том, что люди неизбежно выбирают демократию западного образца, вкусив от плодов рыночной экономики, до недавнего времени являлось краеугольным камнем внешней политики США. Согласно этой теории, когда люди переходят в средний класс, они становятся менее восприимчивыми к воинственной идеологии, и в большей степени начинают поддерживать демократические ценности. Действительно, живущие в крайней нищете люди более податливы влиянию экстремистских идеологий, однако улучшение материального положения обеспечивает лишь их физические потребности. В российской психологии глубоко укоренилась мысль о том, что у людей есть такие потребности, которые невозможно удовлетворить одними только потребительскими товарами.

После многолетних экономических невзгод при советской системе централизованного планирования россияне определенно получили относительное материальное изобилие после распада Советского Союза. Но многим такое изобилие не дало ощущение смысла, которое они искали. Обычное «продвижение наверх» не дает большинству россиян очень важное для них чувство цели. В «Основах социальной концепции Русской православной церкви», которые являются официальным церковным документом, излагаются ее позиции по общественным вопросам, а серьезные социальные недуги, такие, как алкоголизм и наркомания, названы «расплатой за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов».
Согласны вы с Русской православной церковью на сей счет или нет, но исследования современной российской истории указывают на то, что россияне ощущают потребность в «духовности» и «подлинных идеалах», которые выходят за рамки простого материального благополучия. Если материальное состояние россиянина растет, это вовсе не гарантия того, что он проявит больше склонности к западным ценностям. Например, несмотря на то, что прошлое десятилетие принесло россиянам такое благосостояние, которое не имеет себе равных в истории России, в этот период российское общество упрямо сопротивлялось западным политическим моделям, которые как будто бы как раз и обеспечивают такое благосостояние. Современная российская история последовательно показывает, что в относительно благополучные времена россияне в большей степени осознают духовную ограниченность материального процветания. В силу этого осознания россияне начинают поиски смысла и значения за пределами богатства и благополучия, хотя зачастую результатом таких поисков становятся действия, которые Запад считает нежелательными и опасными.
Национальная общность
В соответствии с давней традицией соборности, этой «духовной общности многих совместно живущих людей», россияне считают, что смысл и цель в жизни они могут в полной мере обрести только как единый народ, а не как отдельные личности. Выдающийся русский православный философ Николай Бердяев очень хорошо изложил это в своей статье «Истина православия». Православию чужд индивидуализм, утверждает философ. «Подлинная свобода духа раскрывается не в изолированной автономной личности, самоутверждающейся в индивидуализме, а в личности, сознающей себя в сверхличном духовном единстве, в единстве духовного организма, то есть в Церкви». Мощный западный упор на индивидуализм не соответствует таким исканиям. Конечно, в общем и целом россияне ценят новообретенные личные свободы и возможности, которые создаются под влиянием западных ценностей. Тем не менее, для многих в России эти индивидуальные поиски наполняются содержанием только в более крупном общественном и коллективном контексте.
Кроме того, этот контекст не может ограничиваться местными общинами, какими бы важными они ни были. В конечном итоге он должен достичь своей кульминации в российском народе как в едином целом. Разделение различных сфер человеческих усилий и деятельности, присущее западному индивидуализму, не встраивается в органичное, взаимосвязанное мировоззрение, наполненное русской православной духовностью.
Например, понятия истины и справедливости в русском языке могут быть обозначены одним словом «правда». Для англоязычного человека это две взаимосвязанные идеи, но в русском языке их очень трудно разделить. Если некий общественный порядок не воспринимается в качестве отвечающего базовым критериям справедливости, значит, что он основан на лжи. Знаменитый трактат Александра Солженицына «Жить не по лжи» является типичным примером такой закономерности русского мышления. В 90-е годы, после распада Советского Союза, когда люди видели, как их престарелые учителя копаются в мусорных баках, а молодые и богатые бандиты разъезжают в шикарных машинах, та действительность, в которой они жили, противоречила русскому представлению об элементарной справедливости. Русские видели несправедливость, и она начала ассоциироваться у них с западными экономическими моделями. Они увидели в этом разоблачение фальши западных ценностей. Сомнения в правильности западных идеалов в 90-е годы привели коммунистов к победе на парламентских выборах, а впоследствии сделали Владимира Путина главным политическим лидером в России.
Не очень частная вера
Идея о том, что вера — это личное дело каждого, глубоко укоренилась в западной культуре, и там действия общества очень редко обосновываются религиозными соображениями. Когда такие соображения все же возникают, они часто относятся к различным интерпретациям религиозной свободы, как в деле компании Hobby Lobby, которое в 2014 году рассматривал Верховный суд. В России все иначе.
Историк Игорь Евлампиев, исследующий вопросы русской философской мысли, назвал поиск скрытого смысла, вытекающего из христианских идей, самым важным мотивом русской мысли. С ним согласна Русская православная церковь. Что характерно, в «Основах социальной концепции Русской православной церкви» секуляризм рассматривается в том же разделе, что и международные отношения. Это свидетельствует о том, что церковь считает секуляризм зарубежной идеей. В этом документе говорится: «Церковь стремится к утверждению христианских ценностей в процессе принятия важнейших общественных решений как на национальном, так и на международном уровне». Далее там звучит призыв признать легитимность религиозного мировоззрения «как основания для общественно значимых деяний (в том числе государственных) и как существенного фактора, которые должны влиять на формирование (изменение) международного права и на деятельность международных организаций». Из этой формулировки становится ясно, что Русская православная церковь совершенно открыто считает себя политической силой, и эта точка зрения перетекает в русскую культуру. Мнение о христианской вере или о любой другой вере как о частном деле противоречит культурным традициям России. Скорее, Россия видит в вере изначально общественное и политическое явление, и россиянам нет нужды признавать нынешнее состояние русского православия в качестве фактической государственной религии, чтобы серьезно воспринимать данные традиции.

Конечно, кто-то может возразить, что на протяжении 70 лет господствующей идеологией в России было не христианство, а светский коммунизм. Однако коммунизм в России вполне осознанно принял некоторые внешние атрибуты религии, в том числе, догматические убеждения, канонические символы, рабскую преданность и ритуальные сборища. Сделано это было для установления культурного контроля. В советскую эпоху светский коммунизм в России меньше пытался искоренить, и больше сам старался стать такой религией. Последовавшая незамедлительно после краха коммунизма десекуляризация показывает, что объявленные коммунистические светские идеалы так и не закрепились в стране. А поскольку Россия не сумела создать в 1990-е годы нейтральное в религиозном и идеологическом плане общественное пространство, можно говорить о том, что христианские религиозные идеалы по-прежнему очень сильно влияют на российскую культуру.
Демонстрация культурного единства
Россияне не восприняли в полной мере три черты западной культуры, такие, как потребление, индивидуализм и секуляризм, когда после падения Берлинской стены западный образ мышления стал им лучше знаком. Конечно, россиянам нравится иметь больше личной свободы, и они обладают более богатым выбором товаров, предоставляемых западным капитализмом. В то же время, они не торопятся принимать западные ценности в той мере, когда индивидуализм превращается в самый важный культурный идеал, а потребление становится определяющим образом действия для всех слоев в обществе. Пока существует давление (часто не выраженное словами), направленное на то, чтобы сделать секуляризм, потребительство и индивидуализм новым фундаментом российской культуры, это давление будет наталкиваться на противодействие.
Одна из форм такого противодействия заключается в сближении Русской православной церкви и российского государства, ярким примером которого стал принятый недавно антитеррористический закон. Ограничивая деятельность иностранных организаций и того, что считается нероссийскими формами религиозных верований, государство все больше заручается поддержкой со стороны религии и целенаправленно демонстрирует культурное единство России перед лицом внешнего давления со стороны потребительства, индивидуализма и секуляризма. Хотя этот закон может показаться деспотичным, он действует под маской антитеррористического акта, так как это вполне вписывается в повествовательную линию о защите русского национального самосознания и прочных российских ценностей от опасного зарубежного влияния.
Чтобы понять текущий политический момент в России, необходимо принять во внимание долгую историю влияния Русской православной церкви на русскую культуру. Русская национальная идентичность связана с религиозной историей России во многом так же, как западная культура прочно связана со своей католической и протестантской историей.
Составные части кажутся знакомыми, но в результате появляются острые культурные разногласия между Востоком и Западом. Эти глубокие культурные разногласия между российской и западной культурой не признают легких ответов, и их вряд ли удастся разрешить посредством одной только дипломатии. Но признание теологических и идеологических корней этих разногласий является первым шагом.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| -9 РПЦ в статье ни к месту. Не такое уж большое значение эта (!)Организация(!) имеет влияние на культуру, самосознание и прочее. Раскрыть всю ветку (17 сообщений в ветке) 
| 3 khansolo666, а кто или что (если не РПЦ) имеет влияние на культуру, самосознание и прочее? - просветите нас, пожалуйста, товарищ. 
| 0 kirov43, окружение и менталитет. Тут 80% верующих(или сколько там?) и сколько из них ходят молиться в церковь и послушать попа? Явное меньшинство. Вы сами то там когда последний раз были? 
| 0 kirov43, и не надо путать организацию, основанную на религии и саму религию непосредственно. 
| 0 khansolo666 и сколько из них ходят молиться в церковь и послушать попа? Явное меньшинство. Вы сами то там когда последний раз были? А Вы поинтересуйтесь хотя бы сколько в моём Зеленоградском АО г.Москвы церквей-храмов? И это на население почти в 230тысяч!!! Даже имея большое желание, - не всегда получится. Передергивать не надо. 
| 0 khansolo666и не надо путать организацию, основанную на религии и саму религию непосредственно. Сударь! Вы скатываетесь к схоластике о курице и яйце. 
| 0 kirov43, прошу прощения, но наши корни - в язычестве. Христианство - еврейство и гречество. Хотя их влияние на русскую историю - огромно 
| 0 gambler, "наши корни - в язычестве. Христианство - еврейство и гречество. Хотя их влияние на русскую историю - огромно" - я не знаю с кем Ваши корни, это каждый решает сам. Подумайте: - по какой причине до н.э. римский Император Константин изначально чтил Митру (бога солнца), но первым выбрал Христианский путь, предвидя будущее. - Почему Князь Владимир - язычник выбрал Христианство и Крещение Руси? - Почему они сделали много для своих народов и добились жить в веках в нашей памяти? - Подумайте, прежде чем говорить. А деление христиан по нациям оставьте для других бесед, оно здесь просто неуместно. 
| 2 khansolo666, "и не надо путать организацию, основанную на религии и саму религию непосредственно" - вот ваша дилемма и нарисовалась, а то начали с места в карьер, сразу на личности перешли. Хороший подход, если хочешь разрушить: отделить Веру от Церкви, Господа от паствы и сплясать на проблемах с понятиями. Да только старания ваши напрастны, нерушимо единение это, коль Вера в сердце человека есть, независимо ходит он в Храм Божий или нет. 
| 0 kirov43, Хороший подход, если хочешь разрушить: отделить Веру от Церкви, Господа от паствы и сплясать на проблемах с понятиями. Не соглашусь. В христианстве есть масса течений, некоторые отрицают церковь как посредника и не отрицают веру. 
| 0 kirov43, почем опиум для народа? 
| 0 Hando, "почем опиум для народа?" - Остап Бендер в исполнении Андрея Миронова тоже мой любимый персонаж, но я же его не цитирую к месту и не к месту. 
| 3 khansolo666, 1000 лет влияния. через попов непосредственно, через монастыри и всяких старцев и юродивых чуть опосредовано, через литературу и живопись, которые бились над эстетикой православной, а вы все к воцерквленности и посещению личному мест культа. при комуняках тянулись за вербой вереницы через речку, типа погулять, типа просто родных помянуть на пасху на кладбища, это когда действительно храмов не хватало. не надо отрицать очевидного, культура и обычаи пропитаны православием в России. 
| 0 Айдатик, на пасху ходить на кладбище большой грех, а за вербой ходили открыто и ни от кого не прятались. А ещё народ обожает масленицу отмечать, языческий праздник не угодный вере. Идолопоклонствос. 
| 6 khansolo666, вообще-то русский народ сформирован православной религией из кучи разных языческих племен - полян, древлян, дреговичей и т.д. Православное мировоззрение для нас характерно, даже если лично вы плюетесь в Русскую церковь, ваша мораль и ценности, скорее всего, православные (если вы не сатанист и не сектант). А.Дж.Тойнби назвал Россию восточнохристианской цивилизацией, наследницей Византии. Даже коммунистическая идеология, при всей показной ненависти к церкви, имеет очень много общего с православием. 
| 0 ExComandante, возможно. 
| 0 khansolo666, как же не имеет? на живопись например очень огромное влияние оказала иконопись, это огромный пласт культурного наследия, многие иконы (если написаны были людьми, а не явлены) позволяют многое узнать о технике и красках своего времени. также как и есть прямое влияние православных традиций на архитектуру, литературу, философию, музыку 
| 0 юдебольшевик, "Не соглашусь. В христианстве есть масса течений, некоторые отрицают церковь как посредника и не отрицают веру." - вы всё о материальном... оставьте спор. 
| 6 "В отличие от американских идеалов религиозной свободы и отделения церкви от государства" -------------------- посмотрите - ещё один знаток! - а что начал первым делом? сравнивать нашу Церковь со своими американскими мерками. Шел бы автор со своими лицемерно лживыми понятиями "истины и справедливости", к своим идеалам - лапшу философии развешивать. 
| -5 "Например, понятия истины и справедливости в русском языке могут быть обозначены одним словом «правда»." Вот не попавшим депутатам в следующий созыв Госдумы, выплатят по полтара миллион рублей и еще какие-то отступные. Семье погибшего пожарника, который спасал людей, выплачивают по миллиону рублей. А у арестованного Бога Кузи изъяли сорок три миллиона. Пойди и разберись, где эта правда.. Раскрыть всю ветку (14 сообщений в ветке) 
| 2 МужикКакойта, что то вы все понятия статьи сегодня на зелёные бумажки разложили, духовных мерил на тему "глубокие культурные разногласия между российской и западной культурой " совсем не осталось? - а между порочим автор алчет ответов именно на это. 
| 0 kirov43, Я от религии далёк. А какие у нас с ними культурные разногласие то? 
| 1 МужикКакойта, "А какие у нас с ними культурные разногласие то?" - да бесяцкого у них там много. 
| 0 kirov43, Вот если брать балет, то есть русский классический, есть современный, есть даже американский. И все смотрят какой больше нравится без разногласий. В литературе, искусстве, живописи тоже без разногласий справляются, отдавая дань своему предпочтению и т. д... А святые отцы сами там пусть решают, когда Иисус родился, а когда пасху надо отмечать... 
| 0 МужикКакойта И все смотрят какой больше нравится без разногласий. В литературе, искусстве, живописи тоже без разногласий справляются, отдавая дань своему предпочтению и т. д... Это в искусстве нет разногласий???? До мордобоя, плевков, так скажем, в лицо, битого стекла в пуантах и кислоты в глаза. 
| 0 юдебольшевик Не путайте. Это околокультурные разборки. С культурой это не имеет ничего общего.. 
| 0 МужикКакойта, "Вот если брать балет" - Да уж... вот если бы всё было просто как балет - смотришь и наслаждаешься. это, наверное, не при нашей жизни :) 
| 2 МужикКакойта, Ты сознательно ставишь знак равенства между сектантом и жуликом Кузей, тьфу....и РПЦ? И другими сектами, типа, саентологи, иеговисты...которые существуют на американские деньги и которые не имеют никакого отношения к религии? Я давно ждала закона, которые бы запретил эти иностранные шарашки, которые калечут людей, зомбируют, разрывают между семьями. 
| 0 Мадам де Монтеспан, А чем РПЦ отличается от других приходов? Так же как и Кузя - дурят людей. Просто вы приверженца одной из них.. 
| 0 Если в церкви главой является Христос, то это церковь, а если главой является пастор, апостол, первосвященник и др. - это секта. Если пожертвования уходят кучке руководителей - это секта, а если на эти пожертвования помогают неимущим, поддерживают миссионеров Христа, то это церковь. Секта, по определению - неофициальное политическое и религиозное направление, чаще - иностранное. 
| 0 1) В группе Вы найдете именно то, что до сих пор напрасно искали. Она знает абсолютно точно, чего Вам не хватает. 2) Уже первая встреча открывает для Вас полностью новый взгляд на вещи. 3) Мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему. 4) Трудно составить точную характеристику группы. Вы не должны размышлять или проверять. Ваши новые друзья говорят: "Это невозможно объяснить, Вы, должны пережить это - пойдемте сейчас с нами в наш Центр". 5) У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину. 6) Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные. 7) Критика со стороны не членов группы считается доказательстве ее правоты. 8) Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его. 9) Ваша группа - это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничает с группой или не позволяет ей спасать себя. 10 ) Вы должны немедленно стать членом группы. 11) Группа отграничивает себя от остального мира, например одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений. 12) Группа желает, чтобы Вы разорвали свои "старые" отношения, так как они препятствуют Вашему развитию. 13) Ваши сексуальные отношения регламентируются извне. Например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание. 14) Группа наполняет все Ваше время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями... 15) Очень сложно остаться одному, кто-то из группы всегда рядом с Вами. 16) Если Вы начинаете сомневаться, если обещанный успех не приходит, то виноваты всегда окажетесь Вы сами, поскольку Вы якобы недостаточно много работаете над собой или слишком слабо верите. 17) Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению. "Если хотя бы один признак кажется Вам знакомым, будте осторожны!" И да, я приверженница православной Церкви, но не правил секты, которые здесь перечислены и вижу разницу. А кто ее не увидит, может легко попаться в лапы сектантов. 
| 0 Мадам де Монтеспан, А теперь замените слово - "группа" на слово "Церковь" и вы узнаете себя.. Кстати, когда попы берут за отпевание и крещение - это нормально? Попы с послушницами в спорткарах - это нормально? От них нет никакой пользы в плане социума и экономики - это нормально? Бизнес они имеют и не платят налоги - это не нормально.. Для чего они нужны? Наш мир без всяких церквей и сект будет куда добрей. Именно они ненависть сеют в сердца людей стравливая друг на друга. А войн будет куда меньше... 
| 0 Мадам де Монтеспан, согласна с вами как только в нашей стране принимается нужный закон, который ведет к очищению нашего общества от тлетворного влияния (неважно кого - геев ,сектантов, терроистов) - сразу в иностранных сми поднимается возмущенный оплаченный вой о нарушении свобод ,демократии и тирании в России! Становится труднее вносить деструктивные изменения и конечно это неимоверно злит Запад вкупе с США 
| 4 МужикКакойта, притча такая есть: Пошел один человек по земле Правду искать, долго ходил, набрел на хижину и сидит она там, Правда, увидел ее человек и ужаснулся: Что ты страшная такая, что я людям скажу? - А ты им соври, усмехнулась Правда. 
| 0 Не согласен с автором, который обобщает и излишне идеализирует морально-духовную сигнатуру среднестатистического россиянина. На самом деле у нас, как и везде в мире - кто во что горазд (кто может кинуть ближнего- в основном не долго думает). В этом смысле Православие по большому счету не при чем, тем более в такой многонациональной, и многоконфессиональной стране. Общенациональные черты формируют история, закон и уровень цивилизованности. Вот в этом и есть наше отличие от других. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 звездочет, скорее погоды. а уже все остальное из них. 
| -10 "Конечно, россиянам нравится иметь больше личной свободы," Таким россиянам, как Яровая лучше бы всех распихать по зонам, заставив работать за миску баланды в борьбе с международным терроризмом. Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 5 inegeld, как только появляется понятие "свобода" - ищи звезднополосатые уши :) Какая площадь, какой размах мысли, какая красотищща, просторы, речка, небо голубое, это всё моё родное, аж дух захватывает - а вам свободы не хватает, вы с зоны что ли пишите? 
| 0 kirov43, а вам свободы не хватает, вы с зоны что ли пишите? А у вас есть сомнения? 
| 1 inegeld, А как же самая демократическая страна на свете? Пакет Яровой нервно курит в стороне по сравнению с Патриотическим актом. Вы можете меня осудить, но я нашел очень полезным послушать Яровую и ее комментарии по закону на Вести ФМ пару дней назад. 
| 3 Русская Православная Церковь всегда была и будет "внутри государства и под государством". Католическая, - над государствами, с "ярлыками на государственность от Папы". Отсюда и Папа-Бог на Земле (первое противоречие между православием и католицизмом). По статье почему-то вспомнился поп-расстрига Кузьма Кузьмич из "Хождение по мукам" А.толстого: "Глядя однажды с мелового холма на станицу, раскинувшую привольно белые хаты по сторонам длинного пруда, он говорил: - В массе человек в наше время может быть опасен, особенно для тех, кто сам не знает, чего хочет. Непонятно это и подозрительно: не знать, чего хотеть. Русский человек горяч, Дарья Дмитриевна, самонадеян и сил своих не рассчитывает. Задайте ему задачу, - кажется, сверх сил, но богатую задачу, - за это в ноги поклонится... А вы спуститесь в станицу, с вами заговорят пытливо. Что вы ответите? - интеллигентка! Что у вас ничего не решено, так-таки ничего, ни по одному параграфу... Он достал из кармана мешочек с солью, побросал на ладони картошку, дуя на пальцы, разломил ее и подал Даше. - Я прочел огромную массу книг, и этот груз лежал во мне безо всякой системы. Революция освободила меня из монастырской тюрьмы и не слишком ласково швырнула в жизнь. В удостоверении личности, выданном мне одним умнейшим человеком - саратовским начальником районной милиции, у которого я просидел недельки две под арестом, - проставлено им собственноручно: профессия - паразит, образование - лженаучное, убеждения - беспринципный. И вот, Дарья Дмитриевна, когда я очутился с одним мешочком соли в кармане, абсолютно свободный, я понял, что такое чудо жизни. Бесполезные знания, загромождавшие мою память, начали отсеиваться, и многие оказались полезными даже в смысле меновой стоимости... Например - изучение человеческой ладони, или хиромантия, - этой науке, исключительно, я обязан постоянным пополнением моего солевого запаса. - Великое дело, граждане командиры, мыслить большими категориями. Что хочу сказать? Спасибо революции за то, что оторвала нас от унылых мелочей. Богоравное существо, человек, предназначенный к совершению высоких задач, - как Орфей струнами лиры оживлять камни и усмирять бешенство дикой природы, - человек этот при коптящем ночнике муслил кредитки и ум, как бы ловчее объегорить соседа... Спасибо вам, - разбили убогое житие, будь ему нелегкая память... Муслить больше стало нечего, хочешь не хочешь перестраивайся на высокие темы... В доказательство моей искренности вот... (Он вытащил мешочек с солью.) Вот единственная моя собственность, больше мне ничего не надо, остальное или прошу, или ворую. Но, граждане командиры, хочу с вами поспорить... Боретесь вы счастья ради человека, а человека-то часто забываете, он у вас пропадает между строк. Не отрывайте революции от человека, не делайте из нее умозрительной философии, ибо философия - дым: приняв чудный облик, он исчезает... Вот чем объяснимо мое участие в судьбе этой женщины: в ней я перелистываю увлекательную и поэтическую повесть, как, впрочем, и в каждом человеке, если подойти к нему с любопытством, с жаждой... ВЕДЬ ЭТО ВСЕЛЕННАЯ УХОДИТ ПЕРЕД ВАМИ в драной бекеше и в опорках". 
| 7 с чем то согласен, с чем то нет, но статья грамотно написана, одно это уже радует, дает человеку задуматься и поразмышлять а взгляд на православие не обязательно должен совпадать с точкой зрения автора 
| 3 и их вряд ли удастся разрешить посредством одной только дипломатии. __________________ Огнем и мечем вы уже несли свои ценности в мир (Крестовые походы). Здесь можно и отгрести. 
| 6 Россия — другая христианская нация ========== Культ золотого тельца не для россиян 
| 9 Ничего не имею против РПЦ - каждый находит в церкви то, что ищет. Но секты всякие, типа сайентологов и др. надо прикрывать.
Показать новые комментарии (0)khansolo666
kirov43
khansolo666
khansolo666
Алексей (Крюково)
юдебольшевик
gambler
kirov43
kirov43
юдебольшевик
Василий Васин
kirov43
Айдатик
юдебольшевик
ExComandante
khansolo666
МосковскийПатриот
kirov43
kirov43
МужикКакойта
kirov43
МужикКакойта
kirov43
МужикКакойта
юдебольшевик
МужикКакойта
kirov43
Анфисонька
МужикКакойта
Анфисонька
Анфисонька
МужикКакойта
МосковскийПатриот
alexyu
звездочет
ню-ню
inegeld
kirov43
юдебольшевик
Rabbid
Алексей (Крюково)
Грац
den-alexey
Ghost Buster
Светланка
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)