Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Большой» — запредельное послание

Каким-то чудом в одном месте встретились Валерий Абисаилович Гергиев, Срболюб Динич, Роман Симович, Милияна Николич…

© РИА Новости Евгений Биятов / Перейти в фотобанкДирижер, художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев
Дирижер, художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Фестиваль русской музыки «Большой» — важное для культурной жизни Сербии событие и один из крупнейших культурных проектов в рамках программы социальных инвестиций Газпром-нефти в стране. Оригинальный формат и участие звезд классической музыки способствует укреплению музыкальных, духовных и личных связей между Сербией и Россией.

Каким-то чудом в одном месте встретились ученик Ильи Мусина Валерий Абисаилович Гергиев, величайший из живущих дирижер и человек с волшебными талантом, а также Срболюб Динич, известный на весь мир дирижер и пианист, скрипач Роман Симович, концертмейстер Лондонского симфонического оркестра, и одно из лучших в мире меццо-сопрано Милияна Николич. Еще большее чудо то, что они встретились не в «Ла Скала» в Милане и не в Венской опере, а на златиборской площадке. Ясно, что за всем этим должен стоять человек, который давно решил разогнать глобалистский туман и сохранить в нетронутом виде исконные ценности, и который, пусть зачастую действуя в одиночку, не упорно отказывается от этого замысла. Речь идет, разумеется, о режиссере Эмире Кустурице, идейном вдохновителе фестиваля классической музыки «Большой», который уже в пятый раз прошел с 13 по 15 июля в Дрвенграде при поддержке Газпром-нефти.


Между небом и землей


Чайковский. «Увертюра 1812». Симфонический оркестр «Большой». Виртуозы и студенты сербских музыкальных академий под управлением Срболюба Динича. За ними — очертания гор, закрывающих небо. Невероятное зрелище и для тех, кто здесь впервые, и для постоянных гостей фестиваля «Большой». Переплетение нот в совершенной гармонии с капризной горной природой, которая вот-вот разразится дождем, а возможно бурей, для современного человека уникальная картина, переворот и победа эстетики.


«На месте, где были окопы, и где во время Первой мировой побывали болгарские солдаты, то есть на месте, где шла война, сегодня будет открыт пятый сезон фестиваля «Большой». На нем будут не воевать, а исполнять Чайковского. И вообще для нас это настоящий небольшой юбилей», — сказал Эмир Кустурица.


После Чайковского скрипач Роман Симович исполнил произведения Шостаковича и Модеста Мусоргского. В древний город пришло чудо. Свое место здесь нашел и детский хор «Колибри», а также все те, кто в ближайшие два дня собирался побороться за Золотую, Серебряную и Бронзовую матрешку. За время фестиваля молодые таланты из Санкт-Петербурга, Тюмени, Омска, Оренбурга, Томска, Ханты-Мансийска, Муравленка, Сербии и Республики Сербской выступили перед профессиональным жюри, в которое вошли Зоран Комадина, Даниэла Йович, директор Центра музыкальных талантов из Джуприи, а также прославленный пианист, народный артист России Юрий Розум.


Для участников этот фестиваль нечто большее, чем эстетическое чудо. Для них это вызов, которому предшествовала долгая подготовка, а также драгоценный опыт, который они приобрели на мастер-классах прославленных виртуозов: Романа Симовича, Татьяны Самуил и Юстуса Грима. Особенно интересен для участников, а также гостей фестиваля был «Диалог талантов» — дневная программа фестиваля, в рамках которой участники из Сербии, Республики Сербской, России и Белоруссии вне конкурсной программы исполняли специально подготовленные музыкальные произведения.


На каком месте вы бы ни находились, из какого окна деревянного дома этнодеревни вы ни высунули бы голову, всюду до вас донеслись бы звуки фортепьяно, скрипки, виолончели, произведения Чайковского, Рахманинова и Дворжака… На минуту могло показаться, что Дрвенград сливается с этими произведениями, и невозможно, буквально недопустимо, чтобы этот совершенный союз молодости, музыки и наследия прошлого разрушился. В программе «Диалог талантов» перед гостями фестиваля выступили Алена Ростовская (сопрано, Россия), Алекса Миркович (аккордеон, Сербия), Мина Радивоевич (сопрано, Сербия), Елизавета Антонова (вокал, Россия), Александра Латинович (скрипка, Сербия) и Владислав Хандогий (фортепьяно, Белоруссия).


«Фестиваль русской музыки "Большой" — важное для культурной жизни Сербии событие и один из крупнейших культурных проектов в рамках программы социальных инвестиций Газпром-нефти в стране. Оригинальный формат и участие звезд классической музыки способствует укреплению музыкальных, духовных и личных связей между Сербией и Россией, а также формируют уникальное социально-культурное пространство двух братских стран», — заявил член правления Газпром-нефти Александр Дыбаль.


Гергиев — в завершение


Фестиваль «Большой» был также отмечен выступлением фортепьянного квинтета Романа Симовича, созданного специально для данного музыкального события и исполнившего произведения Дворжака, Шуберта и Рахманинова. На фестивале также выступила Татьяна Самуил, русско-бельгийская скрипачка, обладательница наград многих международных конкурсов, в том числе Конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе, Конкурс имени Сибелиуса в Хельсинки, международного Конкурса имени Чайковского в Москве и Конкурса Майка Хила в Новой Зеландии. На фестивале выступил также Юстус Грим, виолончелист, который за свою богатую биографию выступал в составе Английского камерного оркестра, симфонического оркестра «Ла Моне», Лондонского камерного оркестра, Рейнской филармонии, Бранденбургской и Боннской филармонии. Вечером третьего дня в программе друг друга сменяли фантастические имена мировой классической сцены. Подобной программе позавидовал бы даже самый искушенный ценитель такой музыки. Для многих непосвященных настоящим откровением стало выступление превосходной Милияны Николич, блестящей оперной певицы, которая на эти несколько дней сменила миланскую оперу «Ла Скала» на Мечавник. И, конечно же, сюрпризом фестиваля стал приезд величайшего дирижера современности — Валерия Гергиева. Под его управлением Симфонический оркестр «Большой» исполнил увертюру «Ромео и Джульетта» Петра Ильича Чайковского. На этом композиторе замкнулся круг нынешнего сезона.


Цели фестиваля, которые состоят в продвижении молодых музыкантов и укреплении культурных связей между Сербией и Россией (именно поэтому генеральный спонсор фестиваля — Газпром-нефть), то есть в укреплении истинных ценностей, давно перевыполнены. Можно сказать, что «Большой» уже превзошел заданные цели и его ежегодное проведение идейно оправдано.


Золотая матрешка из рук Валерия Гергиева


Среди участников конкурсной программы в группе от 18 до 25 лет лучшим стал сербский квинтет аккордеонистов из Восточного Сараево под названием Accordeus. Золотую награду им вручил художественный руководитель Мариинского театра дирижер Валерий Гергиев. Серебряную матрешку завоевала флейтистка Ана Малков (Нови Сад), а Бронзовую — пианистка Ивана Дамьянов (Нови Сад). В категории от 13 до 17 лет Золотой матрешки удостоилась пианистка Светлана Зверева из Санкт-Петербурга, Серебряной матрешки — пианистка Яна Яковлевич из Белграда, а Бронзовой матрешки — Виолетта Сабаева, сопрано из Омска.