Необычайный успех группы «Кренберис» (Cranberries) в США был встречен музыкальной прессой Соединенного Королевства с некоторым недоумением. Это был 1993 год, когда лучшими альбомами по версии британских изданий стали дебютный альбом группы «Свейд» (Suede), «Giant Steps» рок-группы «Бу Редлис» (Boo Radleys) и предтеча брит-рока альбом «Modern Life is Rubbish» альтернативной рок-группы группы «Блюр» (Blur). Многие недоумевали, почему из всех многообещающих рок-групп, попытавшихся завоевать популярность в США, американцы выбрали этот квартет из Лимерика.


В Соединенном Королевстве к этой группе мало кто относился серьезно. Их дебютный сингл «Uncertain» сумел привлечь некоторое внимание — он был таким возвышенным и экспериментальным, каким не сможет стать больше ни одна песня «Кренберис», а призрачные гитарные тесситуры, заводки и эхо голоса в песне «Them» указывали на то, что они сотканы из той же материи, что и такие представители шугейзинга, как «Слоудайв» (Slowdive) и «Чептерхаус» (Chapterhouse). Но потом «Кренберис» подписали контракт с крупной компанией звукозаписи и выпустили гораздо более прямолинейный дебютный альбом «Everyone Else Is Doing It, So Why Can't We?», который был забыт практически сразу после релиза. Недоумение экспертов усиливало еще и то, что американский канал «Эм-ти-ви» (MTV) активно продвигал «Кренберис», хотя они уступали «Свейд», которую подавляющее большинство считало последним писком моды в британском альтернативном роке — почему американцы отдали предпочтение этой «группе на разогрев»?


Ответ на этот вопрос, возможно, заключается в том, что ни у «Свейд», ни у других фаворитов британских критиков той эпохи не было такого сингла, как «Linger». Сегодня кажется странным, что он потерпел фиаско после релиза в Соединенном Королевстве, заняв 74-е место в рейтинге синглов. Он оказался не особенно «модным» — именно это, возможно, и повысило его привлекательность в глазах более традиционно настроенной американской аудитории и СМИ, которые искали нечто, менее напряженное и революционное по сравнению с гранжем, который к тому моменту уже зашел в тупик. Но сингл «Linger» обладал поистине бессмертной мелодией, в нем была утонченно красивая вокальная партия Долорес О'Риордан (Dolores O'Riordan) и приводящая в восторг партия струнных — этот сингл идеально подходил для того, чтобы стать саундтреком к меланхоличным сценам романтических комедий и первых танцев на свадьбах. Когда канал «Эм-ти-ви» стал активно крутить этот сингл, он быстро попал в первую десятку, и только в Америке было продано пять миллионов копий альбома, куда вошел этот сингл. Великобритания послушно последовала примеру Америки, с некоторым опозданием поставив альбом «Everybody Else Is Doing It, So Why Can't We?» на первое место.


Довольно просто забыть о том, насколько масштабным явлением была группа «Кренберис» в 1990-х годах. В Великобритании, к примеру, предпочтение было отдано брит-попу. Но ее второй альбом «No Need to Argue» по продажам опередил первый альбом, а в США он становился платиновым целых семь раз. Этот альбом показал, что группа не отошла от того стиля, который она продемонстрировала в своем дебютном альбоме — как будто чтобы заверить своих потенциальных покупателей в том, что им не стоит ожидать никаких отталкивающих стилистических сдвигов, — однако в нем появился «Zombie», гораздо более тяжелый сингл, идеально подходивший для огромных стадионов, которые они теперь собирали.


Если сильная сторона группы «Кренберис» заключалась в более мягком звучании таких треков, как «Twenty One» и «Yeats' Grave», то не было никаких сомнений в способности О'Риордан передавать тревожащее ощущение муки, проявившееся в вокальной партии «Zombie», — муки, которая брала начало в ее личной жизни. За вполне благополучным фасадом скрывалась жизнь, испытавшая прикосновение тьмы. В 2013 году она призналась, что в детстве она стала жертвой сексуального насилия, которое совершил друг их семьи, и что успех ее группы внушал ей серьезную тревогу: она призналась, что на пике их славы она чувствовала себя «больной и изможденной… Я чувствовала себя марионеткой, вещью». Она страдала от анорексии, а позже ей поставили диагноз биполярного аффективного расстройства.


По вполне понятным причинам, у группы «Кренберис» начались проблемы. Трещины начали появляться в процессе работы над альбомом «To the Faithful Departed» (1996), который в коммерческом смысле оказался неудачным: в нем были приятные моменты, однако в него также попали такие песни, как «War Child» и «Bosnia», а также ужасающая «I Just Shot John Lennon». За релизом альбома последовали отмены концертов, и появились слухи о расколе внутри группы. Альбом 1999 года «Bury the Hatchet» оказался относительно удачным по сравнению со своим предшественником, но в 2003 году группа распалась, и О'Риордан начала сольную карьеру. Она сотрудничала с Анджело Бадаламенти (Angelo Badalamenti) и выпустила несколько незамеченных критиками сольных альбомов, прежде чем в 2009 году «Кренберис» воссоединились.


Несомненно, личные разногласия между членами группы никуда не исчезли. О'Риордан пыталась судиться с гитаристом и автором текстов Ноэлем Хоганом (Noel Hogan), но затем отказалась от этой затеи. Она также занималась активной деятельностью за пределами группы: D.A.R.K. оказался интригующе готическим проектом, основанным бывшим басистом группы «Смитс» (The Smiths) Энди Рурком (Andy Rourke), в котором О'Риордан снова выступила в более мрачной роли, чем в большинстве хитов «Кренберис».


Тем не менее, в альбоме «Кренберис» «Something Else» 2017 года появилась некоторая приятная обтекаемость. Он чем-то напомнил их прошлые альбомы, в определенном смысле вернув их к тому стилю, который сделал их популярными, а в великолепной версии песни «Linger» голос Долорес О'Риордан звучал как никогда свежо и чисто. Чтобы ни случилось за эти 20 лет, в свои 40 с лишним она была способна выразить болезненное ощущение тоски с той же утонченностью, что и в 20.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.