Нашумевший документальный фильм компании Netflix «Икар» рассказывает о реальных фактах, в которые тяжело поверить, с такой суровостью, что под конец чувствуешь себя разбитым. Исчезает последняя вера в чистоту спорта.
Благодаря этому ошеломляющему документальному фильму даже простые обыватели знают, что использование допинга в России было систематическим и контролировалось государством. Альтернативные трактовки кажутся невозможными.
Вполне естественно, что Международному олимпийскому комитету (МОК) и Всемирному антидопинговому агентству (WADA) надо было строго наказать Россию и наложить на страну суровые санкции. Большую и мощную державу поставили на колени.
Многих спортсменов с чистыми результатами тестов тоже не допустили до южнокорейской Олимпиады. Считалось, что государственная допинг-система так или иначе затронула всех российских спортсменов, участвовавших в сочинской Олимпиаде 2014 года. Поэтому в Пхёнчхан не поехали такие звезды лыжного спорта, как Сергей Устюгов, Александр Легков и Евгений Белов.
Когда МОК запретил России участвовать в южнокорейской Олимпиаде, многие думали, что держава сдастся от бессилия. От российских спортсменов, которые должны были выступать в Пхёнчхане под международным олимпийским флагом, не ждали вообще ничего, поскольку стране пришлось отправить на соревнования практически второй состав.
Тяжело поверить в то, что россияне вернулись на вершину лыжного спорта именно в Пхёнчхане. Убедительно.
Российские олимпийские спортсмены взяли в лыжном спорте восемь медалей, а также заняли достойные места. Важнейшие достижения зимней Олимпиады-2018 для России — это медали за женскую и мужскую лыжные эстафеты и медали в мужском масс-старте на 50 километров.
Россия всегда теряла свои таланты. Однако теперь в стране были найдены новые «лекарства» для решения этой проблемы.
И речь идет не о допинге, как все сразу подумали. Совсем не об этом.
Индивидуальный подход
В российских лыжных гонках большую роль играет преемственность. Мы знаем много легенд — как мужчин, так и женщин, например, Елену Вяльбе, которая тоже приехала в Пхёнчхан. Однако за прошедшее десятилетие успехи были незначительными, особенно у женщин.
Проблема не в нехватке талантливых спортсменов, их в большой стране достаточно. В российском лыжном спорте по-прежнему была тень коммунизма — на уровне юниоров сохранялись старые региональные системы тренировок. Это гарантировало, что российская молодежь практически всегда показывала поразительные результаты на Молодежных чемпионатах мира.
Проблемы начинались именно на этом этапе. В России исчезли дарования в возрасте двадцати лет и старше. Главная причина заключалась в слабой системе тренировок, в которой не учитывались индивидуальные особенности спортсменов. Это наследие тех времен, когда существовало понятие железного занавеса.
Спортсменов готовили под внимательным контролем авторитарного тренера, в основном по системе общих тренировок. В лыжных кругах страны никто не хотел открывать глаза на факты: то, что подходит одному, может не подходить всем.
Позже глаза все-таки открылись. Полностью.
«Главная причина возвращения России на вершину лыжного спорта заключается в том, что сейчас в стране понимают идеологию подготовки, в которой учитываются индивидуальные качества спортсменов. Теперь есть не одна группа, а несколько, и у каждой — собственный тренер. Группы обмениваются опытом», — говорит специалист по вопросам лыжного спорта газеты Ilta-Sanomat Харри Кирвесниеми (Harri Kirvesniemi).
Теперь главное внимание уделяется личности. Российская культура тренировок стала более международной. В создание условий для тренировок вкладывают большие суммы.
Лыжная техника тоже стала значительно чище. Россияне больше не пытаются выиграть гонки, истязая себя на подъемах. Нечестных приемов больше нет, и российский традиционный лыжный стиль теперь тоже можно назвать западным и красивым.
Кто такой Крамер?
Для того, чтобы изменить российскую систему тренировок, понадобился человек из Германии. Этим занялся господин по имени Маркус Крамер (Markus Cramer).
Тренировавший последние годы и Устюгова тоже, Крамер сумел — при поддержке Вяльбе — заставить замолчать консервативные рупоры. Именно благодаря влиянию Крамера новое российское поколение тренируется с учетом индивидуальных особенностей спортсменов.
Но как же мы можем поверить в то, что он продвигает Россию вперед без применения допинга?
Ответить на этот вопрос невозможно. Пока не доказали обратное, Крамер и нынешние олимпийские спортсмены России чисты. И точка.
Пожалуй, стоит спросить — в интересах правовой защиты спортсменов — о «чистоте» финских спортсменов. Призрак Игр в Лахти 2001 года все еще не забыт (тогда финская лыжная сборная была уличена в использовании допинга — прим. перев.).
Важно понять, что допинг больше не гарантирует преимущество. На вершину лыжного (в том числе) спорта попадают упорные и твердые как кремень спортсмены.
«Империя нанесла ответный удар» в Южной Корее по-настоящему.