Старочеркасск/Ростов. Мечта всей жизни Михаила Солдатенко почти готова, стоит на лугу на берегу большой реки.


Место называется «Монастырская деревня», хотя здесь уже давно нет ни монастыря, ни деревни. Сейчас на их месте — белая часовня. Ее надо оштукатурить и покрасить внутри, но уже собрано много икон, и часовня даже используется для отпевания умерших.


Мы находимся в нескольких километрах от старой казачьей столицы, Старочеркасска, недалеко от крупного города Ростова на юге России. Были собраны деньги, и на том месте, где когда-то была казачья деревня, возведена маленькая часовня. В 1644 году деревню уничтожили турки, но у местных донских казаков хорошая историческая память.


«Мы — христиане, поклоняемся только кресту, а не большим памятникам», — говорит Михаил Солдатенко, который работает над проектом с 2000 года и сейчас улыбается во весь свой золотозубый рот.


Памятник, который он имеет в виду, стоит прямо рядом с часовней и относится к советским временам. Он поставлен в честь красноармейцев, которые обеспечили коммунистам контроль над этим регионом. Но это не было передачей власти, о которой местные казаки вспоминали бы с удовольствием.


«В советское время казаки подверглись геноциду. Советская власть уничтожила три миллиона казаков», — говорит Александр Боровлев, молодой казак.


Откуда точно произошли казаки, и сколько их было убито в первые десятилетия XX века, является предметом дискуссий.


Представители народа, который жил в степях у Черного и Каспийского морей, были отличными наездниками и образовывали вольные сообщества. Своих руководителей, так называемых атаманов, они сами выбирали на определенный срок на сходах на площади в Старочеркасске.


Начиная с 17-го века и далее формировалось казачье войско, лояльное по отношению к царю.

© public domain,
Русские казаки, 1880-1900 гг.


«Россия многим обязана казакам. Без нас они не победили бы в своих войнах», — говорит Денис Евстигнеев, художник и активист местного казачьего движения.


Он указывает на то, что казаки были на острие экспансии Российской империи и на юг, и на восток.


«Именно казаки, а не русские покорили Сибирь», — говорит Денис Евстигнеев.


Заманили в ловушку


В Ростовской области никто не удивляется, встречая людей в традиционных казачьих шапках и одеянии. Многие ощущают свою связь с казачеством, и не облачаясь в его традиционные одежды.


Сегодня в Ростове, по оценкам Александра Боровлева, около 300 тысяч человек с казачьими корнями, примерно столько же в соседнем регионе — Краснодарском.


И в культурном, и в политическом плане казаки подвергались жестоким гонениям в советское время, хотя часть из них во время Гражданской войны в России сражалась на стороне коммунистов.


«Когда поняли, что ни на красных, ни на белых (сторонников царя — прим. JP) полагаться нельзя, было уже поздно», — говорит Александр Боровлев.


Казачество пережило мощный расцвет в конце 1980-х годов в связи с либерализацией в СССР при Михаиле Горбачеве. С тех пор казаки организовали объединения и полки во многих российских регионах.


Казаки организовали в том числе и подразделения, входящие в различные вооруженные формирования в России, например, Национальную гвардию.


Казаки также воевали в Сирии и участвовали в необъявленной войне России в Восточной Украине, которая граничит с Ростовской областью.


Впрочем, группа молодых казаков, которая водит корреспондентов «Юландс Постен» (Jyllands-Posten) по Старочеркасску, скептически относится к роли казаков как помощников российской армии и полиции.


«Поколение наших предков заманили в ловушку», — считает Александр Боровлев, ссылаясь на роль казачьих подразделений как части полиции и военного аппарата.


Казаки

На службе царю

Казаки — этническая группа, которая на протяжении нескольких веков проживает в степях, в частности, у Черного моря.

Казак по-турецки означает «свободный человек», на окраине российского государства казаки обладали определенной формой самоуправления.

С 17-го века казаки служили царю, был сформирован целый ряд весьма боеспособных казачьих подразделений.

Некоторые из наиболее известных бунтовщиков против Москвы, такие, как Стенька Разин и Емельян Пугачев — из казаков.

При коммунизме казаков подавляли, но с 1980-х годов их культура переживает расцвет.

Источники: Britannica. com, JP


Исторически отношения между казаками, которые высоко ценят самоуправление, и меняющимися власть имущими в Москве были несколько напряженными, подчеркивает Александр Боровлев.


«Казаки не хотели подчиняться Москве. Они были свободными людьми, а Москва смотрела на вещи несколько иначе».


Казаки с нагайками


Во время матчей на Чемпионате мира некоторым казакам в Ростове предстоит сыграть роль «резервной полиции». Здесь они, в частности, будут патрулировать территорию вокруг аэропорта, фан-зоны и нового городского стадиона, «Ростов Арены».


На демонстрациях против президента Владимира Путина в Москве в мае активисты подверглись нападению людей в казачьей форме с нагайками, но такое поведение не характерно для казака, считает Александр Боровлев.


«Это люди, про которых никто не знает, кто они такие. Они наряжаются и нападают на гражданских. Мы с ними ничего общего не имеем», — говорит он.

© AP Photo,
Бойцы национально-освободительного движения во время столкновений с митингующими во время акции протеста в Москве


Молодое поколение обращает больше внимания на религию и культуру, нежели на более яркие национальные и политические элементы в традициях казаков.


У Александра Боровлева — маленькая компания, которая шьет казачью одежду. Он надеется найти выход на международный рынок, к тем казачьим сообществам, которые есть и в других странах, в частности, Сербии, Германии и США, но самое главное для него — поддерживать и развивать местную культуру.


«Молодежь сильно отдалилась от традиций. И мы очень хотим это изменить», — говорит он.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.