Москва — Попытка государственного переворота в СССР с целью смещения Михаила Горбачева держала в напряжении весь мир с утра 19 августа 1991 года, завершилась несколькими днями спустя, 21 августа, арестом заговорщиков. Через два дня Горбачев признал, что не сделал «все возможное для предотвращения переворота». Вот как описывала корреспондент «Эль Паис» в Москве Пилар Бонет неудавшийся госпереворот:
Россия, которая вчера восстановила свое историческое достоинство и праздновала окончание коммунистической эры, не позволит отобрать у нее политический капитал победы над ГКЧП, державшим в напряжении весь мир, начиная с утра понедельника 19 августа. Такова была главная идея послания, с которым победивший российский лидер Борис Ельцин обратился вчера к ликующим массам людей, освободившихся наконец от призрака насилия и гражданской войны, который в течение десятилетий мешал демократическому развитию общества.
«Мы победили, — сказал Ельцин множеству людей, собравшихся вокруг него и скандировавших его имя и слово «Россия». — Путч разгромлен, его главари арестованы. Этого больше никогда не должно произойти в нашей стране».
Одетый в серый костюм и красный галстук, Ельцин наслаждался победой в окружении около 200 тысяч человек на ранее безликом месте, которое теперь стали называть площадью Свободной России.
Между тем, Президент Михаил Горбачев заявил вчера о своем намерении оставаться верным себе и Коммунистической партии, в которой он состоял всю свою взрослую жизнь, продолжая при этом движение вперед по пути демократизации. Во время встречи с работниками прессы советский руководитель высказал убеждение в необходимости действовать, начиная с этого момента, вместе с новыми политическими силами, готовыми, по его выражению, идти до конца и бороться за реформы. Президент СССР согласился, что должен был бы прислушаться к мнению Съезда народных депутатов, состоявшегося в декабре 1990 года, который отказался утвердить кандидатуру Янаева в качестве вице-президента, а Горбачев, наоборот, настоял на его избрании.
Еще одна ошибка
Горбачев также ошибся с назначением Юрия Болдырева, главы аппарата президента, который, к удивлению главы государства, без разрешения открыл дверь четырем путчистам, прибывшим в воскресенье во второй половине дня к Горбачеву в Форос, предварительно отключив у него линии связи.
Горбачев очень доверял Болдыреву и настаивал на том, чтобы Верховный Совет утвердил его в качестве члена Совета Безопасности, однако ему это не удалось.
Вчера Болдырева отстранили от занимаемой должности и заменили украинским чиновником Григорием Ревенко, сыгравшим значительную роль в разработке Союзного договора, который уже не будет подписан в редакции, подготовленной к 20 августа.
Сегодня Горбачев встречается с руководителями девяти советских республик, разрабатывавших этот текст. Среди них будет и Борис Ельцин, мужеству которого президент СССР в значительной степени обязан своим освобождением. Советский лидер выразил благодарность Ельцину и другим руководителям, возглавившим сопротивление ГКЧП и в итоге сумевшим изменить ход событий.
Тем не менее, некоторые обозреватели указывали на то, что Горбачев был слишком сдержан в своих похвалах Борису Ельцину. СССР ждет впереди глубокая перестройка властных структур, а также избавление от консерваторов, наиболее отчаянные из которых предприняли попытку госпереворота.
Добивающий выстрел
Надежды, которые Горбачев все еще возлагает на КПСС, для которой, по мнению многих, попытка переворота стала смертельным выстрелом, наглядно проявились, когда он изъявил желание, чтобы его главный советник Александр Яковлев вернулся в ряды партии. Надежды Горбачева на обновление институтов прежнего режима не подтверждаются настроениями в обществе. Вчера вечером Моссовет цивилизованно демонтировал памятник основателю КГБ Феликсу Дзержинскому.
В своем публичном выступлении Борис Ельцин заявил, что попытка переворота стала уроком для всех, в том числе и для Горбачева, и что теперь проведение реформ обеспечено. Президент РСФСР высказал благодарность гражданам, которые своей активной позицией способствовали победе, и лично упомянул майора Евдокимова, который в понедельник направил дюжину БТР на защиту здания Верховного Совета РСФСР и законности в лице Бориса Ельцина. Он также упомянул министра обороны Константина Кобеца, организовавшего оборону здания Верховного Совета РСФСР.
Ельцин сказал, что поручил вице-президенту РСФСР Александру Руцкому создать Российскую национальную гвардию. Весьма эмоциональное обращение Ельцина предусматривает вполне конкретные меры, которые должны быть осуществлены в будущем. Он объявил о том, что в административном аппарате будет проведена масштабная чистка должностных лиц, подчинившихся ГКЧП.
Ельцин напрямую обвинил аппарат КПСС в попытке переворота и сообщил, что будет ускорено упразднение партийных органов в государственных учреждениях. И, как бы подтверждая свои слова конкретным примером, президент РСФСР тут же подписал указ об упразднении партийных ячеек в Вооруженных Силах. «Партийные руководители в Вооруженных Силах открыто поддержали государственный переворот и принимали в нем участие», — говорится в указе, подписанном Ельциным. «Партийные органы толкали военных на участие в войне с собственным народом», — подчеркнул он.
Со вчерашнего дня у России новый флаг — триколор, который использовало Временное правительство с февраля по октябрь 1917 года. Флаг, который реял в воздухе, подвешенный к дирижаблю над зданием Верховного Совета, наконец обрел свое место центральном шпиле здания и в зале заседаний Верховного Совета, где его аккуратно установили два сотрудника в два часа пополудни. Предыдущий флаг представлял собой красное полотнище с серпом и молотом и синей полосой. Со своей стороны, секретариат ЦК КПСС, пытаясь спасти то, что можно, распорядился вчера расследовать роль партийных руководителей в перевороте.
Горбачев: «Я не сделал всего возможного, чтобы предотвратить путч»
Грустный, если не сказать исполненный драматизма Михаил Горбачев признал вчера во время встречи с сотней журналистов свою историческую ошибку, когда назначил на ключевые посты людей, попытавшихся в прошлое воскресенье свергнуть его и остановить процесс реформ.
Среди них министр обороны Дмитрий Язов; внутренних дел Борис Пуго (вчера покончил с собой, когда его уже поехали арестовывать); глава правительства Валентин Павлов и председатель КГБ Владимир Крючков. «Я не сделал всего возможного, чтобы избежать путча», — сказал Горбачев. Возможность маневра для Горбачева, пообещавшего очистить КПСС от реакционеров и углубить перестройку, по всей видимости, сократилась ввиду той роли, которую в дни кризиса сыграл Борис Ельцин.
Глава СССР заверил, что попытка госпереворота стала уроком для него и для всех. «Это был трудный опыт, а лично для меня — драматический». В искреннем тоне, к которому он раньше не прибегал во время публичных выступлений, Горбачев рассказал о тревоге, которую он пережил за те 72 часа, когда находился под постоянным наблюдением, пока путчисты были у власти. Он рассказал о том, как его пытались сломить психологически, чтобы он подписал указ о введении чрезвычайного положения или подал в отставку. Опасаясь, что развитие событий приведет к его собственной гибели и его семьи, а также тех, кто остались ему верны, включая 32 человек личной охраны, Горбачев попытался донести правду до внешнего мира. Он сделал четыре записи на видеокассету, которую его дочь Ирина и зять Анатолий разрезали на четыре части для последующего распространения. Также лечащий врач президента написал несколько медицинских заключений о состоянии его здоровья с целью их распространения. Горбачев признал, что следил за развитием ситуации по Би-Би-Си и «Голосу Америки».
Пока инициатор перестройки рассказывал о своих переживаниях во время пребывания в изоляции, путчисты уже стали расплачиваться за свои деяния. Глава МВД Борис Пуго покончил с собой, когда в его дверь позвонила группа захвата. Председатель Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов был отрешен от должности в связи с подозрением в содействии заговорщикам. Ельцин обвинил председателя Верховного Совета Лукьянова, ближайшего соратника Горбачева, не вошедшего в состав ГКЧП, в том, что он был мозговым центром заговора.
Всех остальных членов ГКЧП арестовали, за исключением Василия Стародубцева, председателя Агропромышленного союза, местонахождение которого неизвестно, и Олега Бакланова, вице-председателя Совета обороны. Несмотря на молчание со стороны руководящих органов КПСС во время путча, Горбачев на данный момент не намерен выходить из партии. Он объявил о том, что она будет очищена от реакционных элементов, но при этом никакой охоты на ведьм не будет.