Когда 17 сентября мы будем вспоминать о жертвах Сталина, в Гори туристы со всего мира будут слушать рассказы о вожде, который победил Гитлера и восстановил мир. Почему грузины, народ, которому сталинизм принес много горя, продолжает культивировать память об этом человеке?

В центре Гори возвышается дворец в эклектическом стиле, построенный в 1937 году сталинским наместником на Кавказе, а позднее могущественным комиссаром госбезопасности Лаврентием Берией. В 1957 году здесь открыли Государственный музей Иосифа Сталина, который сохранился до сих пор практически в неизменном виде. Я посетил это место месяц назад во время поездки в Грузию. Посетителей было не очень много, но у музея стояло несколько автобусов. Кроме польской группы там присутствовали россияне, украинцы и туристы из Арабских стран. Перед входом в здание продавались аляповатые сувениры с изображением вождя, а внутри — футболки с портретом Сталина и его любимое красное вино, на этикетке которого тоже был изображен генералиссимус.

Атмосфера культа

В состав музея входит также мраморный объект, возведенный в 1937 году над деревянным домом, в котором 6 декабря 1878 года в семье бедного сапожника Виссариона Джугашвили и Екатерины Геладзе родился сын Иосиф. По поводу подлинности «родного дома Сталина» у историков возникают серьезные сомнения. Это, скорее, реконструкция места, где появился на свет, как называли его в Гори, Сосо.

Памятник Иосифу Сталину на центральной площади города Гори

Постоянная экспозиция в музее довольно скучная, там не используются мультимедийные технологии, электроника или компьютерная анимация, а одновременно мало подлинных предметов. В нескольких просторных залах в хронологическом порядке представлены в основном копии документов и фотографии, связанные с очередными этапами биографии Сталина. Особое внимание уделяется его отношениям с детьми и очередными женами. Самые важные эпизоды проиллюстрированы картинами, которых в 1930-1940-х годах было написано великое множество. Художественной ценностью они в основном не обладают, исключение представляет только портрет Сталина в молодости, на котором художнику действительно удалось уловить демоническую натуру диктатора.

Украшением коллекции служит копия сталинского кабинета в Кремле и стоящий на улице подлинный вагон, в котором Сталин в 1945 году ездил в Крым, где вместе с Черчиллем и Рузвельтом заново поделил мир. Интересным образчиком выразительного политического китча выступают разнообразные подарки, которые «вождь прогрессивного человечества» получал из разных уголков света. Большинство экспонатов (на выставке можно увидеть лишь часть, вся коллекция — это 4 000 предметов) передали в дар российские музеи, в первую очередь московский Музей революции. Экскурсия заканчивается в зале, напоминающем о московском мавзолее, где в 1953 году рядом с мумией Ленина появилась мумия Сталина. В 1961 году останки генералиссимуса сожгли и поместили в урне у кремлевской стены, где они остаются до сих пор. В Гори в обрамлении мраморных колонн демонстрируется подлинная посмертная маска Сталина.

Вся экспозиция выдержана в скучном пропагандистско-патетическом советском духе: она прославляет государственного мужа, реформатора и лидера мирового масштаба. Там нет ни упоминаний о преступлениях Сталина, ни карты раздела Польши между Третьим рейхом и СССР со сталинской подписью, ни документов, на основе которых в 1940 году расстреливали польских военнопленных. Музей в Гори рассказывает о Сталине как о великом лидере, которого любили и уважали во всем мире. Сложно найти другой такой пример столь же неприкрытой и циничной пропаганды.

Региональная специфика?

О музее в Гори неоднократно писал великолепный репортер и знаток Кавказа Войцех Гурецкий (Wojciech Górecki). В его книге «Тост за предков» много места занимают размышления о том, какую роль играет Сталин в сознании современных грузин. Журналист неоднократно бывал в музее вождя и подчеркивал, что это место не имеет отношения к оценке сталинской эпохи в официальной грузинской исторической политике. Такую оценку можно найти в тбилисском Музее советской оккупации, который был открыт в 2006 году. Он рассказывает о борьбе грузин за независимость, о жертвах Большого террора, а в экспозиции подчеркивается, что преступную бесправную систему создал именно Сталин.

Музей в Гори следует воспринимать как часть локального колорита, подчеркивает Гурецкий. Это провинциальный городок, в котором нет других достопримечательностей, а местные жители наверняка оценивают Сталина по-разному, добавляет он. Однако можно понять, почему некоторые из них испытывают к нему теплые чувства: их земляку удалось вырваться из кавказской провинции в Тбилиси, а потом в Москву, откуда он управлял Россией, Советским Союзом, а затем практически половиной мира. Многие считают музей региональной диковинкой, которая привлекает в город туристов со всего света. Вокруг него функционирует также мелкий сувенирный бизнес, который позволяет заработать на жизнь определенной группе жителей. Раньше в центре Гори стоял огромный памятник Сталину и, как обращает внимание Гурецкий, много лет его не удавалось демонтировать из-за протестов местного населения. В 2010 году после российско-грузинской войны президент Саакашвили наконец настоял на своем, и монумент удалось убрать. Впрочем, это был один из последних памятников генералиссимусу в стране.

Жители Гори собрались на траурный митинг в момент похорон Иосифа Сталина

Из пантеона героев молодежи Сталин, как рассказывает Гурецкий, пропал. «Когда в начале 1990-х я начал ездить на Кавказ, довольно часто во время какого-то застолья тамада поднимал тост за Сталина, но в последние годы с такими ситуациями я не сталкивался», — говорит он.

Музей Сталина или музей сталинизма?

Время от времени в Грузии вспыхивает дискуссия, что делать дальше с музеем в Гори. Одна из концепций предполагала, что там можно открыть музей сталинизма, однако, прошло очередное десятилетие, а экспозиция осталась прежней. Экскурсоводы, сопровождающие группы российских туристов, продолжают петь дифирамбы Сталину. Когда один из экскурсантов робко напомнил, что о сталинских преступлениях заговорили уже на XX съезде КПСС в 1956 году, где осудили культ личности, молодая девушка-гид возмущенно парировала: это было дело рук предателей, которые разбазарили наследие вождя.

Не знаю, все ли сотрудники музея поклоняются Сталину, однако, там можно увидеть пропагандистские брошюры и публикации российских неосталинистов, например, Юрия Мухина — известного журналиста и автора популярных в России книг, в которых доказывается, что поляков в Катыни убили немцы, а Горбачев и Ельцин возложили ответственность за это преступление на Сталина, стремясь понравиться Западу и развалить Советский Союз.

Новинкой в музее стал появившийся в 2008 году «кабинет допросов», то есть небольшое помещение, в котором воссоздан кабинет следователя из НКВД. Он выступал скоромным напоминанием о миллионах жертв Сталина, однако во время моего визита в Гори эта часть экспозиции была закрыта, а сотрудники не смогли сказать мне, с чем это связано: с переоборудованием, ремонтом или чем-то еще. Войчех Гурецкий убежден, что в современной форме выставка о Сталине не имеет права на существование. Даже если ее основную часть признать специфическим реликтом и оставить в неизменном виде, экспозицию необходимо снабдить соответствующими комментариями, чтобы посетители могли увидеть истинную суть сталинизма и разрушительную роль, которую Сталин сыграл в истории Грузии, Польши и мира. В свою очередь, в музейном киоске следует продавать научные и научно-популярные книги, посвященные сталинским преступлениям.

Экскурсовод нашей группы не расхваливал экспозицию, но и не придавал музею особого значения. «Такой вот локальный колорит, поляки охотно сюда приезжают», — объяснял он, одновременно обращая внимание, что отношение к Сталину в его стране меняется. — В начале 1990-х годов во многих грузинских городах стояли памятники ему, а президент Эдуард Шеварднадзе (который был до этого первым секретарем ЦК КП Грузии и главой местного КГБ) создал Научно-исследовательский институт, который занимался изучением феномена Сталина. Сейчас памятников почти не осталось, а в столице появился Музей советской оккупации. Только с этой перспективы, — добавляет он, — можно оценить те усилия, которые предприняли грузины, чтобы освободиться от мифа о великом Сталине, при котором Грузия развивалась, а всем людям жилось хорошо".

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.