Первая часть

Так началась культура японских туалетов

Тема разговора вновь возвращается к образованию и формированию культуры туалетов Японии. На самом же деле японские туалеты в прошлом были далеки от звания «мировых чемпионов», даже сами японцы не считали их поводом для гордости. Всему виной «5К» (первый звук всех пяти слов на японском — звук [к] — прим.ред.), которые в прошлом преследовали японское общество. К ним относятся «вонь», «грязь», «тьма», «опасность», «поломка».

Как говорят, до середины 1950-х годов в японских домах и в общественных местах использовались в основном напольные унитазы. Унитазы европейского типа стали по-настоящему популярны только после проведения Олимпийских игр в Токио в 1964 году. Широкое использование напольных унитазов было довольно проблематичным.

В общественных местах, включая учебные заведения, обычно использовались напольные унитазы, которые обычно очищались методом «влажной очистки». Тем не менее, влажная среда благоприятно влияла на размножение бактерий, и также становилась основным источником неприятного запаха. В Японии были проведены выборочные проверки туалетов начальных школ, и было обнаружено, что кишечная палочка, размножавшаяся вокруг напольных туалетов, распространялась через подошвы детей.

На примере японских школ становится понятно, что многие учебные заведения, построенные между серединой 1960-х и серединой 1980-х годов, столкнулись с проблемой устаревших и вышедших из строя туалетов. Тогда туалеты в большинстве своем были напольными, и их было не только сложно убирать, но они также являлись источником неприятного запаха. Доходило даже до того, что многие ученики, привыкшие к использованию унитаза у себя дома, специально терпели и не ходили в туалеты в школах, и это вызывало проблемы со здоровьем. Вне всяких сомнений, что подобная проблема была широко распространена и в других общественных туалетах.

В 1985 году Япония получила шанс улучшить ситуацию с туалетами. В этот год была основана организация под названием Japan Toilet Association (JTA).

© AP Photo, Koji Sasahara
Туалетный велосипед на выставке в Токио, Япония

Изначально она представляла собой лишь собрания, на которых ученые, архитекторы, чиновники и бизнесмены обсуждали ситуацию с туалетами. Тем не менее, невозможно, чтобы все закрывали глаза на «трагедии» Японии, в том числе и на ее туалеты, и впоследствии постепенно стала формироваться организация, где вносились предложения по осуществлению исследования и изучения, а также по разрешению соответствующих проблем. Затем она превратилась в ежегодный государственный семинар.

(В то время) при всем желании невозможно было узнать количество общественных туалетов в японских городах. Правительственные учреждения, в распоряжении которых находились парки и районы, через которые протекали реки, функционировали по отдельности. «Это (проблема туалетов) являлось структурной проблемой, которую всегда было трудно обнаружить и решить» — вспоминал Ямамото Кохэй — участник создания ассоциации и бывший начальник отдела по общим делам.

Ассоциация выдвинула лозунг — стремление к «комфортной среде» — и ведет активную работу по отбору туалетов высокого качества. 10 ноября стал «Днем туалетов» в Японии, и в этот день собирается и проводится государственный «туалетный семинар». На этом семинаре обсуждаются проблемы туалетов, которые могут возникнуть в различных местах и периоды: в учебных заведениях, в период бедствий, при посещении горных вершин, на объектах общественного благополучия и т.д. Были достигнуты положительные результаты в установлении причин, которые приводили к загрязнению и неприятному запаху в туалетах, и разработке методов по разрешению этой проблемы.

Также она проводит ежегодное голосование и объявляет победителя в номинации «Лучший туалет в Японии». В 2015 году на 30-летнем юбилее ассоциации впервые в мире был презентован «Большой туалетный словарь».

Активную роль в улучшении ситуации с туалетами в Японии играет не только данная организация, но и японские предприятия. Например, столкнувшись с проблемой туалетов в учебных учреждениях, компания TOTO и другие предприятия-производители сантехники в 1996 году учредили специальную «Ассоциацию туалетов в учебных заведениях». Опираясь на результаты исследований и проверок, проведенных ассоциацией, было принято решение призвать к полной замене напольных туалетов на сидячие во всех учебных заведениях.

Председатель ассоциации Хироя Кавамура сказал: «Люди, привыкшие пользоваться напольным унитазом, как правило, не приветствуют прямого контакта с кругом сидячего унитаза, однако фактически же бактерий на нем как и на форсунке немного. На полу рядом с напольным унитазом, который убирается обычной водой, напротив, было обнаружено множество микробов. Поэтому более эффективной будет замена на сидячие унитазы и использование «сухой чистки» при уборке. Многие органы местного самоуправления в Японии на подобный призыв ответили положительно, и было принято решение о замене напольных унитазов на сидячие при ремонте уборных в учебных заведениях.

Из данных поставок сантехники TOTO можно заметить, что после 1976 года более широкое распространение в Японии начинают получать сидячие унитазы, а в 1980 году, когда был разработан TOTO Washlet, они стали еще более популярны. Таким образом, TOTO Washlet стал продуктом, открывшим новую эру в стремлении японцев к удобству и чистоте туалета. Он не только значительно улучшил туалетную гигиену, но и сыграл роль в предотвращении заболеваний, как например, геморроя. Именно это и помогло ему добиться такого широкого признания.

Гуманистический подход к женщинам

Подобно тому, что повсюду в Японии можно наблюдать традиции заботы о женщинах, так и в эволюции и развитии японских туалетов (как например, функция унитазов «Ицзинь», способность форсунки к самоочищению, детские сидения и т.д.) воплотилась японская культура внимания и заботы о женщине.

Учитывая нежелание женщин напрямую контактировать с крышкой унитаза в общественных туалетах, в Японии были специально разработаны удобные «женские писсуары» под названием Sanistand. В 1964 году во время проведения Олимпийских игр в Токио такие писсуары был установлены в туалетах государственной арены, которая являлась главным местом проведения игр. Тогда это стало одной из горячих тем для обсуждения. Но на тот момент сложилось впечатление, что еще больше женщин выступили против их использования, и в итоге новые туалеты не получили широкого распространения.

В качестве другого примера можно взять реформу туалетов на скоростных шоссе и в местах отдыха. Считается, что в прошлом японские туалеты на скоростных шоссе и местах отдыха были точно такими же как и туалеты в других общественных местах. Из-за широкого использования напольных туалетов и влажном способе их уборки существовали различные проблемы, среди которых были проблемы санитарии и чрезмерной заполненности. Пользоваться такими туалетами было сложно. Тем не менее, при постоянном совершенствовании туалетного оборудования в домах и на коммерческих объектах, сама ситуация, сложившаяся вокруг туалетов, постепенно улучшалась. В 2008 году Япония объявила о начале обновлений туалетов на скоростных шоссе и в местах отдыха. Основной акцент реформы делался на женщинах. В силу того, что во время посещения уборной женщины, как правило, поправляют макияж или приводят в порядок одежду, то в сравнении с мужчинами им требуется больше времени для ее пользования. Чтобы обеспечить для женщин более комфортную обстановку во время посещения уборной и одновременно уменьшить очередь, в ходе реконструкции уборных на магистральных шоссе и в зонах отдыха было увеличено количество комнат в женских уборных, установлено большее число зеркал. Все это было призвано одновременно сохранять чистоту и делать помещение более просторным и светлым, а также сделать окружающую обстановку более эстетичной, тем самым, предоставляя женщинам наилучшее пространство для использования.

«Чтобы создать общество, в котором женщины бы чувствовали себя более комфортно, мы должны стремиться к повышению качества туалетов» — в 2015 году японское правительство учредило «Премию японских туалетов». Эта награда была учреждена на основе вышеизложенных предложений общества выдавать ее тем людям и организациям, которые проявили себя в создании оригинальных уборных или участвуют в мероприятиях, посвященные проблемам туалетов. В 2015 году в общей сложности было собрано 378 работ, из которых 28 получили высокую оценку. Отмечены были не только уникальные туалеты, дарящие эстетическое наслаждение или предназначенные для широкого и комфортного использования во время бедствий, но и многие другие, как, например, те, которые могли бы выступить в качестве помощи развивающимся странам в решении их проблем туалетов.

Говорят, что по мере того, как японские женщины начинают постепенно работать, на японских коммерческих объектах и в компаниях постепенно растет спрос на туалеты с «комфортными условиями». Очень часто для женщин туалет становится одним из критериев выбора, где провести свой досуг и куда отправиться за покупками, и даже одним из критериев, определяющий выбор места работы.

Туалетная культура Японии выходит на мировую арену

«Что же это за место такое?» — воскликнул пораженный увиденным турист из США. Перед ним предстала полностью заполненная чем-то стена, похожая на произведение искусства, на которой будто оживали различные сцены из мультфильмов. Только пристально присмотревшись можно увидеть, что это не что иное как туалет.

Создание туалета номер один в мире — в апреле 2015 года в терминале 2 международного аэропорта Токио, именуемым «Воздушными воротами Токио», были введены в эксплуатацию экспериментальные модели туалетов, разработанные GALLERY TOTO. Они были спроектированы известного архитектурного бюро Klein & Dytham Architecture (KDa), их цель — стремление передать миру японскую культуру комфорта туалетов и огромный технический потенциал.

Астрид Кляйн, одна из владельцев данного бюро, объяснила, почему они использовали такую инновационную концепцию дизайна: «Несмотря на то, что Япония производит впечатление храма и молитвенного зала, словно нечто спокойное и неуловимое, однако иностранцам больше нравится Япония яркая и разноцветная, подобно ее кимоно».

Индивидуален не только внешний вид, но и внутренний дизайн каждой туалетной комнаты. Нет единой установленной формы всех комнат, некоторые из них имеют форму буквы L, а некоторые — буквы T. Подобный дизайн используется для того, чтобы расширить пространство в уборной. Для того, чтобы оставить иностранным туристам, приехавшим в Японию, лучшие и незабываемые впечатления от пользования туалетами, был тщательно продуман дизайн каждой комнаты, а также использовалось новейшее оборудование фирмы TOTO.

Вне всяких сомнений то, что не только в аэропорту, но и во всех частях Японии туалет превратился в «достопримечательность». Это позволяет туристам в полной мере ознакомиться с японской культурой и даже производит на них такое сильное впечатление, которое побуждает их вернуться.

«Раньше туалет был таким плохим местом, которое хотелось спрятать, а время, которое нужно было в нем провести, считалось пыткой. Однако в последние годы ситуация полностью изменилась. Достаточно взглянуть на туалет, и можно сразу узнать магазин, район или даже понять обстановку в обществе. Можно сказать, что туалет стал неким мерилом или стандартом» — подчеркнул дизайнер уборных, член правления Японской ассоциации туалетов Масако Сиракура.

От проблемы, беспокоящей общество, до символа Японии, от традиционного японского гостеприимства до духа мастера и заботы о женщине — японские туалеты — символ культуры. Они постоянно развиваются и постепенно выходят на мировую арену, принимая активное участие в повышении качества жизни народов всех государств.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.