Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

FAZ (ФРГ): Авария «Союза» — тяжелый удар

© РИА Новости Алексей Филиппов / Перейти в фотобанкСтарт ракеты-носителя "Союз-ФГ" с пилотируемым кораблем "Союз МС-10"
Старт ракеты-носителя Союз-ФГ с пилотируемым кораблем Союз МС-10
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Авария «Союза» — тяжелый удар для Роскосмоса и для пилотируемой космонавтики в целом, пишет газета «Франкфуртер альгемайне». Пока все запланированные полеты на ракетах типа «Союз ФГ» приостановлены до выяснения причин аварии. Этот случай напоминает, что в космонавтике никогда нельзя гарантировать полную безопасность. Важно, что оба астронавта остались живы.

Этот запуск ракеты «Союз МС-10» должен был быть особенным. Его хотели посвятить 100-летнему юбилею фирмы «Энергия», строящей ракеты «Союз». По этой причине незадолго до запуска на космодром Байконур в Казахстане прибыли глава российской госкорпорации по космической деятельности Роскосмос Дмитрий Рогозин и его американский коллега из НАСА Джим Брайденстайн (Jim Bridenstine).

В 11:40 по московскому времени произошел запуск ракеты-носителя типа «Союз-ФГ» с пилотируемым кораблем «Союз МС-10». На борту находились два астронавта: российский командир корабля Алексей Овчинин и американец Ник Хейг (Nick Hague). В Роскосмосе все были больше чем уверены в успехе запуска и вскоре после старта сообщили в Твиттере, что на 287-й секунде полета вторая ступень ракеты в соответствие с планом отделилась.

Но это не соответствовало действительности. Уже при отделении первой ступени ракеты, состоящей из четырех блоков, возникли проблемы. Предположительно из-за этого не сработало зажигание в двигателе второй ступени. К счастью, в этот момент не произошел взрыв топлива, оставшегося в баках. О причинах отказа второй ступени пока можно лишь гадать: дал ли бортовой компьютер неверную команду? Или возникли перебои при сжигании топлива — смеси из керосина и жидкого кислорода?

Информационная ситуация после аварии была в первый момент неясной: прямую телепередачу с космодрома прервали. Российские журналисты, следившие за запуском, сообщили вскоре после аварии со ссылкой на источники на Байконуре, что экипаж приземлился в Казахстане, с ним уже установлена связь, оба члена экипажа живы, спасательные команды уже в пути, чтобы начать поиски. Но точное местонахождение астронавтов было неизвестно. Лишь спустя 40 минут после аварии Дмитрий Рогозин сообщил в Твиттере: «Экипаж приземлился. Все живы».

Рабочая лошадка российской космонавтики

Позднее были опубликованы фотографии с изображением спускаемого аппарата, лежащего посреди казахской степи. Астронавтов на самолете отправили в Джезказган в центральном Казахстане. По сведениям Роскосмоса, оба мужчины чувствуют себя хорошо. Якобы их осмотрели врачи и не обнаружили проблем со здоровьем. «Они пьют чай и шутят», — заявил представитель Роскосмоса. Рогозин тоже прилетел в Джезказган и сфотографировался там с космонавтами, сидевшими на диване во время измерения кровяного давления. Затем астронавтов якобы перевезли в подмосковный Центр подготовки космонавтов, в так называемый Звездный городок. Планировалось, что они проведут на Международной космической станции (МКС) 187 дней и проведут там 56 экспериментов.

Хотя ракета-носитель «Союз» уже не новая, но она до сих пор считается главной рабочей лошадкой российской космонавтики. После прекращения запусков американских шаттлов в 2011 году она регулярно доставляла американских астронавтов на МКС. Эта ракета-носитель с характерным обликом с момента первого полета 28 ноября 1966 года выполнила более 850 запусков и относится к самым эксплуатируемым ракетам в мире. Почти 98% всех стартов были успешными. Ни один другой космический корабль не обладает таким положительным рейтингом. Поэтому ракету-носитель «Союз» часто сравнивают с автобусом марки «Фольксваген».

Эта авария — тяжелый удар для российской госкорпорации по космической деятельности Роскосмос и для пилотируемой космонавтики в целом. Этот случай показывает, что, несмотря на кажущуюся повседневность ракетных запусков, аварии все-таки не исключены, причем в самых тяжелых случаях могут погибнуть астронавты. Как всегда в подобных случаях, сначала необходимо установить причины отказа зажигания в двигателе второй ступени ракеты «Союз». Роскосмос говорит о «непредвиденной ситуации». Дмитрий Рогозин объявил о создании «государственной комиссии» для расследования причин аварии. Но пока все запланированные полеты на ракетах типа «Союз ФГ» приостановлены.

Александр Герст не получит подкрепления

Это означает, что пока астронавты на МКС доставляться не будут, и нынешний экипаж из трех человек подкрепления не получит. Поэтому запланированные работы по обслуживанию станции и эксперименты на ней не будут проводиться в полном объеме. Сможет ли Александр Герст (Alexander Gerst), который вот уже неделю является командиром МКС, вернуться на Землю в начале декабря, как это было запланировано, пока тоже под вопросом. Спустя несколько часов после аварии он написал в Твиттере: «Хорошо, что с нашими друзьями все в порядке». И добавил, что этот день показал, «каким великолепным средством передвижения является ракета «Союз»», что она спасла экипаж от последствий ошибки. То, что Алексей Овчинин и Ник Хейг остались живы после неудачного запуска, — заслуга системы аварийного спасения космонавтов. При аварии предусмотрено, что спускаемый аппарат с астронавтами немедленно отделяется от ракеты. Срабатывает зажигание в ракетах корабля, работающих на твердом топливе, и они доставляют «Союз» на более низкую орбиту. Спускаемый аппарат «Союз» благополучно приземлился на парашютах в 400 километрах от места старта на Байконуре.