Согласно сообщению российского агентства Sputnik, ГИТИСу — крупнейшему в Европе институту театрального искусства — скоро исполнится 140 лет. За свою более чем столетнюю историю это учебное заведение выпустило множество актеров, режиссеров и других театральных деятелей, накопило огромный реальный опыт.

В недавнем интервью заслуженный деятель искусств РФ, знаменитый театральный педагог Александр Бармак рассказал об российско-китайском обмене и развитии отношений в сфере драматического искусства. Он заявил: «Прогресс в современной актерской и режиссерской технике зависит от взаимного влияния китайских и российских театров, точно так же развитие театрального образования зависит от обмена между КНР и РФ».

Сообщается, что Александр Бармак преподает в ГИТИС уже десять лет. Он — автор таких книг, как «Художественная атмосфера спектакля», «Методология актерского мастерства и режиссуры», «Семь шагов к театру». Ниже представлена запись его интервью.

China Daily: Не так давно вы присутствовали на собрании Всемирного Союза Театрального Образования (World Theatre Education Alliance). В чем была цель вашего участия?

Александр Бармак: Сейчас в актерском искусстве и режиссуре существуют некоторые проблемы. Для их решения очень важно поддерживать связи с другими театральными школами. Необходимо дать нашим актерам и режиссерам возможность понять, какие выразительные средства используют в других странах, именно поэтому собрание, проходившее в Пекине, имело для меня такое огромное значение. Нам особенно интересно отношения Китая к актерам и сценическому искусству.

Мы надеемся, что эти связи подтолкнут дальнейшее развитие российского театра, как это сделали, например, идеи Станиславского и Немировича-Данченко.

— Какие связи в данный момент установлены между ГИТИС и Китаем?

— Мы уже установили связь с Центральной академией драмы в Пекине. Это учебное заведение высоко ценится, нам было очень полезно и интересно встретиться с его студентами и преподавателями. Студенческие выступления, особенно пекинская опера, произвели на всех глубокое впечатление. Наши ученики смогли узнать много нового.

ГИТИС и Центральная академия драмы — старые друзья, но мы надеемся, что впоследствии оба учебных заведения будут развиваться по-новому. Нам нельзя забывать, что театральное искусство объединяет людей.

Гастроли Пекинской оперы в Мариинском театре Санкт-Петербурга

— Чему китайская театральная школа может научить российскую и наоборот?

— В XX веке связь между российским и китайским театром была очень тесной.

За несколько тысяч лет своего развития Китай накопил богатый опыт использования таких средств выразительности, как пластика актеров, умение держаться на сцене и в использовании масок и грима. Значение грима в китайском театральном искусстве гораздо глубже, чем в Европе. Китайский традиционный театр оказал огромное влияние на Станиславского, Мейерхольда, Эйзенштейна.

Я работал с докторантом из Китая, она занималась изучением пекинской оперы. Это искусство — чудо, сотканное из метафор и аллюзий — глубоко отражает имидж самого Китая. Несмотря на то, что оно кажется очень далеким от российского театрального искусства, изучая китайскую драму по просьбе актера пекинской оперы, я с удивлением для себя обнаружил, что она частично соотносится с системой Станиславского. Это значит, что у театрального искусства всех стран есть что-то общее, но средства выразительности могут иметь свои особенности.

В 30-е годы XX века великий корифей пекинской оперы Мэй Ланьфан посетил Россию и покорил ее своим актерским мастерством, произведя на нас огромное впечатление. Это и был тот раз, когда китайская традиционная драма оказала влияние на российскую и европейскую театральную школу.

Интересно то, что драма в нашем понимании появилась в Китае только в 1907 году и получила название «разговоры или имитация». После появления в Китае театральных школ, стали ставиться первые русские произведения, например, «Воскресение» Льва Толстого. Позднее на китайской сцене появился Чехов и Горький.

Одним словом, тесная связь китайского и русского театров появилась в начале XX века.

Современные китайские режиссеры точно так же, как и режиссеры по всему миру, учатся и сверяются с системой Станиславского и ее достижениями. Этот мастер прославился на весь мир в 30 лет и оказывает на него влияние до сих пор. В 1938 году в Китае была опубликована работа Станиславского под названием «Работа актера над собой». Можно сказать, что российская театральная традиция и ее развитие (особенно это касается преподавания) оказали колоссальное влияние на китайское драматическое искусство.

Некогда действия актера на сцене были строго ограничены, однако за несколько тысяч лет развития театр претерпел изменения. Постепенно на сцене, в декорациях появлялось все больше новых элементов, ранее это было неосуществимо.

— Каким образом сейчас российские и китайские театральные институты проводят взаимное обучение и взаимообмен?

— Обмен опытом проводится всевозможными способами: через конференции, тренинги, открытые уроки и так далее. Важно то, как лучше обменяться опытом после этого открытого занятия. ГИТИС каждый февраль проводит научно-практические конференции, участвуют в которых не только театральные институты России, но и других стран. 90% содержания конференций связаны с актерской подготовкой. Это основной предмет на первом курсе ГИТИСа, основа первого курса.

Стоит упомянуть, что российские и китайские студенты учатся вместе в процессе упражнений. К примеру, российские студенты и преподаватели приезжают в Китай, у них не было репетиций. Они говорят китайским студентам: «Ребята, вот наша тема, давайте вместе поупражняемся, чтобы с ней разобраться. Как вы это сделаете? А мы как это сделаем?» Китайцы и русские вместе разбираются. Таким образом, ведутся совместные исследования и обучение, что, как я считаю, очень интересно и полезно.

— Сколько студентов ГИТИСа родом из Китая и других стран проявляют интерес к системе Станиславского?

— В ГИТИСе учится очень много иностранных студентов, они приезжают сюда как раз для того, чтобы обучиться системе Станиславского, которая развивалась и совершенствовалась благодаря представителям народов других стран, которые работали с Константином Сергеевичем. Некоторые из них, например, отправились в Великобританию, где стали обучать его системе; кто-то поехал в США. Таким образом, идеи Станиславского вошли в новую фазу развития.

Эмигрировав в Великобританию, русский театральный режиссер Федор Комиссаржевский преподавал в Королевской академии драматического искусства, где учились очень многие знаменитые британские актеры. Михаил Чехов открыл актерскую студию для голливудских актеров — в ней учились Роберт Де Ниро и Аль Пачино.

Однако очень жаль, что Китай, как и другие страны мира, не знают о последних открытиях системы Станиславского.

— То есть, вы считаете, что системы родом не из России не являются комплексными?

— Я считаю, что одна из наших задач — сделать так, чтобы актерские школы Китая и других стран демонстрировали свое мастерство с помощью системы Станиславского, практиковали ее на сцене и обучали с ее помощью следующее поколение актеров. Мне кажется, что это самый передовой на сегодняшний день способ воспитания новых талантов. Он — не единственный, но, как я думаю, один из самых передовых в актерском искусстве.

Мне бы очень хотелось представить зарубежным коллегам неизвестную им систему Станиславского и Немировича-Данченко. Без последнего система была бы незрелой. Мы в России хорошо понимаем, что идеи Станиславского и Немировича-Данченко дополняют друг друга. Однако люди за пределами России этого совсем не знают.

— Вы сказали, что за рубежом никто не знает о последних открытиях системы Станиславского. Что же это за открытия?

— В России эта методика установилась очень давно. Моя преподавательница Мария Осиповна Кнебель (ученица Станиславского) работала над действенным анализом в рамках системы. Он подразумевает не только анализ пьесы, но и анализ игры актера.

Изучая пьесу, мы анализируем некоторые сцены. Но это будет не просто обсуждение за столом, а игра прямо на сцене. Такой революционный подход во многом изменил современный театр, устранил массу теоретических дискуссий.

Российский или советский театр уже принял эту методику и овладел ею (это огромное изменение самой сути театра), однако в других странах, к сожалению, о ней совсем не знают.

— Система Станиславского — важная составная часть обучения актеров и режиссеров в ГИТИСе, и ей уже более 80 лет. Каким образом по мере развития первая половина XX века решила задачи, стоящие перед современным театром?

— Систему Станиславского, его методику преподавания и эстетику Московского Художественного театра (МХТ) начала XX века нельзя валить в одну кучу. Русский психологический театр — это не эстетическое понятие. Самым важным для него является показать на сцене нормы жизни людей. Игра по Станиславскому подразумевает глубокое, комплексное понимание роли. Такая форма жизни, вероятно, будет самой непредсказуемой.

ГИТИС — крупнейшее в Европе театральное учебное заведение — основан в 1878 году. Там учились и преподавали очень многие звезды кино и театра, режиссеры, критики и продюсеры. Преподавание в институте основано на системе Станиславского. В конце XIX века в нем преподавал близкий друг Станиславского — режиссер Владимир Иванович Немирович-Данченко. На данный момент на восьми факультетах этого учебного заведения обучаются более 1500 студентов, приехавших со всего мира.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.