Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Warfare History Network (США): женщины в ВВС. Часть вторая

Первые в мире военные летчицы, как американские, так и советские, помогли одержать победу в войне.

© РИА Новости Иван Шагин / Перейти в фотобанкЛетчицы из женского бомбардировочного полка имени Марины Расковой, Герои Советского Союза Руфина Сергеевна Гашева и Наталья Федоровна Меклин
Летчицы из женского бомбардировочного полка имени Марины Расковой, Герои Советского Союза Руфина Сергеевна Гашева и Наталья Федоровна Меклин
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Советском Союзе женщины сами брали в руки оружие, чтобы защитить Родину. На фронтах Великой Отечественной воевал почти миллион советских женщин, которые выполняли самые разные боевые задачи. В том числе было сформировано несколько женских авиаполков. Молодые советские летчицы вели себя в бою так умело и храбро, что заслужили уважение мужчин-пилотов.

Читайте первую часть

Вторая часть

Марина Раскова

А за много тысяч километров от Америки другая блестящая летчица готовилась сформировать авиагруппу из молодых женщин-пилотов, чтобы защищать советскую Россию. Имя Марины Расковой, одной из самый почитаемых и любимых в СССР летчиц, на Западе почти неизвестно. Раскова, в годы Второй мировой войны создавшая первые в мире женские авиаполки, получила звание майора, стала первой в Советском Союзе женщиной-штурманом и командиром 587-го бомбардировочного полка, который после ее гибели в 1943 году был переименован в 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный полк имени Марины Расковой. Раскова была примером для летчиков, как мужчин, так и женщин. Это объяснялось не только ее выдающимися летными навыками и личной храбростью, но и способностью этой женщины принимать решения и командовать людьми в суровых и зачастую трудных обстоятельствах.

Марина Михайловна Раскова (в девичестве Малинина) родилась в Москве 28 марта 1912 года. Она хотела стать оперной певицей, но из-за болезни среднего уха в 15-летнем возрасте распорядилась своей жизнью иначе. Она решила изучать химию и инженерное дело, а позже занялась теорией аэронавигации. Раскова стала первой в СССР женщиной, получившей диплом профессионального авиационного штурмана, после чего ее назначили на должность преподавателя Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского в Москве.

Став преподавателем, Раскова начала учить военному штурманскому делу офицеров-мужчин, которые вначале скептически относились к ее знаниям и способностям, но потом признавали, что она убедила их в пригодности женщин к работе в авиации. Академия в качестве поощрения направила Раскову в Центральный аэроклуб, находившийся в подмосковном Тушино, где она стала учиться летать. Учебу в аэроклубе Марина закончила в августе 1935 года, после чего стала учить летчиков пилотированию по приборам. А командному составу она преподавала штурманское дело.

К середине 1930-х годов Раскова стала участницей многих важных событий в мире авиации, а в августе 1935 года совершила свой первый самостоятельный полет в качестве пилота. 2 июля 1938 года она установила новый рекорд среди женщин по дальности полета, совершив (в качестве штурмана) вместе с пилотом Полиной Осипенко и вторым пилотом Верой Ломако на самолете МП-1 беспосадочный перелет от Черного до Белого моря. Они вылетели из Севастополя, а посадку совершили под Архангельском на озеро Холмовское. Их маршрут пролегал через четыре разных типа воздушных масс: тропические, континентальные, полярные и арктические. Для этого требовались блестящие навыки и умения экипажа. Летчицы установили мировой рекорд дальности полета по прямой, преодолев расстояние в 5 950 километров. За этот полет и установленный рекорд старшие лейтенанты Осипенко и Ломако, и лейтенант Раскова были награждены орденом Ленина.

Исторический полет «Родины»

Вскоре после этого полета летчица Валентина Гризодубова при поддержке Сталина получила самолет для совершения перелета на Дальний Восток (Осипенко была у нее вторым пилотом). Это был АНТ-37 (переоборудованный дальний бомбардировщик ДБ-2), которому Гризодубова дала название «Родина». Женщины прошли дополнительную летную подготовку, а также учились стрелять из винтовки и пистолета. Полет отложили, потому что Раскова слегла с аппендицитом. В сентябре 1938 года государственная комиссия отложила перелет из-за наступления осени и плохой погоды. Но Сталин отменил это решение, и 24 сентября 1938 года «Родина» взмыла в небо.

На всем протяжении этого перелета плотная облачность скрывала от экипажа все ориентиры на земле, и им приходилось лететь только по радиосигналам. Когда перестал работать радиопередатчик, им ничего не оставалось, кроме как продолжать полет. Но через какое-то время в баках закончилось топливо. Экипаж Расковой размещался в носовой части самолета, а это было весьма опасно в случае аварийной посадки. Поэтому она по приказу Гризодубовой выпрыгнула с парашютом в тайгу, как называют густые и заболоченные сибирские леса. Раскова упала в болото, и ее удалось отыскать только через 10 суток, после чего она вернулась к Осипенко и Гризобубовой. О полете Расковой рассказали все средства массовой информации, и ее отвага и упорство вызвали восхищение у советского народа.

Раскова несколько месяцев восстанавливалась после травмы ног, полученной в ходе исторического перелета. Она показала себя мужественной и умелой летчицей, а молодость и красота этой женщины вызвали интерес у русских. В свои 26 лет она стала знаменита на всю страну, получил второй орден Ленина и золотую звезду Героя Советского Союза. Раскова, Гризодубова и Осипенко стали первыми женщинами, удостоенными этой самой высокой советской награды, и единственными женщинами, получившими ее до войны. Летчицы стали в СССР кем-то вроде американских кинозвезд, и им уделяла большое внимание пресса.

122-я авиагруппа

Раскова своим примером вдохновила сотни советских девушек, которые решили сражаться в воздухе, когда пришла пора защищать Советский Союз. Несмотря на свою славу и занятость во время войны, Раскова отличалась дружелюбием и простотой. Она была идолом для многих, в том числе, для советского аса Лидии Литвяк, которая стала первой женщиной в истории, сбившей вражеский самолет. Говорят, что у себя в записной книжке Литвяк хранила фотографию Расковой. В последний раз экипаж «Родины» встретился 8 марта 1939 года в аэроклубе в Международный женский день. Спустя два месяца Осипенко погибла в авиакатастрофе. Сталин и другие руководители несли ее гроб на похоронах.

Когда 22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз, Раскова, работавшая в то время добровольцем в гражданской обороне, начала получать сотни писем от женщин-пилотов, жаждавших применить свои летные навыки на фронте. Получив полную поддержку со стороны Сталина, Раскова в октябре приступила к набору добровольцев из числа женщин. Так появилась на свет 122-я авиационная группа.

Пользуясь личным знакомством со Сталиным, Раскова убедила его, что женщин-пилотов необходимо использовать в ходе боевых действий. Она делала упор на сильные патриотические чувства девушек и на их желание исполнить долг перед Родиной. Хотя многие в Кремле полагали, что война это не женское дело, Раскова одержала верх благодаря своему упорству. Но прежде чем дать ей свое благословение, Сталин предупредил летчицу: «Ты пойми, грядущие поколения не простят нас за то, что мы жертвуем юными девушками».

Три женских боевых авиаполка

В составе 122-й авиагруппы было сформировано три женских боевых авиаполка: 586-й истребительный (самолеты Як-1), позже вошедший в состав 270-й бомбардировочной дивизии 8-й воздушной армии, 587-й бомбардировочный (бомбардировщики Пе-2) и 588-й ночной бомбардировочный (бипланы По-2). В феврале 1943 года 588-й полк был переименован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк в знак признания его выдающихся заслуг, а 587-й полк стал называться 125-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк.

© РИА Новости Иван Шагин / Перейти в фотобанк24 - 25 Сентября 1938 года Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова перед полетом
24 - 25 Сентября 1938 года Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова перед полетом

46-й полк был единственным из трех полков, который всю войну оставался исключительно женским (остальные два полка брали на службу мужчин). Всего этот полк совершил 24 тысячи боевых вылетов и получил наибольшее количество наград из всех женских полков. 23 летчицы из его состава получили звание Героя Советского Союза (к 1990 году), пятеро из них посмертно. Немецкие летчики прозвали женщин-пилотов «ночными ведьмами», потому что боялись их успешной тактики воздушного боя, и потому что летчицы на своих деревянных По-2 совершали вылеты по ночам.

В Советском Союзе женщины сами брали в руки оружие, чтобы защитить Родину. На фронтах войны воевал почти миллион советских женщин, которые выполняли самые разные боевые задачи. В отличие от СССР, в Америке к концу войны в армии служили примерно 350 тысяч женщин, которые занимали небоевые должности. Для советских женщин в годы Великой Отечественной войны образ Родины-матери был олицетворением не только заботливой защитницы, но и самоотверженной и храброй воительницы, которая защищает свою страну как собственное дитя.

Золотой век авиации

1930-е годы стали периодом быстрой индустриализации Советского Союза. Но их также считают золотым веком авиации. Тогда появилось огромное количество авиационных программ, как гражданских, так и военных. А поскольку Советский Союз стал первой в мире страной, провозгласившей в 1917 году правовое равенство женщин, военные летные школы и Осоавиахим (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) по закону не могли отказать в приеме женщинам, имевшим необходимые знания и навыки. Именно в Осоавиахиме, который являлся военизированной организацией, большинство советских женщин прошли летную подготовку.

Это общество было создано в 1927 году для обучения школьников и молодежи военному делу по таким направлениям как противовоздушная оборона, химическая защита, стрелковая подготовка и парашютный спорт. К 1930-м годам Осоавиахим приступил к созданию сети аэроклубов, где курсанты проходили летную подготовку на легких самолетах. Официально всем советским женщинам было разрешено участвовать в любом виде подготовки в Осоавиахиме, хотя многие сталкивались с препятствиями при поступлении. К 1941 году было создано от 100 до 150 аэроклубов, причем женщины составляли там треть или четверть от общего количества летчиков.

Женщины, пришедшие служить в 122-ю авиагруппу Марины Расковой вскоре после начала немецкого вторжения, учились по очень жесткой и напряженной программе. Что касается пилотов, то трехлетнюю программу обучения и летной практики они должны были освоить всего за несколько месяцев. Занятия, техника, и назначения, которые получали женщины после выпуска, были точно такие же, как у мужчин.

Значительную часть команд наземного обслуживания тоже составляли женщины. Отвечавшие за обслуживание и подготовку самолетов к боевым вылетам механики и техники по вооружению таскали ящики с боеприпасами и пулеметные ленты, проводили неотложный ремонт и крепили тяжелые бомбы, зачастую работая в поле на морозе. Наземные экипажи были такие же упорные и целеустремленные, как и летчицы, и прикипали душой к своим пилотам и самолетам.

Боевая подготовка

Когда Раскова формировала женские авиаполки, немцы все ближе подходили к Москве. Советские граждане узнавали из радиосводок, что Москва может быть захвачена. Было крайне важно как можно скорее подготовить женщин-пилотов, чтобы они могли участвовать в воздушных боях, защищая свою страну. Раскова лично беседовала с каждым добровольцем. Большинство женщин хотели стать пилотами, но штурманы тоже были очень нужны, и поэтому Раскова отбирала летчиц с техническим образованием и назначала их штурманами.

Женщинам, желавшим служить пилотами истребителей и бомбардировщиков, нужно было иметь налет минимум 500 часов. Им выдавали форму, но специальной одежды для женщин не было, и летчицам приходилось носить мужские летные костюмы, которые были им велики, как и женщинам из WASP. Штаны можно было носить с ремнем, чтобы они не спадали, а рукава закатать, но с обувью были серьезные проблемы. Если в форме не по размеру женщина выглядела нелепо, то в мужских сапогах она становилась неуклюжей. Летчица Раиса Аронова вспоминала: «Нам выдавали мужскую одежду, все, вплоть до нательного белья».

На следующий день после выдачи женщинам формы Раскова получила приказ немедленно перебросить авиагруппу в город Энгельс, находящийся на Волге севернее Сталинграда, где они должны были завершить формирование и приступить к подготовке. Немцы приближались к Москве, и среди гражданского населения началась паника. В ночь с 16 на 17 октября 1941 года, когда женщины убыли в Энгельс, из Москвы вышло 100 железнодорожных составов со 150 тысячами пассажиров.

© РИА Новости РИА Новости / Перейти в фотобанкГруппа советских летчиц 586-го полка: Галина Бурдина, Тамара Памятных, Валерия Хомякова, Валентина Лисицина
Группа советских летчиц 586-го полка: Галина Бурдина, Тамара Памятных, Валерия Хомякова, Валентина Лисицина

Первых новобранцев, проведших девять дней в поезде, встретила исключительно холодная погода. Как только они приехали в Энгельс, началась серьезная учеба. За первые несколько месяцев военнослужащие 122-й авиагруппы прошли очень насыщенный и интенсивный курс подготовки. Всего было 10 занятий в день плюс два часа строевой подготовки. Штурманы дополнительно изучали азбуку Морзе еще один час и вставали раньше остальных женщин, которые спали в среднем по пять-шесть часов.

Чтобы подготовить обучаемых к суровым условиям фронта, Раскова иногда посреди ночи поднимала их по тревоге. В этом случае все должны были быстро одеться и построиться на улице, надев шинели поверх ночных рубашек, после чего девушек заставляли маршировать по аэродрому на холодном ветру, от которого у них мерзли голые ноги. Для многих девушек, которым было чуть больше 20 лет, армейская жизнь стала трудным испытанием. Некоторые до этого вообще никогда не уезжали из дома. Условия на фронте были спартанские, и девушкам приходилось туго в совершенно новой для них жизни.

Марина Раскова руководила и следила за всеми аспектами боевой подготовки. Она трудилась до изнеможения, и к концу дня порой настолько уставала, что у нее не было сил раздеться. Тогда она просто падала на кровать, не снимая форму. Обучаемым она передавала свою неуемную энергию и прививала стойкость. «Во время учебы мы иногда рассаживались в своей землянке вокруг печки, и она [Раскова] нам пела, — рассказывала штурман из 587-го бомбардировочного авиаполка Валентина Кравченко. — Она говорила: „Девочки, когда закончится война"… Она смотрела на нас, а мы сидели в своих неказистых летных костюмах, похожие на медведей… „Когда закончится война, вы наденете белые платья и красивые туфли, и мы устроим большой праздник. Не беспокойтесь: мы победим в этой войне"».

Трагическая гибель Марины Расковой

Как это ни трагично, но Раскова не дожила до победы. Когда ее полк перебрасывали на фронт под Сталинград, пилотируемый Расковой самолет разбился в условиях сильной пурги и густой облачности. Погибли все четверо членов экипажа. Расковой, командовавшей 125-м полком всего несколько месяцев, так и не довелось повоевать.

Гибель Расковой стала сильным потрясением для ее товарищей по оружию и для всего народа. 125-й полк поклялся достойно носить имя Расковой, когда 23 сентября 1943 года получил почетное звание гвардейского. По словам штурмана 125-го гвардейского полка Галины Брок-Бельцовой, для молодых летчиц Раскова стала примером и образцом для подражания. «Для душевного подъема у нас в части был портрет Расковой, и каждая из нас хранила ее фотографию в кармане комбинезона, — сказала она. — Карман был прозрачный, поэтому мы видели ее снимок. Все мы называли себя „расковцами". Она была храброй, поэтому и мы были храбрыми».

Раскову посмертно наградили орденом Отечественной войны первой степени. Ее тело кремировали, и прах захоронили в Кремлевской стене рядом с Осипенко. Раскова остро осознавала, что она со своими подругами-летчицами творит историю. В мае 1942 года она сказала летчицам 588-го полка, провожая их на фронт возле Ставрополя: «Я верю, что все вы вернетесь домой героинями. О вас будут слагать поэмы и песни. Вас будут прославлять грядущие поколения».

«Мы очень хотели показать, что умеем воевать не хуже мужчин, если не лучше»

К концу весны 1942 года женщины получили приказ отправляться на фронт. Утром 23 мая 1942 года начальник гарнизона полковник Багаев произнес короткую речь перед экипажами 588-го полка, которым вскоре предстояло впервые вступить в бой: «Сегодня впервые женский полк улетает с нашего аэродрома на фронт. Вы летаете не на шикарных машинах, а на учебных самолетах. Да и сами вы на вид не очень шикарны. Но я уверен, что вы на этих легких самолетах будет наносить мощные удары по врагу. Пусть же летит вместе с вами мое отцовское пожелание: успехов вам и боевой славы!»

«Напряжение было огромное, — сказала начальник штаба 588-го ночного бомбардировочного авиаполка Ирина Ракабольская. — Мы очень хотели показать, что умеем воевать не хуже мужчин, если не лучше. Когда они в первый раз нас увидели, то не восприняли всерьез. Они называли нас глупыми девчонками, которым еще надо играть в куклы. Они не верили, что мы умеем летать. Они вели себя очень пренебрежительно. Но за шесть месяцев их отношение полностью переменилось. В 1943-м наш полк первым в составе дивизии удостоился чести стать гвардейским».

Литвяк: первая женщина, сбившая вражеский самолет

Одной из самых известных советских летчиц в годы войны стала Лидия (Лиля) Литвяк, сбившая более десятка вражеских самолетов. Она была командиром звена 73-го гвардейского Сталинградско-Венского истребительного авиационного полка, входившего в состав 6-й истребительной дивизии 8-й воздушной армии. Литвяк также служила в 586-м и двух других истребительных авиаполках. Она родилась 18 августа 1921 года в Москве и научилась летать очень рано. Симпатичная и миниатюрная Литвяк производила большое впечатление на всех, кто с ней знакомился. Девушка была большой любительницей природы, и говорят, что она украшала кабину самолета полевыми цветами, собранными на аэродроме. Согласно существующей легенде, она нарисовала на фюзеляже своего самолета белую лилию. Никто не мог себе представить, что эта маленькая блондинка (педали ее самолета пришлось наращивать, чтобы она могла до них достать), делавшая из парашютного шелка цветастые шарфики, станет в небе грозным противником для немцев.

13 сентября 1942 года Литвяк вошла в историю, став первой женщиной в мире, сбившей вражеский самолет. В тот день она сбила два немецких истребителя в жестоком воздушном бою в районе Сталинграда, в котором участвовал немецкий ас Эрвин Майер (Erwin Maier), трижды награжденный Железным крестом. За три дня до этого он одержал свою 11-ю победу. Майер был вынужден выпрыгнуть из своего самолета с парашютом, и когда на земле его взяли в плен, он попросил познакомить его с русским асом, сбившим его машину.

Когда к нему подвели 21-летнюю Литвяк, Майер посмотрел на нее изумленно. Он не поверил и потребовал представить доказательства, что именно она вступила с ним в бой. Когда Литвяк подробно описала детали воздушной схватки (для нее это был первый воздушный бой), Майер был вынужден поверить ее рассказу. Признав горькую правду, он встал перед ней на колено и чопорно преподнес ей свои швейцарские золотые часы, которые в то время были большой роскошью в России. Литвяк в ответ на этот жест сказала: «Я не беру подарков от врагов». После этого она резко отвернулась и ушла прочь. Сбить два самолета за один день (особенно самолет прославленного аса) было выдающимся достижением для летчицы, обладавшей столь небольшим опытом.

Литвяк продолжала воевать, получив в боях несколько ранений. 1 августа 1943 года ее сбили возле города Красный Луч в Луганской области на Украине в ходе воздушного боя, в котором участвовало примерно девять советских и 40 вражеских самолетов. Только в 1979 году возле украинского села Дмитриевка были обнаружены останки женщины, похожей на Литвяк. Говорят, что она была похоронена под крылом самолета Як-1. Поскольку анализ ДНК в то время еще не делали, убедительно доказать, что найденные останки принадлежат Литвяк, так и не удалось.

Забытые подвиги советских летчиц

Молодые советские летчицы обладали мощным чувством патриотизма и искренне стремились помочь своей стране разгромить безжалостных нацистских захватчиков. Как и женщины из WASP, они искали возможность послужить Родине в час испытаний. Но русские женщины получили уникальный шанс непосредственно наносить удары по врагу и сбивать немецкие самолеты, мстя за гибель своих подруг и павших товарищей.

Несмотря на проявленный летчицами героизм, СССР вскоре забыл их военные подвиги. В 1945 году советское общество стало призывать сражавшихся на фронтах женщин снять форму и вернуться к довоенной жизни в качестве матерей и домохозяек. После Второй мировой войны советская авиация стала недоступна для женщин. Пройдет несколько десятилетий, прежде чем им снова дадут возможность сесть за штурвалы военных самолетов.

Борьба за ветеранские права

В 1972 году Женская служба пилотов ВВС США провела встречу в Свитуотере, штат Техас, на которую приехали более 300 летчиц WASP, бывших летных инструкторов и военнослужащих. Полковник ВВС в отставке Брюс Арнольд (Bruce Arnold) приехал из Вашингтона вместо своего покойного отца генерала Арнольда, отстаивавшего интересы женщин-пилотов во время войны.

На этой исторической встрече были приняты два важных решения. Во-первых, было решено встречаться раз в два года. Второе решение было амбициознее первого. Участницы встречи решили исправить несправедливость, допущенную по отношению к ним в годы войны, и добиться принятия конгрессом закона о предоставлении им звания ветеранов. В ту пору на пике активности было женское движение, и плюс к этому свое содействие предложил Брюс Арнольд, который в ВВС занимался вопросами законодательной деятельности и поддерживал контакты с конгрессом. Поэтому члены WASP посчитали, что им самое время добиться своего.

В середине 1970-х годов американские женщины активно шли на службу в вооруженные силы, где был установлен добровольный принцип комплектования. Впервые в истории женщин начали принимать в элитные военные академии и училища. В сентябре 1976 года 10 женщин проходили подготовку, готовясь к службе в ВВС, и их всячески превозносили, называя первыми военными летчицами. Летчицы из Женской службы пилотов знали, что это не так, и их оскорбляла короткая память своей страны. Поэтому они стали упорно добиваться рассмотрения своего дела на Капитолийском холме, чтобы доказать, что это они были первыми в США военными летчицами.

Через несколько месяцев в закон о ветеранах внесли поправку, которая давала летчицам из Женской службы пилотов статус военнослужащих и право на соответствующие ветеранские льготы. Произошло это через 32 года после ликвидации WASP. Сенатор Барри Голдуотер (Barry Goldwater), в годы войны вместе с женщинами перегонявший военные самолеты и служивший на авиабазе Нью-Касл, стал автором этого законопроекта.

Но вскоре ветеранские организации выступили против этой поправки, повторив историю 1944 года. Защищая свои льготы, они утверждали, что в годы войны на службе находились и другие люди, скажем, из торгового флота и патруля гражданской авиации, которые тоже могут заявить свои претензии на ветеранские права. Испытывая мощное давление, комитет палаты представителей по делам ветеранов заблокировал это предложение. Сенатор Голдуотер и Брюс Арнольд пообещали женщинам, что продолжат борьбу в конгрессе и не отступятся.

Закон принят

В марте 1977 года законопроект о Женской службе пилотов ВВС был представлен на рассмотрение повторно. На сей раз его поддержали все женщины из состава конгресса. Делом WASP заинтересовались средства массовой информации, а сами летчицы рассылали по всей стране петиции и организовывали кампании по сбору подписей в свою поддержку. Собравшись в Вашингтоне, эти женщины всячески старались показать конгрессменам, кто они такие и чем занимались, знакомя их со своими памятными альбомами, перепиской, фотографиями и официальными документами, которые они бережно хранили на протяжении 30 с лишним лет.

25 мая 1977 года бывшая летчица женской службы Дора Дауэрти Стротер дала в конгрессе показания членам сенатского комитета по делам ветеранов. Конгресс впервые услышал рассказ о программе WASP во всей ее полноте, в том числе, аргументы в пользу предоставления женщинам статуса ветеранов. «Впервые рядовые члены Женской службы пилотов ВВС получили возможность рассказать свою историю, — заявила Стротер. — Этой возможности мы ждали много лет».

Стротер рассказала о многочисленных аспектах подготовки членов WASP, а также о летных заданиях, которые носили чисто военный характер. Ее показания в конгрессе несомненно помогли устранить ложные представления о Женской службе пилотов ВВС, которые существовали в годы войны.

Хотя Американский легион и Управление по делам ветеранов были резко против законопроекта о Женской службе пилотов ВВС, палата представителей 3 ноября 1977 года приняла поправку к закону о ветеранах. На следующий день ее утвердил сенат. Для бывших летчиц, которые упорно добивались признания своих заслуг в годы войны, 1977 год стал годом WASP. Президент Джимми Картер подписал этот закон в День благодарения 23 ноября 1977 года.

Сталкиваясь с опасностями и дискриминацией

Хотя летчицы WASP и советские женщины-пилоты в годы Второй мировой войны были союзницами, они очень сильно отличались друг от друга по своим идеологическим убеждениям, по характеру выполняемых в небе задач и по отношению к воинской службе. Во время войны до них доходили только слухи о существовании друг друга. Через 45 лет после окончания войны американские и русские летчицы встретились в Москве. Это была историческая встреча друзей и товарищей по оружию. Присутствовавшие на ней женщины рассказывали о сильном чувстве единения и близости, которое они испытали, увидевшись с иностранными коллегами. Даже необходимость общаться через переводчиков и культурные различия не мешали духу товарищества.

Те опасности, с которыми сталкивались эти женщины во время войны, а также их дух патриотизма и любовь к авиации сблизили их так, как могут сблизиться только те, кто испытал настоящий страх и смотрел в лицо смерти. Пол был решающим фактором при создании и расформировании обеих летных групп. Они сталкивались с дискриминацией и предрассудками со стороны мужских экипажей и военнослужащих, но сумели завоевать их уважение. Само существование женщин-пилотов в авиации военного времени развенчивало представления о превосходстве и власти мужчин, и стирало гендерные стереотипы.

Но как часто бывает в военное время, когда общество переворачивается с ног на голову, с приходом мира и стабильности американским и русским летчицам было заявлено, что страна в их услугах больше не нуждается. В обеих странах им твердили о необходимости вернуться к своему довоенному положению в обществе. Летчицам, которые жертвовали собой и очень многого добились за годы войны, запретили поступать на службу в послевоенные вооруженные силы.

Борьба за гендерное равенство

Достижения женщин-пилотов в 1930-е годы создали важный прецедент для летчиц военного времени. Американкам понадобилось еще 30 лет, чтобы их пустили в кабины военных самолетов, а потом еще 20 лет, чтобы получить право участвовать в боях. Но если бы не достижения Женской службы пилотов ВВС, женщины вряд ли получили бы возможность служить в современной военной авиации.

Участие советских летчиц в Великой Отечественной войне стало результатом мышления, которое сохраняется в России до сих пор. Российских женщин-военнослужащих воспринимают как временное решение существующих проблем, и они не служат наравне с мужчинами. Военных летчиц отговаривали от службы в военной авиации, и сегодня мало свидетельств того, что после 1945 года у них были возможности летать на боевые задания. Несмотря на глубоко укоренившееся социалистическое прошлое, в котором превозносилось гендерное равенство, в современной России женщина-солдат это скорее аномалия, чем норма.

Во многих отношениях американские и советские летчицы во время Второй мировой войны испытывали примерно одинаковые чувства, которые описала одна из пилотов WASP: «Это было чудесное стечение обстоятельств, случайное везение в истории». Женщины-пилоты не изменили ход истории авиации. Не удалось им изменить и существовавшие в то время общественные нормы. Но благодаря своей отваге, профессионализму и решимости первые в истории военные летчицы, расправившие крылья в годы Второй мировой войны, подали пример последующим поколениям женщин в авиации.

10 марта 2010 года летчиц Женской службы пилотов ВВС наградили Золотой медалью конгресса на церемонии в американском Капитолии. Спустя 65 лет после окончания войны благодарная нация официально признала первых женщин, летавших на американских военных самолетах.