Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ABC (Испания): забытая история о женщинах, сопровождавших Колумба в Америке

© CC0 / Public Domain José Mercedes OrtegaИспанская женщина-конкистадор Инес де Суарес
Испанская женщина-конкистадор Инес де Суарес
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В том, что сегодня о них не помнят, виновата нерадивость испанцев и «черная легенда», выставлявшая испанцев насильниками и садистами. Половина эмигранток была из Андалусии, 33% — из Кастилии, а 16% — из Эстремадуры. Кроме того, большинство из этих женщин (60%) были не замужем, многие плыли с сыновьями, для них Америка представлялась способом вырваться из семейного заточения.

По подсчетам испанской короны, в XVI веке в Америку прибыли 45 327 поселенцев, из которых 10 118 были женщинами. Их история почти не известна, хотя среди них были и удивительнейшие биографии. Инес де Суарес (Inés de Suárez), например, сыграла важную роль в завоевании Чили, а Менсиа Кальдерон (Mencía Calderón), жена конкистадора, после смерти мужа возглавила экспедицию в Рио-де-ла-Плата.

Подобное забвение обусловлено недолгой памятью испанцев и, прежде всего, распространением «черной легенды», которая выставляла завоевателей насильниками и садистами. В народном воображении британцы, прибывшие в Америку, были мирными и семейными колонистами (восходит к древнегреческому слову, обозначающему «земледелец»), в то время как испанцы представляются жестокими колонизаторами (слово появилось в эпоху империализма, характерного для XIX века явления) в поисках золота и секса.

Третье путешествие Колумба

30 мая 1498 года Колумб отправился во главе флота из шести кораблей в третье путешествие в Новый свет. На Санто-Доминго он обнаружил беспорядки, мятежи и сотни больных сифилисом. Несмотря на это, Колумб отправился дальше на поиски золота, что вызвало в метрополии сильнейшее возмущение. По словам Педро Мартира (Pedro Mártir), это были «нечестивцы, жестокие враги и виновники кровопролитий», которые получали удовольствие, убивая всякого, кто противился им. А в религиозной паранойе Колумб начал видеть врагов повсюду.

Весной 1499 года [королева] Изабелла, наконец, вмешалась и отправила Франсиско де Бобадилью (Francisco de Bobadilla) разузнать на месте, что к чему. У него было королевское разрешение на арест повстанцев и захват власти в фортах Колумба. Так он и поступил. После трех удивительных, но не принесших никакой прибыли экспедиций Христофор Колумб был арестован и отправлен в 1500 году в Европу в кандалах, чтобы предстать перед Изабеллой Кастильской и объяснить свое самоуправство на новых территориях.

Бурные обстоятельства этого третьего путешествия Колумба привели к тому, что первое появление европейских женщин в Америке прошло незамеченным. Некоторые исследователи подтверждают, что женщины принимали участие во втором (1493) и даже в первом (1492) путешествии, однако массово они направились в Америку только с третьей экспедицией. Для процветания новых городов и установления в них крепких семейных уз Колумба сопровождали 30 испанок — по велению королей Изабеллы и Фердинанда.

В первой четверти XVI века более 300 мужчин последовали за этими европейскими пионерками в Санто-Доминго, так что к периоду с 1560 по 1579 года уже почти треть пассажиров на кораблях составляли женщины. Половина эмигранток была из Андалусии, 33% — из Кастилии, а 16% — из Эстремадуры. Кроме того, по данным Хосе Солиса (José A. Solís) в книге «Женщины плаща и шпаги», большинство из них (60%) были не замужем, а многие плыли с сыновьями, для них Америка представлялась способом вырваться из семейного заточения или из социальной пропасти.

Не зря по королевскому приказу 1515 года все государственные служащие должны были плыть со своими женами, а также с матерями и сестрами. Богатые, бедные, религиозные, проститутки, искательницы приключений, крестьянки… Сложно сказать, кто в основном туда ехал, но у них у всех имелся сертификат о добропорядочном поведении, ведь корона строго регулировала миграцию в Новый свет. Королевский приказ 1549 года запрещал плыть в Америку «новообращенным евреям и маврам, детям и внукам сожженных еретиков, иностранцам, родившимся за пределами испанской империи, черным и белым рабам без специального разрешения».

Забытые женщины

Среди первых испанок в Америке были такие фигуры, как Мария де Толедо (María de Toledo), невестка Христофора Колумба и вице-королева Вест-Индии с 1515 по 1520 год; Беатрис-де-ла-Куэва (Beatriz de la Cueva), которая управляла судьбами Гватемалы; Исабель Баррето (Isabel Barreto), первая и единственная женщина-адмирал Армады, которая возглавляла экспедицию по Тихому океану; Мария Эскобар (María Escobar), благодаря которой в Америке появилась пшеница; Мария-де-Эстрада (María de Estrada), которая участвовала в экспедиции Эрнана Кортеса (Hernán Cortés); Каталина де Эраусо (Catalina de Erauso), ушедшая из монастыря в Испании, чтобы остаток жизни выдавать себя за солдата; или Менсиа Ортис (Mencía Ortiz), предпринимательница, основавшая компанию по перевозке грузов.

В том, что сегодня эти имена забыты, виновата нерадивость испанцев и «черная легенда». По сравнению с милосердными, мирными и семейными поселенцами-пуританами, которые высадились в Северной Америке на «Мэйфлауэре», испанские конкистадоры изображаются бородатыми, жестокими, распутными златолюбцами. Поэтому протестантские источники часто не упоминают о женщинах и семьях в конкисте (испанской колонизации — прим. ред.) Америки, чтобы подчеркнуть хищность испанцев. Ведь выгоднее их представить грабителями и насильниками, чем любящими отцами и строителями дорог или университетов…

Неверен также миф о том, что большинство этих женщин были проститутками. Действительно, многие из них были одинокими матерями, бунтовщицами против социума, но это не делало их публичными женщинами. О переселении этих работниц заботилась сама испанская корона, желавшая контролировать конкисту вплоть до мелочей. Первый публичный дом в Америке, названный «Дом публичных женщин», был разрешен и открыт в городе Санто-Доминго в августе 1526 года, «в награду за честность города и добрую славу его матерей и для оправдания прочих убытков и неудобств».