Путешествовать необходимо и полезно – это позволяет нам по-другому взглянуть на свою жизнь. В этом в очередной раз убедилась наша группа из девяти человек, которая в июне села на поезд Москва — Владивосток и отправилась через Урал и Сибирь до самого Тихого океана.
Длина Транссибирской магистрали – 9,3 тысячи километров. Это самая длинная железная дорога в мире. Ее строительство завершили в 1916 году, и с тех пор она впечатляет путешественников из разных стран.
Сам путь по Транссибирской магистрали не менее интересен, чем место назначения. Поезд идет семь дней и минует восемь часовых поясов. За это время некоторые люди покидают свой вагон всего пару раз, а кто-то и вовсе не выходит на промежуточных станциях.
Конечно, такого я бы вам не посоветовала, хотя и согласна, что в опыте преодоления времени и пространства есть нечто экзистенциальное.
Мне сами перегоны не показались особо увлекательными. Честно говоря, первые 4 тысячи километров пейзажи за окном довольно однообразны. Леса и бесконечные болота не слишком интересны для нас, финнов, живущих в такой же природной зоне.
Однообразие разбавляют лишь деревни, опустевшие или еще живые, а также поля и огромные заброшенные промышленные объекты, которые обретают эстетическую привлекательность, стоит растительности заявить на них права. Я не могла не думать о финнах, которых русский режим в XIX веке депортировал в эти сибирские регионы.
Даже сегодня, при современных транспортных средствах, эти места кажутся отдаленными. Трудно представить, насколько далеко эти люди оказывались от дома, когда и железной дороги-то не существовало.
После Красноярска местность становится более открытой. Будто под гипнозом, часами смотришь на горы, долины и вьющиеся по просторам Сибири необозримые реки с мифологическими именами Обь, Енисей, Лена и Амур.
И вот, наконец, жемчужина Сибири – Байкал, самое глубокое озеро в мире. Оно простирается более чем на 600 километров, и в нем — примерно четверть всей пресной воды на Земле.
В этом путешествии мы своими глазами увидели, что железная дорога жизненно важна для этой обширной страны. Ее значение видно во всем: в помпезных станциях, напоминающих дворцы, огромных административных зданиях и специальных домах культуры для сотрудников железной дороги. А еще здесь день и ночь ходят множество пассажирских, а также километровых, совершенно бесконечных на вид товарных поездов.
Посмотрите, с какой профессиональной гордостью весь персонал от проводников до повара вагона-ресторана носит свою форму. Каждый проводник отвечает за свой вагон и следит там за порядком, заботится об удобстве и безопасности пассажиров и о том, чтобы любопытные туристы не забредали слишком далеко от поезда на промежуточных станциях.
С приходом ночи проводник гасит в вагоне свет, и все вокруг затихает. Даже в третьем классе, где в открытом плацкарте спят примерно 50 человек, никто не шумит. Исключение — пьяные хулиганы, которые иногда нарушают порядок и пытаются навязать свое общество другим пассажирам, в особенности иностранцам, которых в таком случае защищает персонал.
Уважение вызывает и пунктуальность движения поездов. Расписание здесь не приблизительное, а абсолютно точное. За 9,3 тысячи километров мы лишь один раз опоздали на станцию, но потом быстро наверстали упущенное время.
На многочисленных станциях на поезд то и дело ненадолго подсаживаются, а потом сходят жители глубинки, которые знакомят вас с жизнью в стране. Кого только не встретишь в купе! Например, местного мормона или веселого старичка, который с любопытством, но вполне дружелюбно забрасывает вопросами обо всем на свете, в том числе и о том, о чем в Финляндии не принято спрашивать даже у хорошо знакомого человека. Но иностранца здесь редко увидишь.
Группа солдат направляется в свою часть. Мать с дочерью едут трое суток в один конец, чтобы навестить бабушку с дедушкой. Шумная компания молодежи радостно кричит: «Домой!», когда поезд вздрагивает и отправляется.
Когда после стольких дней пути просыпаешься утром и видишь за окном купе Тихий океан — это удивительное чувство. Отпраздновав Мидсоммар (праздник середины лета — прим. перев.) во Владивостоке, городе с поразительно европейской атмосферой и архитектурой, часть нашей группы отправляется домой через южнокорейский Сеул.
И это путешествие тоже позволяет нам по-новому взглянуть на свою жизнь. После нескольких дней в густонаселенном мегаполисе с 25 миллионами жителей, в тяжелой влажной жаре, меня на некоторое время точно перестанут выводить из себя чересчур теплые деньки в Турку или толпы гуляющих у речки Аура, которые летом мешают моим спокойным велосипедным прогулкам.