Почему даже по прошествии ста лет чехословацких легионеров во многих регионах России считают бандитами, головорезами и грабителями? В этом, что парадоксально, виноваты лживые и порой от начала до конца выдуманные большевиками мифы. Свою роль сыграло и то, что всего несколько десятков тысяч чехословацких добровольцев-легионеров держали в кулаке огромную часть Сибири, все Поволжье и Урал. Это «унижение» до сих пор уязвляет гордость многих россиян. Даже через сто лет.
Россия — страна сказочно богатая, но и при этом поразительно бедная. Это страна огромной силы и такой же удивительной слабости. Там царит объективный подход к истории, и одновременно бытует масса лжи и мифов.
Российский историк Николай Дмитриев из престижного Уральского государственного университета и исследователь Александр Кручинин стоят над мемориалом, посвященным семье царя Николая Второго, убитой большевиками. Они отвечают на вопрос, почему даже через сто лет в России бытует ложь о роли чехословацких легионеров в этом преступлении, а также об их участии в массовых убийствах мирных российских жителей.
Согласно мифам, которые, что парадоксально, появляются и в чешских интернет-дискуссиях, легионеры вероломно внесли свою лепту в гибель их союзника адмирала Александра Колчака, убежденного противника коммунистов. Говорят и том, что они украли золотой запас царской России.
«Я вижу, что даже в Чехии люди верят в большевистские выдумки. Ложь и мифы, которые укоренялись в сознании людей десятки лет, всегда очень сложно изжить. Эти вымыслы нередко передаются из поколения в поколение», — снисходительно улыбается профессор Дмитриев. По его словам, наиболее частое заблуждение, касающееся чешских легионеров в России, имеет отношение к их причастности к казни адмирала Колчака. Эти мифы также нашли отражение в российском кинофильме «Колчак».
«Он был очень дисциплинированным, порядочным, честным, а также сверх меры жестким. Легионеры пытались с ним сотрудничать, но отношения с ним были непростыми», — объясняет Дмитриев.
В конце концов внутренние споры между русскими генералами и адмиралами, ненавидевшими друг друга, свели на нет зарубежную и легионерскую помощь.
А когда в ноябре 1918 года в Омске Колчак сверг демократически избранное правительство, так называемую Директорию, в которой доминировала Партия социалистов-революционеров (эсеров), он отдал жестокий приказ: утопить их подо льдом в замерзшей реке Ангаре. Предположительно, тогда погибло более 500 человек.
Это стало переломным моментом, когда легионеры дистанцировались от адмирала. Часть из них во главе с полковником Рудольфом Медеком даже подумывала из-за описанной жестокости пойти на Омск и свергнуть Колчака. Так или иначе, но эти события навсегда похоронили их эффективное сотрудничество в борьбе с русскими большевиками.
Наконец, по договору с западными союзниками чехи взяли Колчака под охрану, а затем выдали его большевикам. Историк Дмитриев утверждает, что понимает этот шаг. «Вы только встаньте на их место: после многих лет боев и после возникновения Чехословакии они были сыты по горло войной и хотели домой. Кроме того, большевики заявили легионерам, что взорвут 29 железнодорожных тоннелей, которые им еще предстояло проехать по пути домой. „Вы не доедете до Владивостока, если не выдадите нам Колчака". Что им оставалось делать?» — задается он вопросом.
По словам Дмитриева, выдав Колчака большевикам, легионеры, конечно, совершили не тот поступок, которым можно было бы гордиться. Но, с другой стороны, они часто с ним конфликтовали. Они хоть и боролись вместе против большевиков, но не считали его своим другом, не уважали его. Служить Колчаку в июне 1919 года отказался из-за военных преступлений, которые совершали его офицеры, и видный чешский легионер и военачальник Радола Гайда.
«На одной чаше весов лежала судьба 60 тысяч легионеров, а на другой — один адмирал Колчак, высокопоставленный представитель небольшевистской России. Нужно оказаться на месте легионерских командиров, чтобы осознать и понять, насколько сложным было их решение», — подытоживает профессор Дмитриев.
По словам историков, по-прежнему часто зверства контрразведки адмирала Колчака и красногвардейцев, такие как убийства, грабежи, изнасилования и сожжение деревень, сваливают на чехов. Просто чтобы русские оставались чистыми и незапятнанными.
Украли ли чехи золотой запас?
Домыслы о причастности чехов к казни адмирала Колчака не единственные. В России (и не только там) распространено заблуждение о том, что легионеры украли российский золотой запас, чтобы после возвращения в Чехословакию превратить его в золотой запас «Легиобанка». По словам Александра Кручинина и Николая Дмитриева, все это абсолютная ложь.
«Да, золотой запас попал в руки легионеров в Казани, но они тщательно его берегли. Я изучал историю появления „Легиобанка", в том числе в Чехии, и могу сказать, что все обвинения беспочвенны. Существует множество убедительных и достоверных документов, которые подтверждают, что легионеры не вывозили из России золотой запас», — говорит историк Дмитриев.
Кроме того, по словам Кручинина, состав, на котором перевозился золотой запас, все время сопровождали российские банкиры и царские финансисты, у которых все было подсчитано до копейки. И за свои подписи они привыкли ручаться головой.
«Западные союзники довольно долго поддерживали адмирала Колчака деньгами и боеприпасами, но настал момент, когда и они сказали: „Плати за ниши поставки, или они прекратятся"», — так профессор Дмитриев описывает события времен Гражданской войны в России.
Таким образом, по пути из Казани в Иркутск, где золото и адмирал были переданы большевикам, Колчак истратил треть запаса на оружие, боеприпасы и провиант для своих войск. Как добавляет Дмитриев, немалую часть золота в виде депозита положили в шанхайский банк. Остальное ушло на выплаты, а еще одна часть — отправлена в Японию». «Ведь шла Гражданская война, и царили сопутствующая ей неразбериха и хаос», — добавляет Дмитриев.
Вместе с Колчаком чехословацкие легионеры передали 322 миллиона долларов золотом. Как удалось выяснить журналисту и писателю Станиславу Мотлу для Чешского телевидения, из Сибири легионеры, конечно, привезли большие богатства (около 32 миллионов долларов золотом), но все это были в основном доходы от «бизнеса». Легионам в Центральной России принадлежало несколько шахт.
Историк Даниэла Бредлерова дополняет Мотла: «Я не согласна с тем, что легионеры украли часть российского государственного запаса, потому что просто не могли сделать этого на втором этапе: военная обстановка была насколько сложной, что вряд ли командование легионеров пошло бы на такой риск. Золото не гарантировало им свободного отъезда на родину».
Так и историк Иван Савицкий был убежден, что 90 процентов золота, которое легионеры привезли домой, они получили от предпринимательской деятельности, хотя, по словам ученого, остается непонятно, насколько законной или полузаконной она была. Вопрос, однако, в том, где проходит граница законности в условиях кровавой гражданской войны, когда чехословацкие легионы боролись за выживание.
Но уже то, что легионеры, как отмечает Дмитриев, на весьма продолжительный срок восстанавливали промышленное производство в городах, которые освобождали от красного террора, сыграло феноменальную роль в развитии уральской промышленности. «Так они давали работу местным жителям, которые регулярно получали хорошую зарплату. Их мотивировали на качественный труд. В общем, легионеры возрождали то, что большевики втоптали в грязь», — говорит историк.
Легионеры и царская семья
В России в связи с чехословацкими легионерами бытуют и мифы об их роли в трагической кончине царя Николая Второго, его супруги Александры и их пятерых детей.
В середине июля 1918 года в Екатеринбурге воцарился невероятный хаос. Город контролировали большевики, но к нему неудержимо подступали чехословацкие легионы. 15 июля красные проиграли очередной бой на подступах к Екатеринбургу. По мнению российских историков, это решило судьбу царской семьи, которую большевики держали под арестом.
«Победоносное шествие чехов на Екатеринбург, где большевики держали под арестом царскую семью в доме предпринимателя Ипатьева. Уже 17 июля, опасаясь наступающих легионеров, большевики решили покончить с царем и его семьей. Рано или поздно они все равно сделали бы это», — объясняет Дмитриев. Николая Второго и всю его семью убили.
Но, по словам Дмитриева, винить в их смерти чехов нельзя. «Вся их „вина" заключается только в том, что легионеры одерживали победу за победой, а большевики и мысли не допускали, чтобы после взятия Екатеринбурга царя могли освободить. Они очень этого боялись и, надо сказать, обоснованно. Поэтому они предпочли в обстановке паники и хаоса убить царскую семью в подвале дома Ипатьева. Они застрелили их и закололи штыками», — добавляет Дмитриев.
Говорить о Гражданской войне важно и чехам, и русским
Правдивое отражение истории Гражданской войны в России все еще является неотъемлемой частью идеологии или истории российского государства. Николай Дмитриев и Александр Кручинин по-прежнему сталкиваются с людьми, которые разделяют и популяризируют большевистскую идеологию. И в последнее время, как говорят историки, таких все больше.
Так, недавно в России вышли статьи, написанные в духе 70-х годов прошлого века. Хотя их авторы — молодые историки с «критичными и современными воззрениями», как они сами о себе говорят. «На самом же деле они описывают историю России с большевистской, то есть советской точки зрения», — анализирует Дмитриев.
Его поддерживает исследователь Кручинин. По его словам, говорить правду о событиях Гражданской войны в России очень важно и чехам, и русским. «Для чехов легионеры — герои, которые погибли или рисковали своей жизнью во имя создания независимого демократического государства. Нынешние российские чиновники любят говорить о примирении. Но для него необходимы конкретные действия, а не только разговоры. События Гражданской войны все еще разделяют Россию. Если мы будем объективно исследовать действия чехов в России, их роль в происходившем тогда, мы встанем на путь примирения и познания друг друга, исключающих ненависть», — добавляет историк.