Англичанке Вив Гроскоп (Viv Groskop) было около 20 лет, когда она приехала учиться по обмену в Санкт-Петербург. Она безумно влюбилась в молодого украинца, который играл на гитаре в рок-группе.
Чувства были настолько сильными, что Вив Гроскоп отправилась вместе с рок-группой в тур по Украине. Она побывала на берегу Черного моря, в Одессе и во многих других интересных местах. Единственная проблема заключалась в том, что объект любви не проявлял никаких признаков страсти к Гроскоп.
«Оглядываясь назад, я могу сказать, что это было трагикомично. Я делала все, чтобы он влюбился в меня, а он просто терпел мое присутствие».
Однажды вечером Гроскоп была на берегу Черного моря со своими русскими и украинскими друзьями. Чувства никуда не делись. Вив Гроскоп решила: сейчас или никогда.
Девушке, которая была на тот момент под градусом, пришла в ее влюбленную голову грандиозная идея. Когда остальные уходили с пляжа, она смело предложила своему возлюбленному искупаться нагишом при свете луны. Она сняла одежду и бросилась в море. Когда она оглянулась, чтобы проверить, пошел ли за ней молодой человек, она увидела его удаляющуюся по берегу спину.
«Было ужасно стыдно. Позже я услышала, как он сказал, что англичанка сошла с ума», — смеется Гроскоп.
Так случилось, что тогда Вив Гроскоп читала классическое произведение Ивана Тургенева «Месяц в деревне». В нем рассказывается о несчастной любви. Все герои книги влюбляются не в тех людей, ни у кого не получается добиться взаимности.
«В этой книге я нашла утешение. Конечно, сначала мне не хотелось видеть связь между героями книги и моей горькой судьбой. Когда я призналась себе в этом, стало легче. Я поняла, что уже больше ста лет назад кто-то чувствовал себя так же и справился с этим».
Тургенев знал, о чем писал: всю жизнь он бегал по Европе за французской оперной певицей.
Кто такая Вив Гроскоп (Viv Groskop)?
— Писательница, живущая в Лондоне, журналистка, стендап-комик;
— Магистр в области русского языка;
— Работала, в том числе, в российском издательстве журнала «Вог» (Vogue);
— Автор книги «Саморазвитие по Толстому. Жизненные уроки из 11 произведений русских классиков» (The Anna Karenina Fix, Life Lessons From Russian Literature).
«Анна Каренина» поразила писательницу в подростковом возрасте
Тяжело, мрачно, сложные имена. Обычно о русской классической литературе говорят именно так. К счастью, Вив Гроскоп не знала об этом, когда в 13 лет нашла в антикварном магазине «Анну Каренину». Тогда она еще не слышала ни о Толстом, ни о других великих русских писателях.
Трагическая история Анны Карениной отозвалась в душе девушки-подростка. С этого началось увлечение русской литературой, которое стало настолько серьезным, что Гроскоп стала учить русский язык в университете.
После окончания учебы близкие отношения Вив Гроскоп с Россией сохранились, поскольку она несколько лет проработала журналисткой в российском издательстве журнала «Вог» (Vogue). Она жила в Лондоне, но часто бывала в Москве и писала о российской моде, культуре и событиях.
«Книги, прочитанные в молодости, в „нежном возрасте", могут изменить жизнь. Так произошло и в моем случае».
Прочитанные в молодости «Анна Каренина» и произведения многих других классиков были для Гроскоп как ознакомительный тур во взрослую жизнь. Что такое любовь, раскаяние, смысл жизни? Читая, она начала сближаться с русским мировоззрением, в котором часто повторяется слово «судьба».
В классических произведениях часто поднимаются этические вопросы, а главные герои не могут найти решение в жизненных ситуациях. С этих наблюдений начинается книга Вив Гроскоп «Саморазвитие по Толстому. Жизненные уроки из 11 произведений русских классиков» (The Anna Karenina Fix, Life Lessons From Russian Literature). В ней рассматриваются жизненные уроки в стиле книг по самопомощи, но в качестве основы берутся книги, которым больше ста лет.
«Произведения русских классиков — замечательные книги о жизни. В них рассказывается, чего ни в коем случае не нужно делать. Например, сильно влюбляться и отправляться в неподходящий момент жизни на вокзал».
Этим примером Гроскоп делает намек на трагический конец жизни Анны Карениной. В классических произведениях есть и наставления. Например, в произведении Толстого «Война и мир» особый акцент делается на обычной жизни, рутине, хотя вокруг все кипит. Таким образом можно выжить — в том числе и пережить войну.
«Три сестры» — это лишь синдром упущенной выгоды
Одно из любимейших классических произведений русских — «Три сестры» Антона Чехова. Эта пьеса стала любимой и у Вив Гроскоп, потому что она, по ее мнению, очень хорошо отражает наше время.
«Сейчас синдром упущенной выгоды сильно представлен в жизни современного человека, особенно — в жизни молодежи. Об этом чувстве рассказывает и пьеса „Три сестры", главные героини которой тоскуют по столице».
Синдром упущенной выгоды — это навязчивая боязнь что-то упустить. Ирина, Маша и Ольга мечтают только о Москве. Они не замечают, что вокруг них — красивая жизнь, и все идет довольно хорошо. Есть шампанское, праздники и потенциальные объекты любви. Но все это оказывается вторичным в сравнении с тоской по Москве.
Тело гримировали косметикой Гроскоп
Русская душа — это понятие. Немного неясно, что оно в себя включает. Однако с ним обязательно столкнешься, если имеешь дело с русскими. По мнению Гроскоп, лучше всего это показано в романе лауреата Нобелевской премии Бориса Пастернака «Доктор Живаго».
«Это большая честь, если русский говорит иностранцу, что у него русская душа. Вначале я не очень понимала, что это значит, плохо это или хорошо. Прочитав „Доктора Живаго", я начала разбираться в этом понятии лучше».
В романе, получившем Нобелевскую премию, люди сохраняют надежду и верят в лучшее, хотя в обществе царят беспорядок и жестокость. Это произведение очень политическое, и Пастернак испытал это на своей шкуре. Он чудом избежал лагеря, но произведение, отмеченное Нобелевской премией, назвали мусором.
Вив Гроскоп впервые прикоснулась к русской душе в возрасте 18 лет, когда преподавала в Санкт-Петербурге английский язык. Одна девушка из круга ее друзей совершила самоубийство. Гроскоп была приглашена на похороны, которые проходили в «живаговских» пейзажах под Санкт-Петербургом. Вся похоронная церемония сильно отличалась от того, к чему привыкла Вив Гроскоп.
«Я не знала, как относиться к происходящему. Это было странно и ужасно, но в то же время я чувствовала свою привилегированность, раз меня пригласили на это мероприятие. Тогда я была очень молодой, но я узнала много нового об отношении русских к жизни».
Чувство замешательства усилилось, когда у Гроскоп стали спрашивать о косметике. Она удивилась, зачем ее просят взять с собой косметику. На месте выяснилось, что на лицо трупа нужно было наложить красивый макияж.
«Тогда русская молодежь с трудом могла достать косметику. Поэтому косметику нужно было принести мне».
Вив Гроскоп, конечно, одолжила свою пудру фирмы «Клиник» (Clinique) и губную помаду, но с тех пор она ими больше не пользовалась.
В Финляндию Гроскоп прилетела на Хельсинкскую книжную выставку-ярмарку. На первый взгляд Хельсинки немного напоминает ей Санкт-Петербург. Вив Гроскоп по-прежнему периодически бывает в России. Ее книга «Саморазвитие по Толстому. Жизненные уроки из 11 произведений русских классиков» вышла в России в начале 2019 года и была принята хорошо.
«Я слышала, что многие открыли для себя классические произведения заново, особенно — молодежь. Это лучшая новость для меня!»