Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Wired (США): встречайте «Кибертрак», грозу «Форда» от «Теслы»

© REUTERS / Tesla/Handout via REUTERSКибертрак от Тесла
Кибертрак от Тесла
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Илон Маск представил новейшую модель «Теслы», посулив сотни миль без подзарядки приблизительно за 40 000 долларов. Cybertruck — это значительная часть будущего Tesla, уверен автор. В отличие от роскошных джипов для настоящего бездорожья, чьи возможности редко используются на всю катушку, пикапы действительно работают.

«Кибертрак» (Cybertruck), новейший электрический пикап «Теслы» (Tesla), уже здесь, выглядит этаким треугольником из будущего и может вынести удар кувалдой по двери без единой вмятины. Пусть каждый день на нем не поездишь, но если хочешь похвалиться мастерством в производстве электромобилей — что и сделал генеральный директор Tesla и SpaceX Илон Маск (Elon Musk) на шикарном мероприятии в Лос-Анджелесе — то лучше модели не сыскать. Заодно и ради прикола Маск продемонстрировал еще одну новинку от «Теслы» — электрический же квадроцикл. Сайт «Теслы» сообщает, что производство грузовых автомобилей запланировано на конец 2021 года.

Базовая версия Cybertruck с одним мотором обойдется вам в 39 900 долларов — пробег 400 км, максимальная масса буксируемого прицепа 3 400 кг, разгон до 100 км/ч за 6,5 сек. Версия с двумя двигателями стоит 49 000 долларов, тянет 4 500 кг и разгоняться до сотни за 4,5 секунды с пробегом 300 миль с пробегом 480 км. Флагман модельного ряда стоит от 69 900 долларов, проезжает 800 км без подзарядки, буксирует до 6 400 кг и будет запущен в производство в конце 2022 года. У последней модели, как явствует из слайда, который показал Маск, будет аж три мотора, но компоновку генеральный директор не уточнил. (При одномоторной компоновке двигатель обычно устанавливается на заднюю ось, а при двухмоторной — по двигателю на каждую ось).

В ходе необычно короткой 25-минутной презентации Маск подчеркнул, как важно занять нишу в классе пикапов, одном из популярнейших сегментов американского рынка. «Нам нужно что-то новое. Сейчас нам нужна зеленая энергия», — заявил Маск со сцены в штаб-квартире Space X перед толпой фанатов и журналистов.

Как и с прошлыми моделями, «Тесла» оснастила Cybertruck всякими полезными вкусностями. Розетки на 120 и 240 вольт и встроенный воздушный компрессор превращают пикап в мобильную электростанцию для рабочих мест. Ранее Маск сообщал в твиттере, что в городе пикап сможет сам выполнить параллельную парковку (в новых автомобилях это обычное явление). Непонятно зачем, но он пуленепробиваемый — по крайней мере, из 9-миллиметрового пистолета. Но когда Маск попросил дизайнера «Теслы» Франца фон Хольцхаузена (Franz von Holzhausen) швырнуть в окно металлическим шаром, раздался громкий звон — и гендиректор смутился.

Но если закрыть глаза на некоторые неувязки на сцене, то Cybertruck — это значительная часть будущего Tesla, поскольку компания стремится расширить свое присутствие и улучшить свои финансовые показатели. По данным исследовательского бюро IHS Markit, на пикапы и легкие грузовики приходится около 15% продаж автомобилей в США, и доля их неуклонно растет с 2009 года. Ford F-150 — самый продаваемый легковой автомобиль в США уже 36 лет подряд — американцы покупают их почти по миллиону в год. Что еще важнее, пикапы приносят серьезную прибыль: как сообщает агентство «Рейтер» (Reuters), «Дженерал Моторс» (GM) выручает в среднем по 17 000 долларов за пикап. У моделей высшего класса с наворотами и ценой выше 100 000 долларов, маржа достигает 50 000 долларов. И хотя «Теслу» ждет серьезная конкуренция, поле битвы пикапов ограничивается отечественными производителями, благодаря «куриному налогу» Линдона Джонсона (Lyndon Johnson), который ввел 25-процентную пошлину на импорт легких грузовиков.

С тех пор, как «Тесла» начала выпускать доступную Модель 3 десятками тысяч, выйдя на пик во второй половине 2018 года, ей периодически удавалось выйти в плюс — главным образом, за счет объемов производства. Но для этого Маску пришлось продираться через «производственный ад». Линия автомобилей подороже поможет ослабить это давление. Как в случае с седанами и внедорожниками класса «люкс», люди готовы платить больше за место и широкие возможности, отмечает аналитик IHS Markit Cтефани Бринли (Stephanie Brinley).

Эта особенность станет ключом к успеху Cybertruck. В отличие от роскошных джипов для настоящего бездорожья, чьи возможности редко используются на всю катушку, пикапы действительно работают. Их берут подрядчики, строители и другие, кому загрузочная площадка и большой крутящий момент нужны для работы. Берут их и «цивилы», которые проводят выходные на велосипедах, верхом или на байдарках — им пикап нужен, чтобы не тащить снаряжение на себе. «Нельзя взять и заменить F-150 на Camry», — говорит Бринли.

Хорошая новость для «Теслы» заключается в том, что из пикапов получаются хорошие электромобили, и наоборот. На большие и дорогие авто большие и дорогие аккумуляторы ставить удобнее, чем на компактные седаны. Сила Cybertruck — в крутящем моменте, фишке электродвигателей, которая обеспечивает «Тесле» «невероятное» ускорение. Водители, которые ездят по заданным маршрутам, смогут запланировать подзарядку заранее. Кроме того, пикапы чаще покупают не жители многоэтажек, а владельцы одноквартирных домов — им есть где разместить зарядное устройство. С другой стороны, инфраструктура для подзарядки слабо развита в центральных штатах, где пикапы особенно популярны. Так, у «Чарджпойнта» (Chargepoint), крупнейшего в стране поставщика услуг по зарядке автомобилей, имеется свыше 500 станций в Сан-Франциско, но менее 150 в Северной и Южной Дакоте вместе взятых. У «Теслы» в Южной Дакоте лишь восемь, а в Северной — ни одной.

Поэтому немудрено, что «Тесла» — не единственный автопроизводитель, кто движется в этом же направлении. Полностью электрический новичок «Ривиан» (Rivian) планирует наладить производство своего грузовика R1T за 69 000 долларов в следующем году. Еще один стартап, «Боллинджер» (Bollinger), разрабатывает электрический пикап ограниченных габаритов для пересеченной местности. «Форд» (Ford) планирует выпустить F-150 с питанием от аккумуляторной батареи в ближайшие несколько лет. В июле его прототип сдвинул на канадской железной дороге состав весом 590 тонн. «Дженерал Моторс» объявила в четверг, что анонсированный ранее электрический пикап поступит в производство осенью 2021 года. Но ни один из этих электромобилей не составит Cybertruck настоящей конкуренции. Как подсказывает исследование Cox Automotive, покупатели пикапов руководствуются отнюдь не экономией топлива — им нужны возможности и надежность. Кроме того, по сравнению с другими водителями, они более привержены любимому бренду.

Чтобы Cybertruck добился такого же успеха, как Model 3, «Тесле» придется увести клиентов у «Форда», «Дженерал Моторс», «Крайслера» и других известных марок. Перефразируя Боромира из «Властелина колец», нельзя просто так взять и придти в Детройт. Крупные автопроизводители очень щепетильно относятся к своим грузовикам — они хорошо знают свою клиентуру и каждую новую модель разрабатывают, исходя из опыта, накопленного десятилетиями. Маск блестяще переосмысливает потребительский опыт, а радикальный дизайн Cybertruck вполне может приглянуться водителям, которые ищут чего-то «этакого». Но когда если говорить о реальных запросах водителей, то это игра в догонялки. ««Тесла» вполне может угадать, но заранее они не знают», — говорит Бринли. «Если грузовик не сможет обеспечить нужный водителям функционал, его попросту не купят». А это значит, что «Тесла» собирается в своем призвании — делать авто, которые радуют и удивляют — превзойти саму себя.

Кроме того, у «Теслы» возникли трудности с надежностью. В феврале журнал потребительского союза «Консьюмер репортс» (Consumer Reports) отозвал свои рекомендации для Model 3, сославшись на заклинивающие защелки и неисправные двери. (Поскольку «Тесла» отладила производство Model 3 и устранила эти проблемы, «Консьюмер репортс свою рекомендацию восстановил на прошлой неделе). Немало проблем было и у внедорожника Model X — в частности, из-за чересчур сложной конструкции дверей типа «соколиное крыло».

Неполадки такого рода доставят неудобство любому водителю, но тем, кому «Кибертрак» понадобится не только для разъездов, но и для работы, особенно. Приходится ведь заниматься буксировкой, ездить по бездорожью — как выразился Брайан Муди (Brian Moody), исполнительный редактор журнала «Автотрейдер» Autotrader, это «работа на убой». И если пикап «Теслы» с нагрузкой не справится, клиенты поспешат выразить свое неудовольствие.

Однако всё это имеет смысл лишь в том случае, если «Тесле» удастся превратить прототип Маска в настоящий продукт. Roadster, Model S, Model X и Model 3 — все они вышли на рынок гораздо позже обещанного срока, да и то с задержками и помехами. Кривая обучения вышла крутая. К тому же до Cybertruck «Тесле» предстоит запустить в производство Model Y, легкий внедорожник, представленный Маском в марте. Выскочка Кремниевой долины также готовит запуск грузовика и обновленного спортивного автомобиля Roadster в следующем году. Как «Тесла» сможет втиснуть в свой модельный ряд, и без того постоянно ширящийся, еще один автомобиль, непонятно.

Так что доработка Cybertruck займет еще несколько лет. И если вы рассчитываете прикупить его для работы, остается лишь надеяться, что Маск и «Тесла» тоже не будут сидеть без дела.

Алекс Дэвис заведует транспортной рубрикой в Wired, пишет и редактирует статьи с прицелом на беспилотные и электрические автомобили, авиацию и инфраструктуру. Его книга о создании самоуправляемого автомобиля выйдет в 2020 году.