Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

The Times (Великобритания): ученые дали петуха с утверждением, что Рахманинов — новатор

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Русский композитор Сергей Рахманинов признан наиболее оригинальным композитором в мире из творивших на протяжении трех периодов развития академической музыки – барокко, классицизма и романтизма. Но британский обозреватель с этим не согласен.

Рахманинов самый новаторский композитор эпох барокко, классицизма и романтизма? Музыкантов это заявление немало смутит.

В последнее время труды Рахманинова, безусловно, переоцениваются. Долгие годы его наследие ассоциировалось главным образом с мелодичными произведениями, вроде Второго концерта для фортепиано с оркестром. Однако даже самые пылкие сторонники его музыки, — проникнувшись ностальгией, необычайной виртуозностью и русской меланхолией, — едва ли бы назвали его новатором.

И если Стравинский и Шенберг действительно произвели революцию, ломая общепринятые правила радикальными ритмами и гармониями, Рахманинов держался больше гармоний времен романтизма и системы мажорных и минорных ладов, существовавшей веками. Это никоим образом не умаляет его гениальности и умения выразить в музыке острые переживания и эмоции, а лишь объясняет, почему музыковеды считают его консерватором.

Специалисты по информатике приняли три спорных решения. Во-первых, они ограничились в своих исследованиях фортепианной музыкой, тем самым исключив композиторов вроде Вагнера и Стравинского, которые почти не писали для фортепиано. Во-вторых, они, судя по всему, сравнивали композиторов лишь по аккордным последовательностям, а не по ритмам, мелодиям или радикальным отступлениям от музыкальной формы. Поскольку последовательности аккордов постепенно усложнялись в течение XVIII и XIX веков, композитор, родившийся позже других, неизбежно покажется самым передовым.

В-третьих и последних, каждого композитора надо мерить его эпохой. Бетховен своих слушателей шокировал, Рахманинов — никогда.