В сердцах десяти тысячи людей хранится десять тысяч разных поездов. Будь то захватывающий «Восточный экспресс» из детективных романов или межконтинентальный поезд, в котором бесчисленное количество в фильмах повторялся сюжет любви с первого взгляда.

Несмотря на то, что эта огромная машина, с грохотом движущаяся вперед, уже много лет не является королем транспорта, она — по-прежнему средство передвижения, вызывающее у людей особые чувства, которые нельзя так просто отпустить.

Самым классическим, конечно же, является распространенный по всему Китаю «зеленый поезд» оливково-зеленого цвета. 

Окна вагонов, которые можно открыть в любое время, сводят с ума мастеров фотографии в группах WeChat. Произносимые на манер стихотворения в вагонах поезда слова «Пиво, напитки и минеральная вода, арахис, семечки и каша "восьми драгоценностей"» на протяжении многих лет являются популярным интернет-мемом. 

Тяжелые дни тех, кто ставит свои маленькие стульчики в проходах зеленого поезда, становятся важным фактическим материалом для будущих мемуаров различных авторитетов. 

По неточной оценке вашего покорного слуги, более 1,4 миллиарда людей обожают поезда.

Недалеко от Китая есть бамбуковый поезд, проходящий через провинцию Камбоджи Баттамбанг. Маленький и искусно выполненный поезд продувается тропическими ветрами, и, хотя от его прежнего великолепия почти ничего не осталось, он по-прежнему является популярной туристической достопримечательностью.

«Бамбуковый поезд» в Камбодже

Высунуться из окна и сфотографировать себя в ярко-красном поезде, идущем вдоль побережья Шри-Ланки — то, что обязательно должна сделать любая начинающая интернет-знаменитость.

Вас нельзя назвать путешественником, если вы никогда не решались проехаться на тематическом поезде до японского острова Кюсю. Поездка дарит невероятные впечатления.

Далеко в Европе поезд линии Eurostar, которая соединяет Лондон с Парижем и Брюсселем, является первым поколением поездов TGV, больших высокоскоростных поездов, в которых большинство людей не ездило и о которых даже никогда не слышало.

Но ваш покорный слуга сегодня хочет пригласить вас в другой поезд, стиль которого будет несколько иной.

Вы говорили, что это идеальный поезд, и даже Сюй Чжэн (китайский актер — прим. пер.) снялся на нем в каком-то непонятном новогоднем фильме. Вы говорили, что этот поезд — как прекрасный распустившийся цветок в Саду Роскошных зрелищ всех железных дорог, который заставляет все остальные поезда чувствовать «классовую дискриминацию». Вы сказали, что в нынешнем году он является последним хитом интернет-знаменитостей и перевозит людей уже больше 60 лет.

Опаздываете! Скорее запрыгивайте в легендарный пассажирский международный поезд К3! Не забудьте накрепко запереть двери, иначе холодный ветер, дующий с Байкала, немедленно вскружит вам голову.

Международный железнодорожный рейс К3 — путешествие со вкусом

Обычные туристы предпочитают летать по России, и в мертвый сезон можно приобрести авиабилеты за 3000 юаней (примерно 30 тысяч рублей — прим. пер.).

Туристы, которые умеют развлекаться, начинают бронировать билеты на поезд К3 более чем за полгода. Этот настоящий «Восточный экспресс» принадлежит Пекинскому железнодорожному бюро, маршрут — из Пекина в Москву через Монголию. Протяженность пути в одну сторону составляет 7 826 километров, а длительность маршрута — 127 часов и 50 минут, что в общей сложности составляет шесть дней и пять ночей.

На поезд, который делает только две остановки в пределах Китая, стоимость билета составляет 6000 юаней.

Невероятная ситуация, когда трудно достать билет на поезд, ясно показывает, что бесполезно говорить о соотношении цена-качество на рейсе К3.

Состав впервые тронулся в путь 4 июня 1959 года, и все это время, пока 5 февраля этого года не было принято решение приостановить движение из-за эпидемии, этот братско-социалистический поезд никогда не прекращал сообщение.

По состоянию на 2018 год, общая протяженность бесперебойного перегона поездов К3 составила более 42 миллионов километров, что эквивалентно более тысячи оборотов вокруг Земли или же более 300 миллиардам стаканам ароматного молочного чая.

Очарование рейсу К3 придают вовсе не роскошные удобства

В конце концов, отдельная душевая кабина есть только в люкс-купе на двоих, а в обычном купе и плацкарте на четырех человек есть только общественный туалет, где можно лишь умыться и почистить зубы.

Чтобы уменьшить рабочую нагрузку, некоторые проводники даже запирают и туалеты, что позволяет бактериям спокойно размножаться на телах пассажиров, и спустя некоторое время от них начинает неприятно пахнуть.

Очарование K3 — это не только прекрасные пейзажи, которые открываются из окон

Это не только потрясающий чистый голубой лед Байкала зимой, пасущиеся на бескрайних монгольских лугах коровы и овцы летом, простирающиеся на километры необъятные зеленые леса России, а также уникальные архитектурные постройки небольших проносящихся мимо деревень.

И это если не упоминать еще пятичасовую остановку на станции Эрэн-Хото во Внутренней Монголии, где вы будете сидеть, обливаясь потом, без кондиционера в душном вагоне, пока происходит перестройка поезда с китайских рельсов на широкие монгольско-российские.

Особенно К3 привлекает тем, что здесь люди, любящие народные частушки, и люди, слушающими рок-н-ролл, вне зависимости от их национальности и происхождения, сидят бок-о-бок, обсуждают политику, наслаждаются пейзажами и пьют водку «Волга» и эрготоу, пока, наконец, они не разбегутся в разные части поезда из-за разных взглядов на искусство. Существует там и рыночная практика, когда пассажиры, у которых в карманах только доллары, торгуются с официантами в вагоне-ресторане и проводниками, пытаясь обменять деньги по более выгодному для них курсу.

На станции Байкал все пассажиры используют двухминутную остановку, чтобы совершить особенный ритуал: купить настоящую копченую рыбу у русской тетушки, плотно закутанной в шубу.

Люди садятся на поезд К3 не для того, чтобы отправиться путешествовать по России, К3 — и есть само путешествие

Более 100 лет традиции: ошибки российских железных дорог

Движение поездов осуществляется по известной Транссибирской магистрали. Эта железная дорога — на самом деле результат «следования моде».

В 1869 году Соединенные Штаты открыли первую «Тихоокеанскую трансконтинентальную железную дорогу», соединяющую восточное и западное побережье континента. В 1885 году была завершена «Канадская тихоокеанская железная дорога». Чтобы защитить дальневосточные территории Российской империи (и сохранить лицо), император Александр III приказал заложить Транссибирскую железнодорожную магистраль.

Всю историю строительства этой железной дороги, каждую шпалу, каждый рельс, можно описать одним словом — мошенничество!

Из-за суровых природных условий железнодорожникам приходилось тратить огромные средства на наем работников из европейской части России, Турции, Италии, Китая и даже Ирана. 

Более того, из-за высокой смертности, вызванной сильными морозами и малярией, коррумпированные чиновники управления железной дорогой скрывали отчеты, чтобы «украсть из бюджета побольше», здесь широко процветало взяточничество и хищение материалов — все это рисует необходимую картину этой сибирской драмы.

Несмотря на то, что железная дорога была построена очень быстро, на рельсах ее можно смело выгравировать слово «коррупция».

В это время российские власти практиковали «переселение по-русски». Тысячи людей в европейской части России, которые не могли найти работу, были приговорены к трудовой повинности и отправлены на строительство железной дороги, чтобы участвовать в «великом дальневосточном развитии». Из них более десяти тысяч людей, соединивших в себе все самые скверные качества человека, выбились в управляющие на железной дороге.

На самом деле этот огромный дракон, растянувшийся по территории всей России, действительно оказался хищным прожорливым зверем, на которого были потрачены колоссальные деньги. Почти сто лет спустя, когда Советский Союз распался, Транссибирская магистраль, которую все это время продолжали расширять, все еще не начала приносить прибыль. 

Тем не менее говорить о деньгах перед лицом «воинственного народа» — значит оскорбить их до глубины души такой «тяжелой» мыслью.

Несмотря на то, что во время строительства железной дороги Россию постоянно высмеивали западные страны, сегодня, когда Россия наконец ожила, она уже является самой лучшей страной по прочности железнодорожного полотна.

В отличие от быстро развивающейся пассажирской высокоскоростной железнодорожной сети в Китае, наиболее важной функцией российской железной дороги является грузоперевозка: эта дорога, протяженность которой составляет более 9 тысяч километров, ежедневно перевозит крупногабаритные грузы.

15 самых мощных локомотивов в мире находятся в России и США, и восемь из них принадлежат России.

Если вы задумаетесь о том, чтобы проверить качество пассажирских перевозок российскими поездами, то это также легко осуществить. Но перед этим лучше выполнить несколько условий:

— Например, вы можете набраться смелости и проехаться в трансконтинентальном автобусе дальнего следования, который идет 6 дней;

— Или же, например, почти в каждом городе имеется вокзал, который называется «Московский вокзал». Попробуйте отгадать, который из них в действительности находится в Москве (на самом деле в Москве девять вокзалов, но ни один из них не называется «Московский вокзал»).

— Наконец, вам также необходимо обладать сильными психологическими качествами. Когда огромная необъятная проводница встала в проходе и начала кричать «xiaofei, mei ren 50 lu» (чаевые по 50 рублей с человека — прим. пер.), китайский гид тихо напомнил, что если заплатить недостаточно, то она отключит воду или электричество. Нужно успокоиться и не поддаваться на провокации…

Поздравляю, теперь вы можете отправиться в любой крупный город России и посетить российские железнодорожные вокзалы и станции с великолепной отделкой в различных архитектурных стилях — от татарского стиля до советского барокко — а также насладиться влиянием искусства и красоты.

К3 промчался со свистом — почему этот поезд едет почти без остановок

История Транссибирской магистрали является мрачной и долгой, но и у китайского КЗ тоже есть неприятная страницы истории.

В мае 1993 года на международном рейсе К3 произошло четыре громких случая нападения на поезд четырьмя разными группами бандитов. Среди преступлений, совершенных ими, были грабеж, изнасилование и избиение.

Спустя почти год после расследования, проведенного специальной группой Министерства общественной безопасности, основные подозреваемые были успешно арестованы: более 60 членов банд были приговорены к казни, 31 человек был приговорен к пожизненному тюремному заключению.

Чтобы понять это судебное дело, нельзя не упомянуть особую «профессию», процветающую в 1980-1990-х года — спекулянты-перекупщики. Некоторые из преступников этого крупного дела — это именно те «перекупщики», которые пошли на преступление после того, как были отброшены временем в сторону.

В середине-конце 1980-х годов, на фоне двойной системы цен появились так называемые «спекулянты», которые получали прибыль от перепродажи товаров, особенно они процветали в Пекине.

В 1990-х годах политика изменилась, и активное пространство для «спекулянтов» внутри государства резко сократилось. Некоторые «международные перекупщики», которые раньше имели глобальную перспективу, начали проявлять повышенный интерес к российским и китайским железным дорогам.

Шестидневный поезд K3, пересекающий границу, естественно, стал для них отличным плацдармом для того, чтобы творить беззаконие.

Кожаные куртки, пуховики, норковые шубы, золотые цепочки… Вне зависимости о того, что перекупщики везли из глубин Китая, как только они пересекали границу с Россией, местные жители, испытывающие во многом дефицит, быстро скупали все подряд. Сначала спекулянты из Хэйлунцзяна, Пекина, затем перекупщики из провинций Фуцзянь и Чжэцзян постепенно становились все более влиятельными.

В 1994 году еще до того, как он сказал китайскому народу «Я хочу умереть за вас» Фэн Гун сыграл в новогоднем фильме «Безумный поцелуй России», добавив популярности «спекулянтам»: он не только переступил через классовое неравенство путем перепродажи товаров, но и вернулся на родину с красивой русской голубоглазой блондинкой.

В то время статус «международного перекупщика» был не таким плохим, мало чем отличающимся от положения сегодняшних интернет-знаменитостей или ведущих телепередач, и для них потратить 500 тысяч на взятку в России, чтобы установить связи на рынке китайских товаров, было пустяковым делом. До сих пор, хотя «спекулянты» давно канули в прошлое, в провинциях имеют хождение истории, как «кто-то обменял один грузовик арбузов на танк».

Однако затем среди «китайских перекупщиков» появились предатели, которые продавали поддельные и некачественные товары, что серьезно повлияло на репутацию всех китайских товаров. После пика в начале 1990-х годов китайско-российская приграничная торговля начала сокращаться.

Некоторые из этих разоренных «перекупщиков», затаив обиду, совершили немало ограблений на приграничных территориях. Наибольший общественный резонанс получило, конечно, дело о грабеже в 1993 году, когда после серии ожесточенных контратак бывшие «перекупщики», оказавшись на перепутье судьбы, совершили громкое преступление.

Иногородние русские, не щадя себя, проложили через Сибирь удивительную железную дорогу. Не дорожащие жизнью «коммерсанты» запятнали историю поезда К3, который мчится по этим путям, но этот период истории будет и дальше переписываться. 

С приходом весны этот 60-летний поезд, остановивший свое следование по маршруту лишь единожды, снова устремиться вперед. И тогда можно будет снова увидеть китайских туристов, садящихся в поезд со множеством пакетов и свертков. В левой руке они будут держать фотоаппарат, в правой — лапшу быстрого приготовления, а их телефон будет показывать бесплатные новогодний фильм.

Приятного путешествия!

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.