Революционер Ленин ненавидел табачный дым. Он не переносил его даже тогда, когда в его присутствии курили его товарищи по борьбе, с которыми он делил свою непростую судьбу. Ниже следует рассказ об одном из эпизодов из жизни этого известного борца с табакокурением.

В 1917 году, в самый разгар Первой мировой войны, находившийся в эмиграции в Швейцарии Ленин получил известие о том, что в России «разразилась революция». Он тут же решил вернуться на родину. Его товарищи через немецкого посла связались с Министерством иностранных дел Германии и поставили вопрос о выделении им специального вагона для проезда через Германию. Берлин был заинтересован в возвращении Ленина, рассчитывая на то, что с обострением революционной ситуации в России ему удастся вывести ее из войны.

Однако Ленин сопроводил требование о предоставлении специального вагона жесткими условием: чтобы на него распространялось право экстерриториальности. Пассажиры не покидают вагон ни по распоряжению властей, ни по собственной инициативе. Помощники Ленина настоятельно потребовали также, чтобы немецкие власти взяли с русских всю положенную плату за проезд, и чтобы никаких долгов за русскими не числилось. Этим Ленин намеревался выбить почву из-под возможных обвинений в том, что он является немецким шпионом, которые могли последовать после его приезда в Россию. Об этом написал в своей книге «Звездные часы человечества» знаменитый довоенный австрийский писатель Стефан Цвейг. 

9 апреля 1917 года поезд, в состав которого входил вагон с русскими, ставший впоследствии широко известным как «опломбированный вагон», отходит от вокзала Цюриха. В вагоне 32 человека: Ленин с женой, его сподвижники Зиновьев и Радек и другие революционеры. С ними их жены и дети. Женщины и дети занимают места второго класса, мужчины — третьего. Меловая черта на полу коридора отделяет суверенную территорию русских от купе двух германских офицеров, сопровождающих этот транспорт. Они не контактируют друг с другом.

Ленин привык делать все основательно и до конца. Он полностью запретил курение во всех купе. Курить можно было только в туалете. Однако вскоре перед туалетом собралась большая очередь из курильщиков и тех, кому туда нужно было по необходимости. Начались споры. Тогда Ленин из кусочков туалетной бумаги сделал своеобразные «билеты», на которых было указано время посещения туалета для курящих и количество посещений. Это стало как бы прообразом созданной впоследствии в Советском Союзе «распределительной экономики». Однако очереди и споры сразу закончились.

Товарищи Ленина находились под впечатлением его управленческого таланта в этом «деле о курении». Судя по всему, они уверились, что такой человек способен установить новую власть в России. (Из передач «Железные дороги Европы времен Первой мировой войны» канала Discovery Channel Japan).

После возвращения в Россию Ленин с руководимой им партией большевиков (впоследствии — Коммунистическая партия Советского Союза) полностью изменил всю картину XX века. Он начал насильственный отбор зерна у крестьян для того, чтобы накормить городское население. В связи с этим страну охватил голод. Ленин жестоко подавил возникшее в этих условиях в Тамбовской губернии (480 километров к юго-востоку от Москвы) восстание. В ходе него было убито 14000 крестьян. В последние годы стало известно, что при подавлении этого восстания использовались отравляющие газы.

Приведенная выше история вспомнилась в связи с разворачивающейся сейчас в Японии кампанией ограничения табакокурения. С апреля нынешнего года курение будет запрещено на всех железных дорогах страны. У меня в редакции тоже убрали специальную комнату для курения, и моему глупому организму, привыкшему рассчитывать на помощь никотина в творческих муках при написании материалов, стало резко чего-то не хватать.

Многие из тех соратников Ленина, которые стояли в очередь в туалет «опломбированного вагона» с зажатыми в руках «билетиками» из туалетной бумаги, позже были уничтожены более жестоким его последователем Сталиным. Но это печальное отступление здесь просто пришлось к слову. 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.